Если вы не интересуетесь политикой, политика заинтересуется вами.
Шутка.
Почему государства, не создающие качественной иллюзии участия народа в собственной судьбе, являются политически неустойчивыми? Потому что априори допускают напряжение потребности в общественно-политической сфере. А так как «по странному стечению обстоятельств» такие государства еще и экономически неэффективны, неизбежно возникновение напряжения потребности и в трех оставшихся составляющих жизненного пространства.
А откуда берется такая потребность в политическом самовыражении? Она результат интеллектуального развития, роста образованности и самосознания современных людей.
Есть люди, которые не интересуются политикой? Конечно, есть. Это, как правило, связано с существенным отставанием в интеллектуальном развитии (или концентраций гениев на своей деятельности, что несравненно реже), конституциональной глупостью, органическим поражением головного мозга (например, алкоголем). Процент абстинентных колеблется от страны к стране и от эпохи к эпохе, однако тенденция его снижения прослеживается повсеместно: растет сложность задач, которые приходится решать человеку в процессе трудовой деятельности, труд физический, как это не банально, вытесняется постепенно трудом умственным. Ну или полу умственным (как пример – работа бухгалтера).
Безотрадность существования таких людей очень образно описывает Бертран Рассел:
«Человек, не обладающий вкусом к философии (не развывшийся до уровня самоосознания), проходит сквозь жизнь закабаленным повседневными предрассудками, обычными убеждениями своего века, своей среды, и мнениями, выросшими в его сознании без участия или согласия его собственного разума.
Частный мир инстинктивных интересов узок и находится в середине великого и могучего мира, который рано или поздно (чаще увы поздно) должен разрушить наш частный мирок. И если мы не можем так увеличить размах наших интересов, чтобы включить в них весь внешний мир, то мы находимся в положении гарнизона осаждаемой крепости, зная, что враг не дает нам уйти и что сдача не минуема. В такой жизни нет мира, но постоянная борьба настойчивости желаний с беспомощностью воли»
Государство было бы и радо остановить человека на данной стадии развития и не допустить его «усложнения» до «социально опасного уровня», однако этого требует самый жестокий современный диктатор – экономика.
В современном обществе рано или поздно, большинство людей достигает критического уровня самосознания, при котором формируется комплексное представление о человеке и обществе и, соответственно, возникает желание реализовать свои мысли на практике ну или максимально приблизить принципы существующей политической практики к своим собственным представлениям. При отсутствии или ограничении такой возможности и формируется напряжение потребности. Потребности, столь же ощутимой, как и базовые потребности человека (которые в той или иной мере всё же обеспечиваются для подавляющего большинства современным государством).
И чем выше интеллект человека, тем острее он воспринимает недостаток политического.
Вот почему максимальная протестная активность сегодня сконцентрирована в крупнейших городах, в первую очередь в Москве и Питере, где уровень жизни значительно выше, чем в провинции и, если исходить из пирамиды Маслоу, причин для недовольства несравнимо меньше.
Если вспомнить Болотную фронду, то ее называли «революцией норковых шуб», протестом с жиру бесящейся столичной тусовки. Шубки были, в том числе и норковые, не спорю. Но главное кремлевские пропагандисты скрывали – это был протест интеллектуально самой продвинутой части российского общества. На первом, неожиданном для всех, декабрьском «болотном» митинге я лично встретил двух гроссмейстеров. И только потому, что знал их в лицо. Что-то мне подсказывает, что их там было сильно больше.
Сделала ли власть выводы из «протестов разума» 2011-2013 гг.? Сделала.
Тот же Бертран Рассел в своей работе «Искусство мыслить» приводил три инструмента противодействия государства свободному мышлению:
«Если допустить, что условие рационального сомнения стало бы насущной необходимостью, то стало бы важным узнать, почему в мире так распространена иррациональная уверенность. В основном это следствие унаследованной нами иррациональности и доверчивости обычного человека. Но эти семена интеллектуального первородного греха питаются и взращиваются и другими факторами, среди которых три играют ведущую роль, а именно: образование, пропаганда, силовое и экономическое давление»
Цезаризм задействовал все три. Начнем с давления. Закон об иноагентах начисто отрезал любое финансирование общественной деятельности кроме как из государственного бюджета и под государственным контролем.
Насилие экономическое дополнилось и насилием физическим. «Чаще бейте в табло!» - такая рекомендация поступила всем силовым структурам.
Аналогичную рекомендацию Цезарь дал и Януковичу в 14-м. Но Украина – не Россия, там был иной состав протестующих и, следовательно, способность противостоять государственному насилию.
Другим следствием событий 2011-2013 гг. стал беспрецедентный уровень пропаганды. Градус ненависти во всех средствах массовой информации рос год от года и просто не мог вылиться ни во что иное, кроме внешней и внутренней агрессии. Процесс, кстати, не закончен, и «злые языки Цезаря» уже готовят почву для эскалации конфликта до уровня ядерного противостояния.
Что до школы, так там и менять ничего согбенно не потребовалось – она изначально у нас заточена на подавление индивидуальности и самостоятельности.
Достаточно ли всего этого для консервации цезаризма? Пока напряжение потребности не возникло во всех четырех составляющих жизненного пространства (физическом, правовом, экономическом и общественно-политическом аспектах) – Система стабильна. Иное дело, что цена этой стабильности столь высока (одна коррупционная вертикаль «съедает» треть бюджетных ассигнований, и это не говоря уже про СВО и санкции) что нет ни малейшего сомнения в возникновении революционной ситуации в самом скором будущем.
И причиной тому будут не «проделки Госдепа», а мы сами. Наш ум, наша независимость, наша гордость.