Найти в Дзене

Формирование воинского искусства рукопашного боя в армии Петра I

Менялись эпохи, совершенствовалось оружие, меняя тактику сражений, но роль рукопашной схватки на поле боя оставалась неизменной. В завершении побед именно она, по мнению Петра I, имела решающее значение. В петровскую эпоху произошло формирование русского армейского рукопашного боя, вобравшего все самое передовое и эффективное из национального и европейского опыта, из восточных систем. Великий реформатор, при создании новой российской армии, нисколько не считала зазорным для себя учиться военному делу и воинскому искусству не только у союзников, но и у неприятеля. Непревзойденными мастерами рукопашного боя в Европе считались шведы, солдаты Карла XII были отменными фехтовальщиками. В отличие от тактики других европейских армий шведы чаще других использовали холодное оружие. Эскадроны шведских драгун атаковали врага без единого выстрела, только лишь шпагами! При Петре I были созданы специальные команды, которые во время стычек с неприятелем охотились за наиболее искусно владеющих оружием

Менялись эпохи, совершенствовалось оружие, меняя тактику сражений, но роль рукопашной схватки на поле боя оставалась неизменной. В завершении побед именно она, по мнению Петра I, имела решающее значение. В петровскую эпоху произошло формирование русского армейского рукопашного боя, вобравшего все самое передовое и эффективное из национального и европейского опыта, из восточных систем.

Великий реформатор, при создании новой российской армии, нисколько не считала зазорным для себя учиться военному делу и воинскому искусству не только у союзников, но и у неприятеля. Непревзойденными мастерами рукопашного боя в Европе считались шведы, солдаты Карла XII были отменными фехтовальщиками. В отличие от тактики других европейских армий шведы чаще других использовали холодное оружие. Эскадроны шведских драгун атаковали врага без единого выстрела, только лишь шпагами!

При Петре I были созданы специальные команды, которые во время стычек с неприятелем охотились за наиболее искусно владеющих оружием шведами. Их пленяли и заставляли вступать друг с другом в поединок, сами же русские солдаты при этом окружали пленников живой стеной и запоминали хитрые выпады, ловили каждый финт и мудреный удар, учились у них фехтовальному искусству. Иногда и сами вступали в поединки с пленниками, познавая мастерство врагов.

-2

Стрелковое оружие тех времён было неточным, ощутимый урон противнику наносился только при массовой стрельбе. Поэтому, понимая техническое несовершенство огнестрельного оружия, Петр I вводит в рукопашную подготовку новое оружие и приёмы ведения боя.

До 1708 года на вооружении петровской армии состояло кремневое ружьё – фузея, имевшее для рукопашного боя тесак-багинет с деревянной рукоятью и прямым широким лезвием около полуметра длиной, вставляющийся внутрь ствола. Бой таким оружием было вести неудобно, багинет часто выскальзывал из ствола.

-3

С 1708 года в русской армии вводится на вооружение штык с трубчатой основой и боковой шейкой.

-4
Стоит заметить, что подобный штык появился впервые во Франции, но распространения не получил. Лишь только когда шведы с 1696 года ввели его у себя, более усовершенствовали и он зарекомендовал себя преотлично, то все европейские армии приняли этот образец на вооружение.

Ведение рукопашного боя ружьем со штыком велось, как правило, двумя руками со всевозможными вариациями ударов, уколов, подножек, прогибов. Любая часть ружья, будь то приклад, цевье или ствол, использовалась в схватке на поражение противника или на парирование ударов. Пётр I превращает штык из оборонительного оружия, как это было на Западе, в наступательное. Значительная часть военных уставов того времени посвящена приемам штыкового боя, были введены новые команды для действия штыком: «мушкет перед себя», «мушкет на руку», «коли в четыре оборота» и т.п.

