Найти тему
Строительная Орбита

Антон Глушков: «Необходимо увеличивать количество специалистов в отрасли, повышать качество их квалификации и подготовки»

Национальное объединение строителей, активно занимающееся вопросами законотворчества, нормотворчества, повышения квалификационного уровня профессионального объединения, в текущих условиях продолжает активную работу. Ответы на самые актуальные вопросы, волнующие строительное сообщество в 2022 году – в интервью с президентом НОСТРОЙ А.Н. Глушковым.

- Антон Николаевич, непростая ситуация, которая сложилась на российском строительном рынке, волнует весь стройкомплекс и вы­зывает тревогу за будущее. С каки­ми основными проблемами сегодня сталкиваются строители?

– Действительно, в 2022 году сло­жилась непростая ситуация, при ко­торой зарубежные санкции в отно­шении Российской Федерации стали причиной существенного снижения платежеспособности населения. Про­изошло сильное удорожание стоимости проектного финансирования, увели­чились цены на жилье. В результате существенно снизилось количество потенциальных покупателей, пре­тендующих на приобретение жилья в новостройках. Это не пустые слова, а статистика, подтвержденная компа­нией ДОМ.РФ – лидером, выдающим ипотечные кредиты на приобретение жилой недвижимости. Отмечу, что почти 60% приобретаемого жилья покупается в ипотеку. По данным ДОМ.РФ, в 2021 году, до введения санкций, кредитов на покупку жилой недвижимости было выдано практически в 4 раза больше, чем за тот же период в 2022 году.

Также есть существенные проблемы проектного финансирования. Боль­шая часть строительных организа­ций, которые планировали вводить в реализацию новые проекты, про­сто отказалась от планов. Это связано непосредственно с невозможностью прогнозировать риски как краткосроч­ные, так и долгосрочные. Фактически многие строительные компании пыта­ются воздержаться от начала нового строительства. Тем не менее, существу­ют проекты, строительство которых началось в 2022 году и ведется за счет заемных средств, они строятся в штатном режиме.

Не могу не упомянуть, что по новым правилам более 80% жилья в Российской Федерации строится с использованием эскроу-счетов, гарантирующих сохран­ность финансовых вложений граждан в строительство. Из-за такого обнов­ленного механизма расчетов, несмотря на его многочисленные преимущества, в сегодняшней ситуации существенно возрастает себестоимость не только строительства, но и длинной состав­ляющей производственных цепочек. В настоящее время практически все застройщики ра­ботают над непростой задачей снижения издержек на строительство новых домов. Проблема заключается в том, что средств, выданных изначально в рамках кредитных договоров, становится недостаточно. Доля, вкладывае­мая застройщиками на обслуживание заемных средств, сегодня гораздо больше. В 2021 году она варьировалась в рамках 3% от общей стоимости новостройки. К 2022 году, по мнению экспертов, закладывается уже порядка 10% затрат на обслуживание кредита.

Непростые условия, сложившиеся сегодня, вынужда­ют застройщиков корректировать бизнес-модели. Они пересматривают характеристики строительных проектов, выстраивают новые цепочки поставок стройматериалов, формируют абсолютно новую тактику развития в условиях жестких санкций Запада.

- Мы знаем, что высокий объем ввода строительства жилья за последние пять лет был достигнут, преиму­щественно из-за многочисленных мер господдержки строительного сектора. Спрос по большей части был простимулирован возможностью получить выгодные ипотечные кредиты по новым программам. Хотелось бы узнать, какие еще меры государственной поддержки, по вашему мнению, стоит ввести, чтобы активировать отрасль, повысить интерес граждан к приобретению жилья в новостройках.

– Правительство Российской Федерации и Минстрой России оказали колоссальную поддержку строительной, дорожно-строительной отрасли. Тем не менее, резко из­менившаяся экономическая ситуация, по нашему мнению, вынуждает принимать ряд новых мер.

Поддержка жилищного строительства сегодня также заключается в установлении новых правил по передаче объектов долевого строительства участникам долевого строительства. Целями таких изменений были установление приоритета обращения участника долевого строительства с требованием об устранении недостатков в передаваемом объекте и распространение опыта досудебного урегулиро­вания споров на сферу участия в долевом строительстве. Также приняты антикризисные меры, устанавливающие мораторий до 1 января 2023 года в отношении возмож­ных финансовых санкций к застройщику по претензиям к новостройкам. Мера временная, но необходимая.

Согласно поручению Президента РФ были пересмотрены условия ипотечной программы с господдержкой и сохра­нены действовавшие льготные ипотечные программы. С 22 июня 2022 года ставка по ипотеке вновь снизилась и составила до 7%. Максимальный размер кредита для субъектов России сохранился с апрельских показателей, что составило 6 млн руб. Сохранились и льготные про­граммы для молодых семей, была сохранена сельская и дальневосточная ипотеки.

