Первое, что бросается в глаза, когда спускаешься вниз от южного портала Рокского тоннеля, это буйная, зелёная растительность. Северные ветра доходят до Главного Кавказского хребта, выдувают, всё, что можно выдуть, и останавливаются там. Закавказье — настоящие тропики с джунглями на отрогах гор!
Я уже рассказывал, как я оказался в Рокском тоннеле, связывающем Южную Осетию с внешним миром, ссылка об этом будет в конце статьи. Пролетев по тоннелю почти 4 километра, мы оказались по ту сторону высоких гор, в совсем другой стране (формально).
На этой стороне дорогу тоже постоянно слизывают обвалы и камнепады, селевые потоки. Но работа по укреплению трассы идёт вяло, по сравнению с российской стороной.
С верхних витков серпантина Рукского перевала видим уже привычный арт-объект — здание заброшенного недостроя-отеля и едва различимую надпись белыми бетонными буквами на склоне «СПАСИБО, РОССИЯ».
Надпись появилась здесь в 2009 году, на следующий год после августовских событий 08.08.08.
Оглядываюсь. За спиной остаётся неприступная стена Кавказского хребта, в которой в 1984 году советские строители пробили сквозную дыру, длиной почти в 4 километра, на высоте 2000 метров.
Бодро катимся вниз и поздравляем друг друга с очередной новой страной в списке :) Пусть и непризнанной большинством.
Глядя на заброшенные строения и деревни вдоль южносоетинского участка Транскама, хочется просто молчать. Эта земля пропитана кровью и слезами тысяч мирных жителей, ставших жертвами грузино-осетинского межнационального конфликта.
Ещё раз оглядываюсь на бесконечные витки пройденного пути. Стало заметно теплее — мы на Южном Кавказе :)
Транскам ведёт нас к столице Южной Осетии, Цхинвалу, до которого остается чуть более 50 километров.
Первый населённый пункт по пути — село Верхний Рук, по имени которого и был назван перевал и Рокский тоннель.
В селе живут этнические осетины, 2-3 десятка человек.
Здесь находится таможенный пост, где машину ещё раз бегло осмотрят и пропустят дальше.
Дорога очень живописная! Вдоль Транскама идёт основная ЛЭП из России, питающая Цхинвал и сёла Южной Осетии.
Перед селом Багиата останавливаемся у источника минеральной воды, который находится прямо у дороги. Он похож на ржавый гейзер в миниатюре, периодично выбрасывающий воду. Она гидрокарбонатная натриевая, с сильным привкусом железа и сероводорода, среднегазированная.
Где-то недалеко есть скважины, из которых воду разливают по бутыкам и продают под таким же названием «Багиата»
Спустились с гор в долину, населённых пунктов становится больше. Появляются первые заправки. На «Газпроме» пропан стоит 25 рублей.
Много и разрушенных, грузинских заправок. На козырьке видны следы горения.
Ещё одна заправка, уже рабочая. 92-й по 50 рублей, 95й - 52 р. Качество сомнительное. Местные советуют заправку на въезде в Цхинвал, красно-жёлтых цветов.
За 8 километров до указателя «Цхинвал» начинается участок дороги, который в народе прозвали «мёртвой милей». На этой территории находятся несколько грузинских поселков, жители которых были изгнаны в 2008 году. Здесь всё разрушено — дома, школы, мосты. Не сожжгли, а именно сравняли с землёй бульдозерами, чтобы некуда было возвращаться. Я не хочу давать никаких оценок тем событиям. Война — это всегда трагедия для обеих сторон, какая бы доля вины на ней не лежала. Заложниками и жертвами политических амбиций всегда становятся обычные люди, и их нельзя осуждать.
Не тронули только грузинские церкви и дома осетин, которые тут жили. Перед тем, как покинуть зону боевых действий, они помечали свои жилища фамилиями, чтобы их не обстреливали и не разрушали.
Цхинвал был сильно разрушен в 2008 году, но сейчас уже практически полностью восстановлен. Покажу его в следующей статье.
***
Автор: Алексей Мараховец
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Trips & UrbEx — несколько интересных историй уже ждут своей очереди!