Найти в Дзене

Делом, словом, помышлением... в заключении ещё о карме...

Наверное, эту формулу истинный христианин знает, уж точно, слышал. В буддизме тоже существует похожее отношение в понятии кармы. Слову, "мысли", "воззрению", "намерению" уделено очень много в Типитака. И это не случайно, что так подробно объясняется словами самого Будды. Ведь наши мысли - зерно, из которого вырастают слова, а затем и дела. Кусала и акусала основываются на правильном или неправильном, умелом или неумелом воззрении. Казалось бы, это элементарные вещи, но озвучить их надо во избежании непонимания.

из открытых источников в интернете
из открытых источников в интернете

И так. В прошлых статьях я рассуждал, осмысливал то, что понятие карма и понятие нирвана соотносятся друг с другом только опосредствованно. Карма влияет на перерождения, а нирваны можно достичь отметая вообще все кармические наработки этой жизни, освобождаясь от кармы. Это не одно и тоже.

Воззрение, намерение - является ключевым для понятия КАРМА. Именно это определяет, является ли поступок кармическим или нет. Помимо физических законов ута-нияма, существует читта-нияма. помимо кармических законов существуют законы социальные. И если с физическими законами всё более-менее ясно. Вопреки Булгаковскому Воланду, который саркастически утверждает - "поверьте, кирпич ни с того ни с сего никому на голову не падает". Именно, что падает, и именно ни с того ни с сего, по простым физическим законам и кармой не является (если отойти от веры в божьий промысел). Социальные законы очень близко к кармическим, и часто переплетаются. Но они - следствие социума, они приняты определённым обществом и могут изменяться от времени, от перемены общества, могут быть разными для разных обществ. И нарушение социальных законов может быть как кармическим, так и не быть кармическим. Здесь можно упрощённо сказать плохое-хорошее. Если это хорошо для социума (допустимо), всегда ли это хорошо для человека в кармическом смысле?

Неблагие поступки в камма-нияма, слова, мысли - акусала не зависят от социальных законов. Пример - в некоторых религиях можно убивать животных, в некоторых нет, в некоторых обществах возможно употребление дурманящих в веществ, в других нет. Нарушение социальных установок порицается, но не является кармой. И наоборот благие намерения кусала могут порицаться или высмеиваться обществом (примеров приводить не буду). Кретерием кусала-акусала являются пять элементраных правил, которые так нравятся недавним буддистам - НЕЛЬЗЯ убивать, красть, обманывать, прелюбодействовать и пить вино (употреблять одурманивающие вещества). Вроде их пытаются назвать общечеловеческие ценности. А главным кретерием - осознанность, намерение.

И если в христианстве грешить помышлением плохо, то в буддизме всё гораздо глубже. И... человек должен чётко следовать религиозным установкам, которых десять. При этом не все христианские заповеди могут совпадать с УК и ГК, тем более с УПК. И наоборот, случается иногда так, что не являясь проступком в социальном и даже религиозном плане, это является кармой. Так вот, в буддизме фактор мысли, осознанности, намерения являетя основным. Как распознать плохое-хорошее? По совету будды, только в осознании, в анализе. 1. принесёт ли это благо обществу., 2. принесёт ли это благо самому человеку. Проанализировать Плоды поступков, которые исходят из намерений. И об этом тоже мы уже говорили, исходят ли намерения из трёх зол - злобы, жажды (жадности) и неведения, что порождает проблемы в социуме. Или для человека, ведут ли эти поступки исходящие из благих, умелых намерений не-злобы, не-жажды, не-неведения, к улучшению себя, способствуют выработке в себе спокойствия, мудрости, воспитанию умелых качеств (характер), которые удержат от плохих деяний.

Как видно (не знаю, смог ли донести), что вся карма происходит от Намерений, т.е. от мыслей. Ну. а насчёт нирваны, так с кармой она связана в том плане, что (уже повторяюсь) существует "белая" карма от благих поступков, которое ведёт к хорошему перерождени, существует "черная" карма от неблагих поступков, которая ведёт к плохому перерождению, а есть "черно-белая", а есть "ни черная- ни белая", которая и ведёт в Нирвану.

Кстати, почему-то никто не спросил меня - "что же понимают буддисты под термином "неведение"?"

Цитата очень мудрого буддистского наставника Па-Аук Тоя Саядо - "Неведение знает только общепринятую истину:женщины-мужчины, матери-отцы, жены-мужья, дочери-сыновья, курыцы, цыплята, свиньи, кошки, собаки... Это неверный взгляд, так как в соответствии с действительностью ничего этого не существует. То, что существует в действительности - это совокупности, элементы, сферы органов чувств и их объекты, ум-материя, зависимое возникновение действия кармы и т.д... Если кратко - незнание страдания, происхождения страдания, прекращения страдания, пути, ведущего к прекращению страдания., незнание прошлого, будущего, прошлого и будущего, незнание особо обусловленных зависимо возникших вещей."

Спасибо за внимание и терпение.