Хотелось бы отметить и то, что сроки действующих разрешений на строительство, которые истекают в ав­густе текущего года, автоматически продлеваются еще на один год.

До конца года государством продлено действие меха­низмов увеличения стоимости контракта на строительство, капремонт, реконструкцию, проведение работ по сохра­нению памятников архитектуры, но изменение стоимо­сти не должно превышать цифры 30%. Для согласования новых условий подрядчик и заказчик обязаны заключать допсоглашение.

Благодаря принятым мерам за первый квартал 2022 года введено порядка 30 млн квадратных метров жилья. От­мечу, что это на 6% больше, чем за прошлогодний период.

Что касается административных процедур, в 2022 году существенно снижается максимальная продолжитель­ность сроков согласования проекта генерального плана поселения, городского округа. Также сокращается срок проведения общественных обсуждений, публичных слу­шаний касательно проектов генеральных планов, про­ектов планировки территории, межевания. Кроме того, появляется возможность одновременного изменения в генплане поселения, городского округа, правилах зем­лепользования и застройки. В таком случае публичные слушания ведутся по двум таким проектам одновременно. Введение подобных мер способствует сокращению про­цедур на 30%, в результате формируется экономия для отрасли общей суммой 2 трлн рублей.

- Серьезной поддержкой строителей в условиях сильного роста строительных ресурсов на рынке яв­ляется утвержденный в 2021 году Правительством РФ механизм изменения цены контрактов. По поручению главы Минстроя России НОСТРОЙ ведет мониторинг исполнения в регионах постановления Правительства РФ № 1315. Насколько активно сегодня проводится эта работа?

– Национальным объединением строителей, Минстроем России и Главгосэкспертизой был проведен ряд меропри­ятий, а также создан отдельный портал на ФГИС ЦС для разъяснения вопросов, возникающих при реализации по­становления №1315. Это важная мера, поскольку на на­чальном этапе действия данного механизма возникало немало вопросов по его реализации.

Механизм 1315 позволяет спасти бизнес и достроить объекты. Средняя величина сметной прибыли в стро­ительном контракте – 6-7%, а величина строительной инфляции, которую мы посчитали на основе индексов Минстроя России – 17%. Это показывает, что компания без убытка не сможет выполнить контракты.

По поручению Минстроя России нацобъединение проводит мониторинг исполнения постановления № 1315 в регионах. На сегодняшний день получено более 2 тысяч повторных заключений экспертизы на изменение цены контракта, где среднее удорожание колеблется в районе 20%.

Несмотря на прорыв в данном вопросе, проблемы все же остаются. Есть те, кто рассматривает возможность уве­личения цены контракта в рамках существующих лимитов. Но мы понимаем, что их недостаточно, они были посчитаны в старых ценах, их необходимо пересматривать.

В 2022 году Правительством РФ приняты новые норма­тивно-правовые акты, которые направлены на послабле­ния по корректировке существенных условий договора на выполнение работ. Ими внесены поправки в уже дей­ствующий механизм изменения цены контракта в связи с ростом цен на строительные ресурсы, так, например, увеличение цены контракта в связи с ростом цен на стро­ительные ресурсы уже не ограничивается 30%.

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 28.06.2022 № 1148 «Об изменении существенных условий государственных контрактов, предметом которых явля­ются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315» дало возможность пере­сматривать контракты для дорожников. Дело в том, что при дорожном строительстве ряд работ торгуется как содержание дорог, или просто ремонт, что не подпада­ло под 1315, но где проводились строительные работы и где также дорожал материал. Это тоже очень важная и нужная мера.

- Каким образом вы оцениваете эффективность инициированного нацобъединением наполнения Федеральной государственной информационной систе­мы ценообразования в строительстве?

– Наполнение системы ФГИС ЦС – это приоритетное направление деятельности Национального объединения строителей, начиная с конца прошлого года. НОСТРОЙ, подключив саморегулируемые организации и органы ис­полнительной власти на их территориях, провел систем­ную работу. В результате мониторинг цен строительных ресурсов выведен на качественно новый уровень. С конца 2021 года была проведена верификация перечней юрлиц, индивидуальных предпринимателей саморегули­руемыми организациями. Строители прекрасно знают всех поставщиков и производителей своего рынка. Пилотны­ми регионами были отработаны тысячи организаций на факт добросовестных по передаче информации постав­щиков. Была проделана колоссальная работа. Поставщи­кам и производителям разослали сотни писем, сделали многочисленные звонки, провели разъяснение о важности наполнения ФГИС ЦС. Были выявлены предприятия, за­регистрированные в ФГИС ЦС, но не падающие данные о стоимости строительных ресурсов. Важным моментом является определение новых поставщиков, их регистрации в ФГИС ЦС. Также были поданы заявки на их включение.

