С 26 августа по 2 сентября в Москве проходил 44‑й Московский международный кинофестиваль. В 2022 году мероприятие было решено провести независимо от того, что Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров приостановила его аккредитацию.
Фестиваль начался с речи министра культуры Ольги Любимовой, призвавшей почтить минутой молчания убитую журналистку и политолога Дарью Дугину. Следом за ней выступил президент фестиваля Никита Михалков, он говорил о становлении новой реальности, о серьезности происходящего в стране и за ее пределами, о том, что только от нас зависит, в каком мире мы будем жить. Затем слово перешло к народному артисту России художественному руководителю Государственного театра наций Евгению Миронову, который в этом году был избран председателем жюри основного конкурса.
Открывающим фильмом стал «Сердце Пармы», российская экранизация одноименного романа Алексея Иванова об историческом противостоянии двух миров: христианской Московской Руси и языческой Перми. Закрывающей лентой станет «Решение уйти» – южнокорейский детектив, завоевавший приз за лучшую режиссуру на Каннском фестивале. В России «Решение уйти» можно будет посмотреть с 29 сентября на «Кинопоиске», а «Сердце Пармы» – в кино с 9 октября.
В основную конкурсную программу вошло тринадцать картин, представленных самыми разными странами: Ираном, Францией, Румынией, Уругваем, Нидерландами, Китаем, Сербией, Турцией, Россией и др. Среди режиссеров есть уже прогремевшие на фестивалях имена, как, например, Умит Керекен (Турция) или Виталий Суслин, удостоившийся не одной награды за каждый из своих последних четырех фильмов. На этот раз Суслин представляет картину «Верблюжья дуга» о маленьком человеке с маленькой зарплатой из провинциального городка, который вдруг загорается такой простой мечтой: однажды увидеть море. Помимо «Верблюжьей дуги» в основном конкурсе участвуют еще два российских фильма – «Молодость» Дмитрия Давыдова и «Огород» Ларисы Садиловой. Оба фильма поднимают тематику жизни, старения и смерти в декорациях русской деревни, но совершенно по-разному с ней обходятся.
Есть среди конкурсантов и только зарождающиеся таланты, например Киприан Мега, православный протоиерей, привезший на фестиваль картину «Глас вопиющего в пустыне» о борце с атеистическим режимом румынских коммунистов священнике Георгии Калчу. Или Поль-Антони Миль – начинающий французский режиссер, который, несмотря на давление на родине, все-таки приехал в Москву с фильмом «Плотники вавилонские». Сам Миль в отличие от Киприана Меги священнослужителем не является, но в центре «Плотников вавилонских» также находится священник, ищущий свою землю в бушующем море под названием жизнь.
Все участвовавшие в фестивале картины по-своему отсылают к нынешней действительности, но среди них есть по-настоящему остросоциальные. Так, «Посетитель» Мартина Булока (Уругвай, Боливия), получивший награду за лучший сценарий на американском фестивале «Трайбека», повествует об исканиях бывшего заключенного, «Ульи» Луиса Басурито (Перу) рассказывает об уволенном госслужащем, ищущем покоя и справедливости там, где справедливость однажды была уничтожена, а «Инстинкт» Джубораджа Шамима (Нидерланды, Бангладеш) говорит о человеческих желаниях и импульсах в окружении наркоторговли, бедности и паранойи. «Инстинкт» заслуживает отдельного упоминания как феномен ХХI века – это краудфандинговый фильм, который был снят в бангладешских трущобах. Роли в нем сыграли сами жители, непрофессиональные актеры. Такой подход к созданию кино еще очень нов, но уже ярко демонстрирует растущую в обществе тягу к свободе творчества и слова, к независимости от удавки капитализма.
Так уж сложилось, что говорить о жизни и социуме можно только сквозь смех или сквозь слезы. Потому и вышло, что все фильмы – участники основного конкурса сняты либо в жанре драмы, либо в смешанном жанре трагикомедии, как «Мария. Ангел океана» Аруны Джаварданы (Шри-Ланка), «Усекновение» Синиша Цветич (Сербия) или «Огород» Ларисы Садиловой.
Судить конкурсантов будут четверо мужчин и одна женщина: председатель жюри Евгений Миронов, оператор и режиссер Гайк Киракосян (Россия, Турция), режиссер и сценарист Андрей Кравчук, продюсер и режиссер Расул Садрамели (Иран) и продюсер Танди Дэвидс (ЮАР).
В программу документального кино попало одиннадцать фильмов, снятых режиссерами со всего света. В отдельном соревновании участвуют и короткометражные фильмы, в списке которых всего два отечественных.
В этом году на фестивале появился совершенно новый конкурс «Русские премьеры», за приз которого соревнуются исключительно отечественные фильмы. Член жюри этой программы – режиссер и сценарист Иван И. Твердовский – на одной из пресс-конференций отметил, что «Русские премьеры» появились очень вовремя взамен отменившегося «Кинотавра», аналога которому в России пока нет.
Председателем жюри нового конкурса стал режиссер Сергей Урсуляк. К составу судей также присоединился продюсер Петр Ануров.
Отдельно стоит отметить спецпоказ фильма «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев»). К 90‑летней годовщине со дня рождения Андрея Тарковского киностудия «Мосфильм» выпустила режиссерскую версию знаменитой картины, отреставрировав пленку и вернув материалы, вырезанные советской цензурой в 60‑е годы. В этом году на ММКФ особенно чувствуется влияние Тарковского на мировой кинематограф: в сценах из «Путешествий Масторны» Чань Мин Чжи Ляо (Китай) кинокритики увидели сходство с «Зеркалом», а Луис Басурито («Ульи») намерен по возвращении на родину приступить к съемкам нового фильма «Ностальгия», который будет перекликаться с творчеством великого советского режиссера.
Впервые Московский международный кинофестиваль состоялся в 1935 году. Он является вторым старейшим кинофестивалем в истории после Венецианского.
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».