На южном берегу озера Большие Аллаки в Челябинской области стоят Большие каменные палатки. Здесь открыт удивительный памятник истории – Большеаллакский археологический комплекс.
В литературе обычно указывается, что археологический памятник с древними писаницами на Больших Аллаках открыл и впервые исследовал в 1914 году уральский археолог Владимир Яковлевич Толмачёв. Однако в переписке основателя УОЛЕ О.Е. Клера и историка, археографа В.Г. Дружинина ещё в 1892 году говорилось об открытии членом УОЛЕ А.А. Наумовым древних изображений на камнях «на озере Аллак».
Так или иначе, В.Я. Толмачёв первым описал и зарисовал древние наскальные рисунки на Больших Аллаках. Он же провёл здесь и первые археологические раскопки. Исследователь обнаружил каменные и бронзовые наконечники стрел, фрагменты керамики и т.д. Местный житель, владелец заимки на берегу озера В.П. Трутнев сообщил Толмачёву, что случайно нашёл близ скал два человеческих черепа, медное копьё и птицевидный идол.
Толмачёв датировал находки эпохами мезолита, неолита и бронзового века. Позже было установлено, что человек здесь появился ещё в эпоху верхнего палеолита. На протяжении многих тысячелетий Каменные палатки на озере Большие Аллаки служили местом поклонения – здесь действовало святилище. И не удивительно, если учесть необычный вид скал, местами напоминающих человеческие личины.
Спустя более чем полвека после Толмачёва, в 1970-е годы, это место повторно изучал археолог В.Т. Петрин. Ему удалось найти ещё одну, ранее неизвестную группу наскальных рисунков, а во время раскопок обнаружить изделия из горного хрусталя.
Писаница на Больших Аллаках состоит из трёх групп рисунков на двух скалах. Можно разобрать изображения людей, которые словно застыли в каком-то танце, геометрические фигуры (сетки, ромбы, гребни, отрезки). У некоторых антропоморфных фигур над головой изображены выступы. Скорее всего, это изображения шаманов в ритуальных масках (хотя некоторые любители фантастики предположили, что это не что иное, как антенны). Древние рисунки сохранились до наших дней, но пострадали от вандалов, любящих уродовать скалы краской.
По данным авторов энциклопедии «Челябинская область», Аллакская писаница (или Большеаллакская 1) была исследована археологами В.Я. Толмачёвым (в 1914 году) и В.Т. Петриным (в 1970, 1972, 1976 годах). Учёные насчитали тут в общей сложности 68 рисунков и их фрагментов, расположенных в трёх группах на двух скалах. 1-я и 2-я группы находятся на крайней северо-западной скале, а 3-я – на юго-западной скале.
Первая группа рисунков нанесена под небольшим скальным козырьком на плоскости, которая обращена в сторону озера. Найти её проще всего. Рядом проходит тропинка. Выступающая часть этой скалы сбоку напоминает нос, а ещё здесь есть сквозное отверстие. Ориентиром для поиска писаницы может быть и сделанная вандалами современная надпись «Ревда 2010». В.Т. Петрин выделил тут 45 фигур.
Вторая группа находится на этой же скале, но на её противоположной стороне – в небольшой нише. Здесь нанесены геометрические мотивы в виде прямых горизонтальных линий с отростками и рядом сотовидных форм, диагональный крест и неопределённые изобразительные мотивы. Рисунки тут сохранились похуже, разглядеть их сложнее. Исследователи О.О. Полякова и Ф.Е. Жижилев считают, что здесь был древний календарь.
Третья группа изображений Аллакской писаницы расположена на крайнем юго-западном небольшом останце («Гриб»). Эти изображения сохранились хуже всего, их сложно заметить. В наши дни прямо поверх этих рисунков кто-то нанёс свои. Аллакскую писаницу учёные относят ориентировочно к периоду энеолита – к завершающей фазе каменного века. Рисунки нанесли на скалы примерно в III-IV тысячелетии до н.э.
Под рисунками первой группы писаниц учёные в ходе раскопок открыли святилище, которое назвали по озеру – Большие Аллаки. Как сообщает энциклопедия «Челябинская область», в раскопе площадью 20 кв. м обнаружили 988 находок, в том числе 87 каменных и 24 бронзовых наконечника стрел. Здесь совершалась обрядовая стрельба из лука в скалу (и это единственный подобный археологический памятник на территории Челябинской области из известных к настоящему времени!). Большинство каменных наконечников было разбито, а острия бронзовых согнуты от удара о скалу. Древние люди могли целиться в расположенное в скале сквозное отверстие.
На южном подножии холма открыто поселение Большие Аллаки 1. Его следы обнаружены вдоль северного берега озера Репенды. Среди находок преобладает керамика черкаскульской и межовской культур.
А на вершине холма, прямо внутри кольца из скал открыта стоянка Большие Аллаки 2. Верхние слои отнесли к периодам неолита, бронзового и раннего железного века. Но самое интересное оказалось на нижнем, палеолитическом слое. В.Т. Петрин обнаружил там угольки, сильно минерализованные кости животных и каменные изделия. Из 208 изделий 164 было изготовлено из горного хрусталя.
Эти предметы, вероятно, были жертвенными подношениями – для принесения в дар высшим силам, в которых верили древние люди. То есть выходит, что святилище на каменных палатках возникло ещё в эпоху палеолита. Согласно результатам радиоуглеродного анализа, этому археологическому памятнику около 25 тысяч лет. Археолог Ю.Б. Сериков называет каменные палатки на озере Большие Аллаки наиболее ранним культовым памятником Урала.
Нужно помнить, что самовольно раскапывать археологические памятники и нарушать культурный слой недопустимо и наказуемо. Берегите это удивительное место!
Координаты святилища Большие Аллаки: 55.959133°, 60.920367°. Если бывали здесь, своими впечатлениями делитесь в комментариях. А ещё буду рад, если поддержите подпиской, лайком и репостом. Благодарю за внимание! Ваш Павел Распопов.