В городе Ноябрьске, что в Ямало-Ненецком автономном округе, появился свой учитель года. Александр Анатольевич БАБАЕВ преподает физику в школе №8, хотя главную нагрузку несет как заместитель директора по информационным технологиям.
Александр Анатольевич потомственный учитель. Его близкие родственники почти сплошь педагоги. Родом он из Славянска Донецкой области, там оканчивал школу, там же поступил в педагогический институт. Но, когда диплом вуза был получен, Александр и его новоиспеченная супруга оказались в другой стране под названием Украина. Шел 1995 год. На семейном совете было решено уезжать на родину жены, в российский Ноябрьск. В городе нефтяников и газовиков оба устроились учителями в школу, а через пару лет у Бабаевых появился первенец. В то время зарплаты учителей были мизерными, и, чтобы прокормить семью, Александр Анатольевич ушел из школы и стал начальником отдела информационных технологий в Ноябрьском проектно-изыскательском институте. Педагогические навыки, знание физики и основ компьютерных технологий – эти качества помогали внедрять в отрасль новейшие программные продукты. Под его руководством проектировщики, которые до этого чертили карандашом на бумаге за кульманом, вникали в новое программное обеспечение, и необходимые чертежи стали появляться на мониторах компьютеров. Спустя годы проектный институт был ликвидирован, и Александр Бабаев вернулся в школу №2, откуда уходил пятнадцать лет назад. Зарплаты к тому времени у учителей стали выше, чем у инженеров-компьютерщиков.
Процессы информатизации в современной школе стремительно развиваются, и опыт Бабаева, наработанный в проектном институте, очень пригодился школе №8 Ноябрьска, куда его через некоторое время позвали работать заместителем директора. Плюс девять часов в неделю преподавательской нагрузки. Какой он учитель? Веселый. Умеет показать, что физика буквально окружает человека, с помощью задачи-шутки, мини-соревнования между группами детей. И зазубривание формул перестает быть проблемой, а ребята приобретают мотивацию для изучения окружающего мира.
Дома начинается «вторая смена». Несколько лет назад супруга примкнула к волонтерам, помогающим бездомным животным. В их частном доме стали появляться собаки и кошки, по какой-либо причине оставшиеся без хозяев. Сегодня в жилых помещениях, гараже и на просторном участке живут, постоянно обновляясь, десятки собак и кошек. Чтобы всех накормить, кого-то пролечить, убрать дом, нужно встать в шесть утра, а после работы все процедуры повторить. В отпуск приходится ездить по очереди, зато питомцы в полном комфорте: у каждой собаки есть своя будка с теплым полом. Не замерзают псы суровой сибирской зимой.
Своей школе Александр Бабаев тоже решил добавить чуточку тепла. Недавно он обратился в «зеленый офис» с инициативой вернуть в учебные заведения теплицы или оранжереи. «Зеленые офисы» работают по всему округу с легкой руки губернатора Ямала. В рамках регионального проекта «Чистый Ямал» любой житель может предложить свою идею, как восстановить и сохранить экологию региона. Александр Анатольевич и предложил. Он считает, что в школах должны появиться мини-теплицы, где ученики смогут проводить опыты и что-то выращивать. Идея родилась не на пустом месте: в школе №8 Ноябрьска реализуется проект «Лаборатория биоинженерных решений».
Здесь младшеклассники выращивают помидоры, огурцы, горох и даже клубнику.
– Ученики могут самостоятельно регулировать влажность, содержание углекислого газа, автоматический полив, на их глазах из семян прорастает зелень, постепенно превращаясь в плоды. И это все можно попробовать. Это приводит учеников в совершенно неописуемый восторг, – рассказывает Александр Бабаев.
Здесь ведь заложен еще и воспитательный момент: видя, как много условий нужно создать полезному овощу, дети бережнее станут относиться к еде, не сломают зеленую ветку. Александр Анатольевич очень рад, что в школы официально вернулась функция воспитания.
