Писатель, преподаватель Гарвардского университета и мастер CWS Ольга Брейнингер — об особенностях жанра автофикшн:
В чем причина популярности автофикшн❓
— Мне кажется, что автофикшн не только вышел за пределы нишевой литературы, но в какой-то мере даже стал сегодня мэйнстримом. Издательства не просто обращают на него внимание, но даже используют как элементы стратегии продвижения книг. У меня есть ощущение, что, несмотря на то, что автофикшн — литературный тренд, пришедший к нам с запада, в русской литературе он сегодня значимее и, пожалуй, в разы популярнее. Современная русскоязычная литературная сцена замкнута, книгам проще «прозвучать», и поэтому создается ощущение, что автофикшна у нас много и что этот жанр на острие актуальности.
Почему же произошел всплеск интереса❓
— Я думаю, что после распада СССР литература достаточно долго еще существовала «по инерции» — пожалуй, даже слово «стагнация» не будет преувеличением. Мы увлеклись возвращенной литературой, позволили ностальгии или ресентименту поглотить себя и пропустили момент, когда нужно остановиться и посмотреть в будущее не только в прямом, но и в литературном смысле. Русский литературный процесс отставал от англоязычного лет на 20 — в умении говорить о таких темах, как виртуальная реальность, гендер, опыт угнетенных и др. Теперь эти темы приходят в российский литературный процесc, а мы ищем новый литературный язык для выражения новых смыслов. Автофикшн — в каком-то смысле и есть результат развития нашего языка и литературного мышления, потому что он дает ту самую возможность говорить по-другому, говорить на новые темы.
С чего начать человеку, который никогда не писал автофикшн, но хочет попробовать❓
— Существует два противоположных мнения о том, что делать молодому писателю: выдумывать все и не выдумывать ничего. Мне кажется, что на определенном этапе проще работать с тем материалом, который ты не только видел и знаешь, но который сам прожил. Но неплохо было бы однажды выйти за его пределы и отправиться в открытый космос фикшна.
Ближайшие мастерские Ольги Брейнингер:
❕Онлайн-курс «Автофикшн» (с 25 сентября по 16 ноября). Любая жизнь может стать захватывающей книгой. Особенно та, которую знаешь лучше всего: своя собственная.
🤍 Гости курса: Дмитрий Данилов, Галина Юзефович, Валерия Пустовая и Егор Апполонов.
🤍 Ольга Брейнингер будет вести вебинарную группу.
🤍 Цена: от 6 900 (сниженная цена при оплате до 12 сентября)
❕Мастерская выходного дня «Как создать настоящего героя» (с 19 ноября по 20 ноября). Вместе с Ольгой Брейнингер разберетесь, как придумывать персонажа, каким должен быть герой, чтобы читатель верил, сопереживал и ассоциировал героя с собой (или нет).
🤍 Мастерская проходит в очном формате, но возможно и дистанционное участие.
🤍 Автор лучшей работы получит грант — 5 000 рублей на обучение в CWS.
🤍 Цена: от 2 900 (зависит от тарифа)