Найти тему
Строительная Орбита

Михаил Посохин: «Наступило время качественных изменений всей структуры проектно-строительной отрасли»

22 апреля 2022 года состоялся юбилейный, Х съезд Национального объединения изыскателей и проектировщиков. За более чем 10-летний период саморегулирование зарекомендовало себя как эффективный инструмент управления изыскательской и проектно-строительной отраслью, консолидирующий позицию профессионалов.

Решения Президента России В.В. Путина на заседании Президиума Государственного совета, посвященного стратегии развития строительной отрасли и жилищ­но-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, подтверждают, что развитие отрасли идет поступательно, в правильном направлении.

Сейчас наступило время качественных изменений всей структуры проектно-строительной отрасли – новые техно­логии присутствуют в каждом ее сегменте, от изысканий до ликвидации объектов капитального строительства. Это вызов времени, который требует оперативного пере­форматирования системы оценки квалификации, разработ­ки профстандартов для новых профессий и компетенций, кардинальных изменений в системе подготовки кадров.

МЕРЫ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ

Национальным объединением был организован сбор предложений от проектных и изыскательских организаций по антикризисным мерам. Особую озабоченность вызывает программное обеспечение. Несмотря на то, что существует уже большое количество отечественных программных про­дуктов, потребность в качественном программном обеспе­чении, позволяющем работать с инфомоделями, остается.

Проблема нехватки программных продуктов для полно­ценного информационного моделирования должна быть решена на государственном уровне с привлечением про­фессионального сообщества.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ

НОПРИЗ ведется работа по созданию цифровых би­блиотек, позволяющих подгружать информацию во все содержательные блоки, устанавливая горизонтальные и вертикальные информационные связи. В настоящее вре­мя идет загрузка типовых инженерных узлов. В результате была сформирована открытая платформа с широкими воз­можностями масштабирования. Пользование всеми раз­делами платформы является бесплатным. Эту работу мы планируем продолжить.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

За последние годы организации, входящие в состав НОПРИЗ, сформировали более 120 предложений по мерам поддержки и дальнейшего развития саморегулирования, которые затрагивают все аспекты архитектурной, проект­ной и изыскательской деятельности:

• предложения по совершенствованию системы

саморегулирования,

• ценообразование,

• закупки товаров и услуг,

• программное обеспечение и его обновления,

• налогообложение.

По всем перечисленным аспектам мы ведем постоянный конструктивный диалог с Минстроем России. Важные для профессионального сообщества изменения произошли в законодательной и нормативно-технической сфере.

Результатом совместной работы НОПРИЗ и Минстроя России стало принятие в 2021 году нескольких знаковых федеральных законов, постановлений Правительства, на­правленных на совершенствование строительной отрасли. Снята значительная часть дублирующих функций, отмене­ны устаревшие нормы, упрощена процедура согласования проектной документации и прохождения экспертизы, опти­мизированы сроки согласования и утверждения проектов генеральных планов, правил землепользования и застройки, проектов планировки и межевания территории.

Президентом России подписано 4 ключевых для сферы строительства и ЖКХ антикризисных федеральных закона (№ 46, № 58, № 124, № 146), принято 36 актов Правительства РФ, одобрено 10 пакетов мер в рамках Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики.

В 2021 году Правительство РФ разработало дополнительные механизмы финансирования инфраструктурных проектов («инфраструктурное меню»), которые обеспечат субъек­там Федерации возможности для развития инженерной, городской, транспортной и социальной инфраструктуры.

Поддержана на всех уровнях разработанная НОПРИЗ Концепция развития технического регулирования и нор­мирования строительной отрасли.

Минстрой и НОПРИЗ продолжат работу по совершенство­ванию законодательства в проектно-строительной отрасли, так как некоторые документы социально-экономического, территориального планирования, дорожного и градостро­ительного развития по-прежнему остаются не полностью синхронизированы.

Требует решения острый вопрос завершения долго­строев, в первую очередь бюджетных объектов (на за­седании Госсовета было заявлено, что требуется около 600 миллиардов рублей из государственного бюджета).

Однако для принятия решения по системной ликвидации «бюджетного долгостроя» необходимо провести инвента­ризацию. Инвентаризация – это тщательное обследование, проектные работы по продолжению строительства либо по ликвидации объекта.

Вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавер­шенного строительства может произойти только на основе профессиональных обследований и предложений по даль­нейшей схеме использования такого объекта, его пере­проектирования. Таким образом, необходимо повысить роль ГИПов и ГАПов как руководителей и организаторов таких работ.

«Незавершёнка» является серьезной проблемой для территорий. Это не просто изъян в ансамблевой застрой­ке, особенно исторического города. Это серьезный удар по качеству среды для окружающей селитебной территории, если речь идет о жилье.

Это удар по экономике, по инвестиционной привлекатель­ности территории. Поэтому проблему незавершенных объ­ектов мы должны рассматривать комплексно и системно.

Работы по перепроектированию объекта незавер­шенного строительства необходимы для принятия реше­ния о дальнейшей судьбе этой территории, а не только объекта.

Вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавер­шенного строительства может произойти только на основе профессиональных обследований и предложений по даль­нейшей схеме использования такого объекта и даже воз­можного его перепрофилирования или полной ликвидации. Это основа не только для включения в инвестиционные программы всех уровней, это вклад в формирование ин­вестиционной привлекательности территории. Стратегия дальнейшей судьбы таких объектов может быть сформиро­вана исключительно на основе серьезных обследований и новых проектных предложений.

От качественной профессиональной работы проекти­ровщиков зависит инвестиционная привлекательность объекта и территории.

Именно механизм комплексного развития территорий (КРТ) может играть здесь определяющую роль.