– Руководство страны наконец отходит от понятия оказания услуги в образовании, и ценность школьного образования многократно возрастает, – констатирует он. – Я всегда говорил, что учителя создают будущее страны, ведь пожарные, полицейские и врачи тоже сначала учатся в школе. Какими они станут людьми, а не только профессионалами, зависит от педагогов.
В качестве темы конкурсного урока на «Учителе года» Бабаев взял «Механические колебания». Выяснил вместе с одиннадцатиклассниками, что колебания могут быть полезны, если это биение сердца и работа голосовых связок, но чаще всего вредны. Механические вибрации разрушают здания и мосты, а также негативно влияют на человека как на биологический организм. Подведя учащихся к этому выводу, учитель предложил классу задачу: постараться снизить простыми способами негативное влияние колебаний. Детям было предложено создать экспериментальную установку: из цилиндров, поставленных друг на друга, построить здание и снизить влияние на него землетрясений. Очень быстро ребята догадались проложить между цилиндрами ватные диски, призванные амортизировать разрушительные вибрации. И тут стало ясно, что, по сути, ученики создали модель позвоночного столба, где диски сглаживают колебания позвоночника при ходьбе и физической нагрузке. Так слились в одну симфонию механика и биология.
Увы, урок не получился таким, как задумывалось: оказалось, что тему нужно не повторять, а практически изучать заново, и Бабаеву не хватило буквально двух минут, чтобы выйти на завершающий аккорд.
Понятно, что на конкурсе все находятся в равных условиях, но два учителя физики покажут совершенно разные уроки, хоть и по одной и той же теме, считает Александр Анатольевич. Можно виртуозно сыграть импровизацию на тему известного музыкального произведения, а можно, ничего не переосмысливая, исполнить партию строго по нотам, но так, что зал будет аплодировать стоя.
– Победитель в конкурсе «Учитель года» не равно лучший учитель России. Лучшие, возможно, тихо сидят у себя в небольших школах и дают хорошие знания ученикам, вкладывая в них сердце и душу. А на конкурсе мало прекрасно знать свой предмет. Здесь нужно уметь себя презентовать, и тот, кто не выносит вспышек фотокамер, у кого при виде микрофона дрожат руки, не покажет хороших результатов. Нужно не спасовать перед большой аудиторией, уметь быстро сконцентрироваться на решении неожиданных задач, выкручиваться из нестандартных ситуаций. Конкурс выявляет людей творческих, ярких, умеющих продемонстрировать свои находки и наработки публично. Конкурсант – это человек-оркестр, – говорит Бабаев.
Метафоры и сравнения из музыкальной сферы он применяет неосознанно, но, как оказалось, не случайно. В молодости увлекался бардовской песней, написал и несколько своих коротких произведений.
– Готового рецепта победы на конкурсе нет, – продолжает размышлять Александр Бабаев.
Есть, правда, мнение, что не стоит торопиться выводить кандидата, только что победившего на региональном этапе, сразу на федеральный уровень. По правилам можно отправлять на конкурс победителя прошлого года. Это дает больше времени на подготовку, тем более что в промежутке Министерством просвещения для конкурсантов проводится масса образовательных мероприятий. А у Александра Анатольевича было на все про все три месяца, притом что других обязанностей никто не отменял.
– Каждый вышел из конкурса другим человеком, – резюмирует учитель физики.
Александр Анатольевич понял про себя, что его наработки, манера подачи материала, подход к детям находятся в русле современных тенденций в образовании. Никакого налета провинциальности.
– Это дает крылья, уверенность, что, производя интеллектуальный продукт, движешься в правильном направлении, – делится учитель.
…Самая большая радость Александра Бабаева – видеть после урока горящие глаза детей. Слышать, как они обсуждают, почему купол парашюта нельзя смастерить большего, чем принято, размера, и собираются повторить показанный учителем опыт в домашних условиях. Тогда приходит уверенность, что школа – это то место, куда хочется возвращаться.
Галина СЕРГЕЕВА, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».