Из того, что я услышал о "новой" короткой программе Вероники, можно выделить два основных мнения. Первое - красивое платье, а второе - "Ай-яй-яй, как можно - Сен-Санс и Чайковский". Если с первым трудно не согласиться - платье и правда получилось красивучее, то со вторым можно и поспорить.
Естественно, что это два разных музыкальных произведения, 1875 и 1886 года выпуска. Разные цели, разные задачи и абсолютно разный смысл. Однако, ведь мы говорим не только о музыке в автономном аспекте, а подразумеваем симбиоз музыки и хореографии. И, кто знает, был бы вообще создан "Умирающий лебедь", если бы Михаил Фокин не репетировал в 1907 году "Лебедя" Сен-Санса , играя на мандолине, и именно в этот момент к нему зашла Анна Павлова и попросила помочь с выбором, что станцевать на концерте Императорского хора? Лебединое Озеро уже давным-давно было создано и станцовано Павловой, и Фокиным, поэтому набросать шедевр мировой хореографии было делом пяти минут. Все хореографы опираются на тот багаж, которые получили, танцуя сами. Даже финальная поза, это поза Одетты , которую представил Лев Иванов. Так мы получили новый вид хореографического искусства - миниатюра. Прародитель наших современных эстрадных танцев.
Но, это ещё не всё. Во первых , эту постановку увидел сам Сен-Санс и был крайне удивлён, говоря, что даже и не думал в таком ключе, но, спорить не стал и постановку разрешил исполнять, в отличие от других частей сюиты "Карнавал животных".
А вот второе и самое главное, это то что сказал сам Михаил Фокин по поводу характера образа Лебедя -
«Это танец всего тела, а не танец ног, каким был старый балетный танец. Роль рук не менее, если не более, важна в этом танце, чем движения ног. Всякое реалистическое изображение физического страдания должно быть исключено совершенно. Жизненный жест, из которого развивается танец, должен быть возвышен над подлинной правдой, до правды художественной. Сведение танца к имитации птицы есть заблуждение многих исполнителей. Исполнение может быть более лирическое или более драматическое. Я допускаю оба характера интерпретаций и предлагаю исполнительницам следовать по пути, подсказанному их индивидуальностью».
То есть, сам балетмейстер допустил различные варианты воплощения, и это знали все, кто танцевал эту миниатюру. Поэтому, двух одинаковых Лебедей не существует, каждая балерина пытается привнести что то своё. Мало того - Агриппина Ваганова именно под влиянием танца Павловой стала изменять хореографию Одетты, добавляя больше "птичьего" в её образ. Так что, современная Одетта, это не только хореография Льва Иванова и Фокина, это то, что получилось в результате хореографической интерпретации музыки Чайковского и Сен-Санса, как бы это не удивляло.
Имела ли право Радионова миксовать Сен-Санса и Чайковского? Учитывая всю историю - вполне.
В одном лишь штаб Плюшевых слукавил - конечно же эта короткая программа готовилась, как часть будущего шоу "Лебединного озера", и появилась в виде соревновательной классической программы только после потока критики "взрослых" программ Вероники. Ну, это уже не нашего ума дело - поменяли, и хвала Дионису -)
P.S Вероника теперь на каждом выступлении будет на всякой фигне ошибаться? Может, в церковь девочку сводить?
Рим - для римлян! -)))
#фигурное катание