РЕЙТИНГОВАНИЕ

В рамках деятельности Технического комитета «Оцен­ка опыта и деловой репутации предприятий» ведется работа по рейтингованию проектных и изыскательских организаций.

Цель – обеспечение всех участников инвестиционно-стро­ительного процесса достоверной информацией об опыте работы, добросовестности и надежности организации – члена СРО, об уровне качества и безопасности производимых работ и о квалификации занятых специалистов.

В информационную систему «Рейтингование» внедрены механизмы интеграции с реестрами Национального агент­ства развития квалификаций, Главгосэкспертизы России и Федеральной налоговой службы, единым реестром чле­нов СРО, Национальным реестром специалистов НОПРИЗ и ЕГРЮЛ. Также планируется интеграция с базами данных арбитражных судов. На данный момент завершается опытная эксплуатация и проходит наполнение системы информа­цией, предоставляемой СРО о своих членах.

Автоматизированная информационная система «Рейтингование» будет способствовать повышению открытости и совершенствованию отношений между всеми участника­ми инвестиционно-строительного процесса включая СРО. Таким образом главным критерием выбора исполнителя на торгах станет не «цена», а «качество», а залогом успеш­ности компаний – высокий репутационный рейтинг.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗОЙ

НОПРИЗ осуществляется сотрудничество с ФАУ «Главгосэкспертиза» по ревизии процедур согласований исходно-разрешительной документации, повышению ответственности заказчика, оптимизации порядка прохождения экспертизы.

Мы поддержали внедрение нового формата экспертизы проекта – экспертное сопровождение. Проведена работа по интеграции Единого реестра членов СРО НОПРИЗ и автомати­зированной информационной системы «Главгосэкспертиза».

Важной темой для обеспечения качества проектной стадии является работа с заказчиком, уровень его под­готовки, распределение обязанностей при оформлении и предоставлении в экспертизу исходно-разрешительной документации. Сейчас много времени и усилий у проектировщика уходит именно на оформление всех необходимых до­кументов, что существенно затягивает сроки проектной стадии.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ

Профессиональное сообщество изыска­телей и проектировщиков в числе при­оритетных направлений деятельности считает подготовку высококвалифицированных и востребо­ванных специалистов. Подготовка кадров требует не только внедрения новых компетенций, но и принципиально новых учебных программ и планов, пересмотра профессиональ­ных стандартов и требований к специалистам на разных уровнях квалификации.

Вопросы формирования кадрового потенциала для от­расли прорабатываются НОПРИЗ в рамках деятельности консорциума «Строительство и архитектура», Совета по про­фессиональным квалификациям в области инженерных изы­сканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования (СПК), в ходе реализации соглашений о со­трудничестве с вузами и профильными колледжами страны.

СПК разработано более 30 профессиональных стандар­тов, ведется работа по организации независимой оценки квалификации и центров оценки квалификации, а также внедрению дополнительных объективных критериев до­пуска в профессию.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СОЗДАНИЕ ПРОЕКТНО-НАУЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРИ ВУЗАХ РОССИИ

Остается проблема недостатка практического опыта у выпускников университетов – молодых специалистов, что нередко приводит к ошибкам в их деятельности при разработке проектной документации и, как следствие, от­рицательным заключениям экспертизы и невозможности реализовать проект.

Эту проблему необходимо решать путем перевода учебного процесса студентов профильных вузов в практическую плоскость. При условии создания на базе ведущих российских вузов в разных городах проектно-научных подразделений, которые будут получать реальные заказы на реализацию архитектурных проектов, на проектирование объектов капитального строительства, удастся решить несколько очень серьезных задач.

Во-первых, такие проектно-научные подразделения смогут приносить прибыль вузу, а во-вторых, студенты в силу своих возможностей смогут работать над реальными проектами, получая оплату за свой труд, имея возможность опреде­литься с направлением дальнейшей профессиональной деятельности и нарабатывая опыт и трудовой стаж.

Речь идет именно о реальных проектах, реализуемых по всей строгости норм ответственности за результат, участие в которых является временным трудоустройством студента (и это очень важно для него в экономическом аспекте), от­крывает ему возможность для профессионального роста рядом с его наставником и позволяет принять осмысленное решение для своей будущей карьеры.

НЕОБХОДИМОСТЬ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НАЦОБЪЕДИНЕНИЙ

В ходе выполнения поручения Президента России В.В. Путина от 30 декабря 2021 г. по оценке положений законодатель­ства Российской Федерации в саморегулировании НОПРИЗ также был обоснованно сформулирован перечень пред­ложений по наделению нацобъединений полномочиями, которые позволят им самостоятельно регламентировать процедуры по ведению своей внутренней деятельности.

Кроме этого, подготовлены и направлены в Минстрой России предложения по усилению контроля национальных объединений над СРО, повышению ответственности юри­дических лиц за качество выполняемых работ, сокращению административных процедур, облегчению прохождения государственной экспертизы и осуществлению строитель­ного надзора.

Также сформирован перечень направлений для развития системы саморегулирования, такие как:

• расширение влияния СРО на процессы выбора под­рядчиков – изыскательских и проектных организаций;

• обеспечение информационного взаимодействия СРО с заказчиками с использованием системы рейтин­гования членов СРО (при условии законодательного за­крепления за национальными объединениями функций оператора системы рейтингования и использования данных рейтинга при проведении государственных и корпоративных закупок);

• разработка механизма по исклю­чению из национальных реестров спе­циалистов лиц, нарушающих нормы законодательства;

• создание цифровой платформы по формированию реестров всех тру­довых ресурсов, работающих в сфере проектно-изыскательской и строитель­ной деятельности.