На сегодня мы видим лидеров в первом квартале 2022 го- да, если говорить про прорыв по наполнению ФГИС ЦС – это Ивановская область. Также отмечу, что Ивановская область обратилась с инициативой в Минстрой Российской Федерации выступить пилотным регионом по переходу на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства. Такая инициатива была вы­двинута несмотря на то, что переход на такую методику на государственном уровне отсрочен на начало 2023 года. Минстрой России и Главная государственная экспертиза поддержали предложение.

От того, насколько полноценно будет заполнена но­менклатура ценообразования образующих строительных ресурсов, настолько правильно и максимально достоверно удастся определить совместную стоимость строительства, максимально точно приближенную к реальной рыночной стоимости. Еще раз подчеркну, что необходимо по всей стране активизировать работу органов исполнительной власти субъектов РФ с производителями и оптовыми по­ставщиками строительных ресурсов.

- Для успешной реализации показателей проекта Стратегии развития строительства и жилищно-ком­мунального хозяйства принципиальным является кадровый фактор. Об этом сегодня говорится на всех уровнях. По каким направлениям ведется работа для решения проблемы кадрового вопроса?

– Безусловно, необходимо увеличивать количество специалистов в отрасли, повышать качество их квали­фикации и подготовки в учебных заведениях.

Для наполнения отрасли квалифицированными специали­стами в первую очередь должна быть проведена адаптация учебных программ под текущие реалии стройотрасли, не­обходимо предоставить возможность продления отсрочки от армии для выпускников средних специальных учебных заведений, организовать квалифицированный ввоз ино­странной рабочей силы, а также провести профессиональную переподготовку граждан. По статистике многие граждане сегодня хотят сменить сферу деятельности. Именно таких людей нужно оперативно привлекать в отрасль, заниматься их переквалификацией, а также, конечно, нужно заинте­ресовывать уровнем заработной платы. На сегодняшний день Национальное объединение строителей уделяет много внимания вопросам решения кадрового обеспечения отрасли. Это стратегически важ­ное направление нашей деятельности. Отмечу, что важно увеличивать подготовку национальных кадров, восполняя ими дефицит квалифицированных рабочих и инженеров.

- Рост стоимости стройматериалов – один из клю­чевых вопросов, волнующих сегодня всех участников стройкомплекса.

– Действительно, в 2022 году стоимость строймате­риалов существенно возросла в начале весны на фоне введенных в отношении России санкций, роста инфля­ции и нестабильного курса рубля. Затем, в мае, был спад вследствие восстановления логистики и укрепления рубля после пикового падения в марте.

В условиях введенных санкций в отношении россий­ской металлопродукции и уменьшения объемов экспор­та произошло снижение цен на металлопрокат. С начала марта 2022 года по сегодняшний день понижение цен на сталь арматурную диаметром 16 мм составило в среднем 20–40%. Однако некоторые материалы выросли в цене, среди них бетон (+2,4% c марта 2022 г.), раствор строи­тельный (+4,9% c марта 2022 г.), кирпич (+5,7% c марта 2022 г.). Такой рост связан с сезонным характером.

- По вашим прогнозам, ожидать ли отрасли сни­жения цен?

– Мы считаем, что цены на стройматериалы стабили­зируются, и возможно будут снижаться. Проблемы могут возникать со строительной техникой и оборудованием, где велика доля импорта. Конечно, здесь требуется госу­дарственная программа поддержки импортозамещения в этой отрасли. Сегодня у отечественных производителей есть все шансы предложить рынку сопоставимый сервис.

- С 1 сентября 2022 года на основании Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ вводится институт независимой оценки квалификации инже­неров и строителей. В чем заключается значимость НОК для отрасли?

– Новая редакция статьи 55.5-1 ГрК РФ вносит суще­ственные изменения в порядок формирования и ведения национального реестра специалистов в области строи­тельства. В соответствии с новой редакцией статьи 55.5-1 ГрК РФ уточнены должностные обязанности специалистов, а также минимальные требования для их включения в НРС, установлено требование о прохождении независимой оценки квалификации взамен ранее предъявляемого о повышении квалификации. Независимая оценка ква­лификации – это своего рода барьер, позволяющий не до­пустить некомпетентных специалистов в отрасль. С учетом ведущей роли профессионального сообщества, институт НОК представляется наиболее полным механизмом под­тверждения квалификаций и компетенций работников всех уровней квалификации.