Существовала «шведская» манера ведения рукопашного боя в пешем строю. Заключалась она в использовании левой рукой мушкета со штыком, а в правой – шпаги. Мушкет выполнял атакующую роль в качестве выброса или удара в сторону противника, и тот должен был парировать его, чтобы обезопасить себя и тем самым оставлял себя незащищенным… Очередь шла за шпагой атакующего и для неискушенного в тонкостях боя солдата эта схватка могла окончиться трагически.
-5

Петровские воины быстро перенимали «хитрость» противника и в дальнейшем достаточно успешно практиковали шведский «двойной манир», используя также вместо ружья протазан или алебарду. Манера та же: протазан или алебарда – в левой руке, шпага – в правой. В качестве дополнительных элементов для ведения рукопашного боя использовались пистолеты, держащиеся за рукоять или ствол, ножны шпаги, предметы амуниции, головные уборы, выполнявшие чисто защитные функции.

В боевом фехтовании большое значение играла гарда – чашевидное или дужкообразное прикрытие кисти руки. Выполняла она не только защитные функции. Нередко бойцы применяли её для нанесения ударов, специальными гардовыми крючками и «усами» производили «захваты» и обезоруживали противника.

Заимствуя передовой западный опыт, Пётр при этом не отказывался от всего лучшего, что было в национальном боевом искусстве. Набранные из народа воины хорошо владели традиционными приемами кулачных и палочных боев, если в других государствах главное внимание уделялось индивидуальным поединкам, то у славян, наоборот, большое распространение получили массовые действия («стенка на стенку» и т. п.), имеющие выраженный прикладной характер.

Непревзойденными бойцами были казаки, приученные с детства к боевой жизни, они были настоящими виртуозами во владении оружием, имели свои традиции, особенности, привычки и правила ведения рукопашного боя.

Обучение драгун-новобранцев включало набор упражнений по конному тренажу (вольтижировке с оружием), штыковому бою, стрельбе, рубке лозы клинком, фехтованию в конном и пешем строю, сечению воды с «протягом», кручению восьмерок, «мельницы» и т.д..

-6

Ведение боя на штыках имело ту же систему, что и в пехоте.
Тренировки с клинком начинались с изучения правильных стоек, разработки кисти и плечевого пояса. Система боя подразделялась на удары с уколами и парирование с дальнейшим переходом на поражение противника. Действие клинком при рубящих ударах шло «отплеч», «из-подлоктя», «из-заголовы», «от боков». Парирование – на прикрытие головы, плеч, боков, ног и на отвод уколов, направленных в различные части тела.

-7

Кавалеристов учили быть гибкими, развивать торс для максимально возможного вращения в седле во время боя, а в пешем бою использовать уклонения, прогибы, удары головой, ногой, кулаком.
Казачья пика употреблялась «двуконечно»: наконечник – для укола и тупой конец – для удара.
Даже в обмундирование и экипировку драгун вводились элементы для более успешного ведения рукопашного боя. Например, полы кафтана подворачивали за пояс, в треуголку вставляли железные обручи-кастеты для предохранения головы.
Но прежде всего каждый драгун должен был мастерски владеть своим оружием.

Особых навыков и умения требовал рукопашный бой в морских сражениях. Основой морского боя в петровскую эпоху был абордаж — сцепка судов для рукопашного боя. После отчаянной оружейной перестрелки суда шли на сближение. Для сцепки использовались корабельные багры, алебарды, «кошки» — трех- и четырехконечные крюки на пеньковых канатах. Как только происходила сцепка, атакующие русские матросы и солдаты бросались на абордаж, самые отчаянные первыми перескакивали через борт судна, некоторые смельчаки («альбатросы») перелетали на неприятельское судно с помощью веревочных снастей или прямо с корабельных парусных рей. Защитное снаряжение при этом мало годилось к применению. При падении в воду оно работало, словно камень на шее, и тянуло ко дну. Фузея с багинетом не давали возможности развернуться на тесной палубе. Оставалось использовать пистоли, шпаги и кинжалы, клинки и топоры.

-8

Использовались самые разнообразные абордажные приспособления и комбинированное оружие (например, пистолет со штыком, абордажный кортик с крючком). Вот где была нужна выучка и дерзость, ловкость и боевое искусство сражающихся.

-9

Петр I сумел учесть особенности русской народной армии, особенности характера русского народа, решающего по старинным традициям судьбу боя в рукопашной схватке. Петровская школа стала фундаментальной в развитии этой стороны воинского искусства русской армии, в последующие десятилетия изменения происходили лишь в незначительных деталях.