Давайте разберёмся раз и навсегда.
Георгий Данелия и "пробил" весь проект, поставив на кон свою репутацию. Точно не знаем, за какие заслуги Данелия так продвигал и одаривал своего сокурсника. Ведь Александр Серый имел буйный неуравновешенный характер. На тот момент отсидел за покушение на убийство бывшего друга из-за ревности. И толком не снял ни одного большого значимого проекта. Без участия Данелия в этой картине Александру фильм бы снимать не дали.
Георгий Данелия: Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме. Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег, ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили.
Сценарий и идею В. И. Ежова переписал Данелия в соавторстве с Викторией Токаревой. Крылатые фразы и жаргонизмы придумывали совместно с бывалым Серым.
Серый снял ряд сцен, но в самый разгар фильма серьёзно заболел (лейкоз). К тому же у него появились проблемы с психически нездоровым инвалидом. Бывший товарищ, на которого Серый покушался (в результате чего тот и стал таким), постоянно звонил, угрожал, проклинал и даже выстрелил из подводного гарпуна в лицо Александру (у режиссёра был шрам). В общем, Серому с его сложностями и депрессиями в какой-то момент стало не до съёмок.
В итоге, добрую половину сцен снимал Данелия, что заметно: они по-данелиевскому трогательны и ёмки. Он же полностью и монтировал кино, также в своём стиле.
Не смотря на свои заслуги, в титрах оставил себя лишь как сценариста. Всегда и всем заявлял, что это фильм Серого.
В позднем интервью Данелия так объяснял свою позицию:
"Меня всегда спрашивали, почему я сам не снимал этот фильм. Объясняю. Если бы этот сценарий я писал для себя, то он был бы совершенно другой. Я не позволил бы себе двойников, не позволил бы переодевать персонажей в женское. Это чисто комедийные ходы. То, что получилось, нельзя было бы назвать комедией".
В общем, делаем выводы, что картина родилась в удивительном и противоречивом соавторстве. По одиночке ни Серый, ни Данелия такого результата не достигли бы.
Позднее Серому ещё давались шансы. Александр, став популярным, почувствовав прилив сил, самостоятельно снял «Ты — мне, я — тебе» (снова комедия с двойниками). Но фильм оказался сильно слабее "Джентльментов удачи".