22 апреля 2022 года состоялся юбилейный, Х съезд Национального объединения изыскателей и проектировщиков. За более чем 10-летний период саморегулирование зарекомендовало себя как эффективный инструмент управления изыскательской и проектно-строительной отраслью, консолидирующий позицию профессионалов.
Решения Президента России В.В. Путина на заседании Президиума Государственного совета, посвященного стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, подтверждают, что развитие отрасли идет поступательно, в правильном направлении.
Сейчас наступило время качественных изменений всей структуры проектно-строительной отрасли – новые технологии присутствуют в каждом ее сегменте, от изысканий до ликвидации объектов капитального строительства. Это вызов времени, который требует оперативного переформатирования системы оценки квалификации, разработки профстандартов для новых профессий и компетенций, кардинальных изменений в системе подготовки кадров.
МЕРЫ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ
Национальным объединением был организован сбор предложений от проектных и изыскательских организаций по антикризисным мерам. Особую озабоченность вызывает программное обеспечение. Несмотря на то, что существует уже большое количество отечественных программных продуктов, потребность в качественном программном обеспечении, позволяющем работать с инфомоделями, остается.
Проблема нехватки программных продуктов для полноценного информационного моделирования должна быть решена на государственном уровне с привлечением профессионального сообщества.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ
НОПРИЗ ведется работа по созданию цифровых библиотек, позволяющих подгружать информацию во все содержательные блоки, устанавливая горизонтальные и вертикальные информационные связи. В настоящее время идет загрузка типовых инженерных узлов. В результате была сформирована открытая платформа с широкими возможностями масштабирования. Пользование всеми разделами платформы является бесплатным. Эту работу мы планируем продолжить.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
За последние годы организации, входящие в состав НОПРИЗ, сформировали более 120 предложений по мерам поддержки и дальнейшего развития саморегулирования, которые затрагивают все аспекты архитектурной, проектной и изыскательской деятельности:
• предложения по совершенствованию системы
саморегулирования,
• ценообразование,
• закупки товаров и услуг,
• программное обеспечение и его обновления,
• налогообложение.
По всем перечисленным аспектам мы ведем постоянный конструктивный диалог с Минстроем России. Важные для профессионального сообщества изменения произошли в законодательной и нормативно-технической сфере.
Результатом совместной работы НОПРИЗ и Минстроя России стало принятие в 2021 году нескольких знаковых федеральных законов, постановлений Правительства, направленных на совершенствование строительной отрасли. Снята значительная часть дублирующих функций, отменены устаревшие нормы, упрощена процедура согласования проектной документации и прохождения экспертизы, оптимизированы сроки согласования и утверждения проектов генеральных планов, правил землепользования и застройки, проектов планировки и межевания территории.
Президентом России подписано 4 ключевых для сферы строительства и ЖКХ антикризисных федеральных закона (№ 46, № 58, № 124, № 146), принято 36 актов Правительства РФ, одобрено 10 пакетов мер в рамках Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики.
В 2021 году Правительство РФ разработало дополнительные механизмы финансирования инфраструктурных проектов («инфраструктурное меню»), которые обеспечат субъектам Федерации возможности для развития инженерной, городской, транспортной и социальной инфраструктуры.
Поддержана на всех уровнях разработанная НОПРИЗ Концепция развития технического регулирования и нормирования строительной отрасли.
Минстрой и НОПРИЗ продолжат работу по совершенствованию законодательства в проектно-строительной отрасли, так как некоторые документы социально-экономического, территориального планирования, дорожного и градостроительного развития по-прежнему остаются не полностью синхронизированы.
Требует решения острый вопрос завершения долгостроев, в первую очередь бюджетных объектов (на заседании Госсовета было заявлено, что требуется около 600 миллиардов рублей из государственного бюджета).
Однако для принятия решения по системной ликвидации «бюджетного долгостроя» необходимо провести инвентаризацию. Инвентаризация – это тщательное обследование, проектные работы по продолжению строительства либо по ликвидации объекта.
Вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства может произойти только на основе профессиональных обследований и предложений по дальнейшей схеме использования такого объекта, его перепроектирования. Таким образом, необходимо повысить роль ГИПов и ГАПов как руководителей и организаторов таких работ.
«Незавершёнка» является серьезной проблемой для территорий. Это не просто изъян в ансамблевой застройке, особенно исторического города. Это серьезный удар по качеству среды для окружающей селитебной территории, если речь идет о жилье.
Это удар по экономике, по инвестиционной привлекательности территории. Поэтому проблему незавершенных объектов мы должны рассматривать комплексно и системно.
Работы по перепроектированию объекта незавершенного строительства необходимы для принятия решения о дальнейшей судьбе этой территории, а не только объекта.
Вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства может произойти только на основе профессиональных обследований и предложений по дальнейшей схеме использования такого объекта и даже возможного его перепрофилирования или полной ликвидации. Это основа не только для включения в инвестиционные программы всех уровней, это вклад в формирование инвестиционной привлекательности территории. Стратегия дальнейшей судьбы таких объектов может быть сформирована исключительно на основе серьезных обследований и новых проектных предложений.
От качественной профессиональной работы проектировщиков зависит инвестиционная привлекательность объекта и территории.
Именно механизм комплексного развития территорий (КРТ) может играть здесь определяющую роль.
