Найти тему
УРАЛОВЕД

Чем интересно и уникально самое древнее святилище Челябинской области

На южном берегу озера Большие Аллаки в Челябинской области стоят Большие каменные палатки. Здесь открыт удивительный памятник истории – Большеаллакский археологический комплекс.

В литературе обычно указывается, что археологический памятник с древними писаницами на Больших Аллаках открыл и впервые исследовал в 1914 году уральский археолог Владимир Яковлевич Толмачёв. Однако в переписке основателя УОЛЕ О.Е. Клера и историка, археографа В.Г. Дружинина ещё в 1892 году говорилось об открытии членом УОЛЕ А.А. Наумовым древних изображений на камнях «на озере Аллак». 

-2

Так или иначе, В.Я. Толмачёв первым описал и зарисовал древние наскальные рисунки на Больших Аллаках. Он же провёл здесь и первые археологические раскопки. Исследователь обнаружил каменные и бронзовые наконечники стрел, фрагменты керамики и т.д. Местный житель, владелец заимки на берегу озера В.П. Трутнев сообщил Толмачёву, что случайно нашёл близ скал два человеческих черепа, медное копьё и птицевидный идол.

Толмачёв датировал находки эпохами мезолита, неолита и бронзового века. Позже было установлено, что человек здесь появился ещё в эпоху верхнего палеолита. На протяжении многих тысячелетий Каменные палатки на озере Большие Аллаки служили местом поклонения – здесь действовало святилище. И не удивительно, если учесть необычный вид скал, местами напоминающих человеческие личины.

-3

Спустя более чем полвека после Толмачёва, в 1970-е годы, это место повторно изучал археолог В.Т. Петрин. Ему удалось найти ещё одну, ранее неизвестную группу наскальных рисунков, а во время раскопок обнаружить изделия из горного хрусталя.

Писаница на Больших Аллаках состоит из трёх групп рисунков на двух скалах. Можно разобрать изображения людей, которые словно застыли в каком-то танце, геометрические фигуры (сетки, ромбы, гребни, отрезки). У некоторых антропоморфных фигур над головой изображены выступы. Скорее всего, это изображения шаманов в ритуальных масках (хотя некоторые любители фантастики предположили, что это не что иное, как антенны). Древние рисунки сохранились до наших дней, но пострадали от вандалов, любящих уродовать скалы краской.

-4

По данным авторов энциклопедии «Челябинская область», Аллакская писаница (или Большеаллакская 1) была исследована археологами В.Я. Толмачёвым (в 1914 году) и В.Т. Петриным (в 1970, 1972, 1976 годах). Учёные насчитали тут в общей сложности 68 рисунков и их фрагментов, расположенных в трёх группах на двух скалах. 1-я и 2-я группы находятся на крайней северо-западной скале, а 3-я – на юго-западной скале.

Первая группа рисунков нанесена под небольшим скальным козырьком на плоскости, которая обращена в сторону озера. Найти её проще всего. Рядом проходит тропинка. Выступающая часть этой скалы сбоку напоминает нос, а ещё здесь есть сквозное отверстие. Ориентиром для поиска писаницы может быть и сделанная вандалами современная надпись «Ревда 2010». В.Т. Петрин выделил тут 45 фигур.

-5

Вторая группа находится на этой же скале, но на её противоположной стороне – в небольшой нише. Здесь нанесены геометрические мотивы в виде прямых горизонтальных линий с отростками и рядом сотовидных форм, диагональный крест и неопределённые изобразительные мотивы. Рисунки тут сохранились похуже, разглядеть их сложнее. Исследователи О.О. Полякова и Ф.Е. Жижилев считают, что здесь был древний календарь.

-6

Третья группа изображений Аллакской писаницы расположена на крайнем юго-западном небольшом останце («Гриб»). Эти изображения сохранились хуже всего, их сложно заметить. В наши дни прямо поверх этих рисунков кто-то нанёс свои. Аллакскую писаницу учёные относят ориентировочно к периоду энеолита – к завершающей фазе каменного века. Рисунки нанесли на скалы примерно в III-IV тысячелетии до н.э.

Под рисунками первой группы писаниц учёные в ходе раскопок открыли святилище, которое назвали по озеру – Большие Аллаки. Как сообщает энциклопедия «Челябинская область», в раскопе площадью 20 кв. м обнаружили 988 находок, в том числе 87 каменных и 24 бронзовых наконечника стрел. Здесь совершалась обрядовая стрельба из лука в скалу (и это единственный подобный археологический памятник на территории Челябинской области из известных к настоящему времени!). Большинство каменных наконечников было разбито, а острия бронзовых согнуты от удара о скалу. Древние люди могли целиться в расположенное в скале сквозное отверстие.

На южном подножии холма открыто поселение Большие Аллаки 1. Его следы обнаружены вдоль северного берега озера Репенды. Среди находок преобладает керамика черкаскульской и межовской культур.

-8

А на вершине холма, прямо внутри кольца из скал открыта стоянка Большие Аллаки 2. Верхние слои отнесли к периодам неолита, бронзового и раннего железного века. Но самое интересное оказалось на нижнем, палеолитическом слое. В.Т. Петрин обнаружил там угольки, сильно минерализованные кости животных и каменные изделия. Из 208 изделий 164 было изготовлено из горного хрусталя.

Эти предметы, вероятно, были жертвенными подношениями – для принесения в дар высшим силам, в которых верили древние люди. То есть выходит, что святилище на каменных палатках возникло ещё в эпоху палеолита. Согласно результатам радиоуглеродного анализа, этому археологическому памятнику около 25 тысяч лет. Археолог Ю.Б. Сериков называет каменные палатки на озере Большие Аллаки наиболее ранним культовым памятником Урала.

-9

Нужно помнить, что самовольно раскапывать археологические памятники и нарушать культурный слой недопустимо и наказуемо. Берегите это удивительное место!

Координаты святилища Большие Аллаки: 55.959133°, 60.920367°. Если бывали здесь, своими впечатлениями делитесь в комментариях. А ещё буду рад, если поддержите подпиской, лайком и репостом. Благодарю за внимание! Ваш Павел Распопов.