Захотелось сравнить эти два явления, так как "съел две собаки".
Но тут есть куча нюансов, которые не позволят сделать сравнение хотя бы более-менее точным.
- можно учиться совершенно по-разному
- ссузы тоже бывают разные
- в вузах факультеты могут очень различаться по сложности
Но напишу так, как сумею.
Учился, значит, я в колледже. Язык бы не повернулся назвать его ПТУ, так как всё же для поступления туда требовалось 8 баллов из 10 возможных (русский - математика). Да и финансировался он напрямую из министерства финансов с возможностью продолжить обучение в Казани, Калуге и Москве.
Наверное, именно из-за таких перспектив я его и выбрал в срочном порядке.
И самое главное, что я увидел - обучение в колледже ничем не отличалось от обучения в школе. Один в один. Точь в точь. The same.
Чтобы тебя не выперли, нужно было ходить на все занятия и знать хотя бы таблицу умножения.
Что удивительно, не всем эти условия были по силам.
А вот чтобы учиться очень хорошо (и на отлично), нужно было реально потеть.
И я потел. Переживал. Снова потел. Готовился. А куда деваться? Я же учиться приехал в город.
Такой факт - на оставшихся в конце обучения 25 человек в нашей группе было всего 2 красных диплома.
Мой обычный день строился таким образом:
Приходил в третьем часу, полтора часа отдыхал, шел на тренировку, после тренировки сразу же садился за уроки примерно часов до 10. Ложился спать рано, так как на свежую голову знания давались легче. Повторял утром.
И так каждый день, кроме выходных (на выходные я уезжал домой).
Сам процесс обучения не сильно отличался от школы. Были кураторы (классные руководители), были занятия (уроки), были опросы домашнего задания, контрольные, даже ругали как-то "по-школьному".
После окончания колледжа я вывел для себя одну мысль - красный диплом не стоит тех нервов и усердия, которые были на него потрачены. Конечно, на "производственной практике" было приятно, когда начальник финотдела района искренне удивился глубине знаний (а у него каждый год были студенты из этого колледжа).
А дальше в моей жизненной карьере был пединститут.
Но я поступил на очень сложный факультет иностранных языков. Приблизительно каждый пятый-шестой там был школьный медалист. А это всё-таки показатель качества студентов.
Я уже писал, почему мне было трудно учиться, но пединститут это был вуз со всеми своими особенностями высшего образования.
А некоторые особенности были очень приятные. Например, такой формат как лекция. По факту, весь сентябрь-октябрь состоял из одних лекций.
От экзаменов легко можно было освободиться (если хорошо учиться), а потому зимние каникулы у меня могли быть примерно в 2 раза длиннее, нежели они были ранее в колледже.
Не стоит думать, что пединститут это что-то из разряда "сильно легкое". Не тяжелое, но и не легкое. Хотя, возможно, на других факультетах было проще (я знал студентов-алкоголиков, которые вполне спокойно учились на "проходных" факультетах, не сильно вдаваясь в науку).
Статистика по нашей группе - примерно 40 процентов студентов были исключены за 5 лет обучения. И это много.
Выводы:
- Если учиться на отлично, то сложно одинаково - без разницы ссуз или вуз.
- Если учиться на тройки, то в педвузе было бы проще (было больше свободного времени).
- В ссузе обучение больше было направлено на практику, а в вузе на теорию.
К примеру, в колледже у нас была сначала учебная практика, а затем "технологическая" (в сумме почти шестая часть всего обучения). При этом всё наше обучение строилось на реальных документах, с которыми работают финансисты. В пединституте мы в основном изучали работу теоретическими "идеальными учениками", которые подчиняются всем законам психологии и педагогики.
Конечно, сложно сравнить, так как в разных учебных заведениях у меня стояли разные задачи. Да и "специализация" очень сильно отличалась.