РЕЙТИНГОВАНИЕ
В рамках деятельности Технического комитета «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» ведется работа по рейтингованию проектных и изыскательских организаций.
Цель – обеспечение всех участников инвестиционно-строительного процесса достоверной информацией об опыте работы, добросовестности и надежности организации – члена СРО, об уровне качества и безопасности производимых работ и о квалификации занятых специалистов.
В информационную систему «Рейтингование» внедрены механизмы интеграции с реестрами Национального агентства развития квалификаций, Главгосэкспертизы России и Федеральной налоговой службы, единым реестром членов СРО, Национальным реестром специалистов НОПРИЗ и ЕГРЮЛ. Также планируется интеграция с базами данных арбитражных судов. На данный момент завершается опытная эксплуатация и проходит наполнение системы информацией, предоставляемой СРО о своих членах.
Автоматизированная информационная система «Рейтингование» будет способствовать повышению открытости и совершенствованию отношений между всеми участниками инвестиционно-строительного процесса включая СРО. Таким образом главным критерием выбора исполнителя на торгах станет не «цена», а «качество», а залогом успешности компаний – высокий репутационный рейтинг.
СОТРУДНИЧЕСТВО С ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗОЙ
НОПРИЗ осуществляется сотрудничество с ФАУ «Главгосэкспертиза» по ревизии процедур согласований исходно-разрешительной документации, повышению ответственности заказчика, оптимизации порядка прохождения экспертизы.
Мы поддержали внедрение нового формата экспертизы проекта – экспертное сопровождение. Проведена работа по интеграции Единого реестра членов СРО НОПРИЗ и автоматизированной информационной системы «Главгосэкспертиза».
Важной темой для обеспечения качества проектной стадии является работа с заказчиком, уровень его подготовки, распределение обязанностей при оформлении и предоставлении в экспертизу исходно-разрешительной документации. Сейчас много времени и усилий у проектировщика уходит именно на оформление всех необходимых документов, что существенно затягивает сроки проектной стадии.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ
Профессиональное сообщество изыскателей и проектировщиков в числе приоритетных направлений деятельности считает подготовку высококвалифицированных и востребованных специалистов. Подготовка кадров требует не только внедрения новых компетенций, но и принципиально новых учебных программ и планов, пересмотра профессиональных стандартов и требований к специалистам на разных уровнях квалификации.
Вопросы формирования кадрового потенциала для отрасли прорабатываются НОПРИЗ в рамках деятельности консорциума «Строительство и архитектура», Совета по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования (СПК), в ходе реализации соглашений о сотрудничестве с вузами и профильными колледжами страны.
СПК разработано более 30 профессиональных стандартов, ведется работа по организации независимой оценки квалификации и центров оценки квалификации, а также внедрению дополнительных объективных критериев допуска в профессию.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СОЗДАНИЕ ПРОЕКТНО-НАУЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРИ ВУЗАХ РОССИИ
Остается проблема недостатка практического опыта у выпускников университетов – молодых специалистов, что нередко приводит к ошибкам в их деятельности при разработке проектной документации и, как следствие, отрицательным заключениям экспертизы и невозможности реализовать проект.
Эту проблему необходимо решать путем перевода учебного процесса студентов профильных вузов в практическую плоскость. При условии создания на базе ведущих российских вузов в разных городах проектно-научных подразделений, которые будут получать реальные заказы на реализацию архитектурных проектов, на проектирование объектов капитального строительства, удастся решить несколько очень серьезных задач.
Во-первых, такие проектно-научные подразделения смогут приносить прибыль вузу, а во-вторых, студенты в силу своих возможностей смогут работать над реальными проектами, получая оплату за свой труд, имея возможность определиться с направлением дальнейшей профессиональной деятельности и нарабатывая опыт и трудовой стаж.
Речь идет именно о реальных проектах, реализуемых по всей строгости норм ответственности за результат, участие в которых является временным трудоустройством студента (и это очень важно для него в экономическом аспекте), открывает ему возможность для профессионального роста рядом с его наставником и позволяет принять осмысленное решение для своей будущей карьеры.
НЕОБХОДИМОСТЬ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НАЦОБЪЕДИНЕНИЙ
В ходе выполнения поручения Президента России В.В. Путина от 30 декабря 2021 г. по оценке положений законодательства Российской Федерации в саморегулировании НОПРИЗ также был обоснованно сформулирован перечень предложений по наделению нацобъединений полномочиями, которые позволят им самостоятельно регламентировать процедуры по ведению своей внутренней деятельности.
Кроме этого, подготовлены и направлены в Минстрой России предложения по усилению контроля национальных объединений над СРО, повышению ответственности юридических лиц за качество выполняемых работ, сокращению административных процедур, облегчению прохождения государственной экспертизы и осуществлению строительного надзора.
Также сформирован перечень направлений для развития системы саморегулирования, такие как:
• расширение влияния СРО на процессы выбора подрядчиков – изыскательских и проектных организаций;
• обеспечение информационного взаимодействия СРО с заказчиками с использованием системы рейтингования членов СРО (при условии законодательного закрепления за национальными объединениями функций оператора системы рейтингования и использования данных рейтинга при проведении государственных и корпоративных закупок);
• разработка механизма по исключению из национальных реестров специалистов лиц, нарушающих нормы законодательства;
• создание цифровой платформы по формированию реестров всех трудовых ресурсов, работающих в сфере проектно-изыскательской и строительной деятельности.