Найти в Дзене
Наука и фантастика

Ритуалы без религии: уйлоанские церемонии

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.

В предыдущей статье речь шла о священных и запретных для посторонних ритуалах выходцев с погибшей планеты Уйлоа - "церемониях у очага".

Очаг-камин. Изображение из открытых источников.
Очаг-камин. Изображение из открытых источников.

Моя героиня, Юлия Цветанова-Флорес, тоже долгое время не знала о существовании таких ритуалов, хотя ей было известно, что ее учитель, магистр (затем - профессор) Джеджидд - потомок уйлоанских императоров, принц Ульвен Киофар. Лишь в книге "Двойное кольцо", когда выходит замуж Маилла, племянница Ульвена, Юлия узнает о существовании "церемонии у очага" и о том, что вершителем церемонии является сам Ульвен как верховный иерофант.

Иерофант. Карта таро. Изображение из открытых источников.
Иерофант. Карта таро. Изображение из открытых источников.

Юлия думает, что это всего лишь красивый старинный обряд, и по девичьему легкомыслию просит Ульвена совершить его в честь ее будущей свадьбы с Карлом-Максом. Это вызывает шок у благородных родственников принца - матери и старшей сестры. Приобщить инопланетян к уйлоанскому таинству - кощунство!

Но Ульвен всё-таки решается на это в книге "Око космоса" и, как считают некоторые родственники, навлекает на себя и свой род проклятие. Зато Юлия и Карл, как посвященные, после этого присутствуют еще на нескольких церемониях, а одну из них Ульвен совершает в честь рождения у них двух дочерей, Лауры и Валерии (их нарекают на уйлоанский манер - Лаураа и Валлериаа).

Естественно, Юлия, от лица которое ведется повествование, нигде не разглашает подробностей церемоний. Но кое-что из ее рассказов можно понять.

Основные типы церемонии у очага - церемония бракосочетания, церемония наречения имени (очень важная для уйлоанцев: они празднуют не день рождения, а день наречения, ибо без имени и без приобщения к Очагу ты никто), церемония благодарения, церемония очищения, церемония поминовения умерших. Ну, и верх торжественности - тройная церемония, которую Ульвен в качестве императора-иерофанта пытается совершить в конце книги "Алуэсса" на планете Лиенна, где поселилась другая диаспора уйлоанцев. В принципе, почти любое важное событие в семейной и общественной жизни может стать поводом для церемонии, и верховный иерофант имеет право вносить изменения в тексты и ход существующих обрядов.

Почему он называется у меня иерофантом?

Потому что это, с одной стороны, неотъемлемая функция императора или принца (он не может не быть иерофантом в силу своего происхождения), а с другой стороны, это вовсе не профессиональное жречество или священничество. Так, Ульвен вправе не пользоваться своим титулом принца и вести обычную жизнь преподавателя, ученого и переводчика под псевдонимом "профессор Джеджидд", но он никоим образом не может избавиться от обязанностей иерофанта. Это совсем не тот случай, когда допустимо просто отречься от сана и заявить - "я устал, я ухожу". Он подумывает о таком шаге в "Оке космоса" (глава "Попытка абдикции"), но всё-таки не решается его осуществить. Ибо это означало бы полный конец идеи уйлоанской империи со всеми ее традициями и утрату исторической памяти уйлоанцев.

Я решила не изобретать какого-то уйлоанского слова, а воспользоваться греческим, восходящим к Элевсинским мистериям:

"Иерофа́нт (греч. ἱεροφάντης «показывающий священное») — у древних греков старший пожизненный жрец при Элевсинских таинствах. Он должен был происходить из семьи Кериков или Евмолпидов" (Википедия).

У греков, помимо жрецов-мужчин, были и жрицы-женщины, в том числе жрицы Деметры и Персефоны - главных богинь Элевсинских мистерий.

А у моих уйлоанцев вполне в чести иерофантессы - изначально это женщины и девушки из семьи императора, который сам дает им посвящение и наделяет своей духовной силой.

Тут еще один прототип: "девы Солнца" у древних инков (принцессы-жрицы, обитавшие в городе-храме Мачу-Пикчу). Но уйлоанские иерофантессы - не затворницы и не монахини. Они становятся священными особами лишь во время церемоний, а так ведут обычную мирскую, семейную и светскую жизнь.

В "Хранительнице" иерофантессами становятся ближайшие к Ульвену женщины: его любимая младшая сестра Иссоа, его племянница Маилла и его жена Илассиа. Ученица, Юлия, естественно, никакой иерофантессой стать не может - она инопланетянка. Ей дозволено только присутствовать на церемониях.

Изображение из открытых источников. Это не уйлоанки, но кое-чем похожи (зеленоватая кожа, третий глаз у центрального персонажа, отсутствие волос, стройные гибкие фигуры).
Изображение из открытых источников. Это не уйлоанки, но кое-чем похожи (зеленоватая кожа, третий глаз у центрального персонажа, отсутствие волос, стройные гибкие фигуры).

При обычных семейных обрядах иерофант осуществлял церемонию сам, но в особо торжественных случаях ему требовался помощник или даже несколько помощников - младших по рангу иерофантов или иерофантесс. В тройной церемонии на Лиенне помощников было четверо.

Возникает законный вопрос: в какой мере церемонии у очага - религиозное явление?

Думаю, в какой-то - да, а в какой-то - нет.

Единой религии в нашем смысле у уйлоанцев не просматривается. Культ императора-иерофанта на Уйлоа был во многом явлением государственной религии, основанной на идеологии, а не на духовных поисках истины.

Прообразом тут тоже были некоторые античные традиции - в частности, древнеримская. Глава коллегии жрецов, верховный понтифик, он же rex sacrorum ("царь священных обрядов") - фигура политическая, это должность, а не призвание. Должность верховного понтифика в молодости получил Гай Юлий Цезарь, который в богов особо не верил, но встать во главе всех жреческих коллегий - большое отличие.

В условиях Тиатары, где нет никакого императора (у семьи Киофар нет политической власти, а принц Ульвен вообще питает к ней отвращение), эта государственная религия становится бессмысленной. Но церемонии у очага всё равно проводятся, пусть не для всех, и довольно редко. Поэтому можно сказать, что это ритуалы без религии. Каждый волен придать им собственное духовное наполнение. Вместе с тем они отнюдь не формальны, и Юлия признается, что во время церемонии у очага явственно ощущала ее сакральность.

Иерофантесса. Изображение из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам.
Иерофантесса. Изображение из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам.

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!