СОСЕД
(мистическая быль)
Какие странные у людей бывают увлечения. Бессмысленные, а многие ещё и опасные для жизни.
Представьте себе человека, который в течение года, каждый месяц откладывает от своей заработной платы n-ную сумму денег. Не редко ущемляет себя и своих домочадцев в самом необходимом, но, тем не менее, продолжает откладывать. Затем идёт и тратит весь накопленный капитал на непонятные приспособления абсолютно не нужные в обыденной жизни. Наполняет под завязку приобретённым хламом огромный рюкзак и начинает считать дни до очередного отпуска. Наступает долгожданный день. С этого момента он на целый месяц освобождён от всяких обязанностей. (Кроме семейных, разумеется, но они не в счёт, их можно проигнорировать.) И он, объединившись с себеподобными чудаками в группу, садится в поезд и едет за тридевять земель, для того чтобы совершить очередной (простите) подвиг.
Несколько дней подряд эта команда карабкается на неприступную гору, тысячу раз покорённую до них. Причем, ежесекундно давая шанс своим жёнам и мужьям остаться вдовами и вдовцами, а детям – сиротами. Наконец цель достигнута. Они на вершине. Для чего? Оказывается, для того чтобы открыть бутылку шампанского, сделать на морозе по глотку и крикнуть «Ура!». Всё. После завершения данной церемонии они пускаются в обратный путь с чувством «глубокого удовлетворения». А после возвращения домой сразу начинается подготовка к новому восхождению. Это нормально?
Или ещё пример. Аналогичная компания поднимается на самолёте в небо. Затем, на умопомрачительной высоте с парашютами за спинами (заметьте, по собственному желанию) они выходят из самолёта в дверь, любезно открытую для них лётчиками. Приземляются практически на том же самом месте, где садились в самолёт и гордо заявляют: «Мы совершили прыжок!» И что? Что кому доказали? Могли бы до этого места дойти пешком. Ушло бы значительно меньше времени и сил. А главное этот путь был бы абсолютно безопасным и совершенно бесплатным.
Сплавы по рекам. Полный маразм. Уехать за десятки километров от родного дома, чтобы спустя несколько дней уставшими и искусанными комарами приплыть на плоту обратно.
И это только маленькая частичка в огромном перечне человеческих отклонений. В людской среде ещё обитают спелеологи, аквалангисты, охотники, рыболовы дельтапланеристы (сами наименования групп звучат, как диагноз), и прочие «тяжелобольные» своими увлечениями субъекты.
Их не редко спрашивают, зачем им это надо? А они не могут сказать в своё оправдание ничего вразумительного. Обычно отвечают: «Давай с нами. Сам поймёшь». Ага! Щас!
* * *
Андрей был человеком здравомыслящим, и увлечение у него естественно было широко распространённым и вполне нормальным. По крайней мере, к нему никто не приставал с вопросами «для чего» и «зачем». Своё хобби Андрей называл «командировками». Он освобождал стеклянные ёмкости от спиртосодержащих жидкостей. Попросту говоря – уходил в запои. Причём, достиг в этом деле колоссальных успехов. Соревноваться с ним было бесполезно.
В перерывах между «командировками» Андрей занимался ремонтом квартир. Руки у него были воистину «золотые» (когда не тряслись) и от нехватки заказов он не страдал. Клиенты (в прямом смысле слова) становились к нему в очередь. А в период «командировок» терпеливо дожидались его «возвращения». Такого мастера – ещё поискать!
Работал всегда быстро и качественно. От быстроты зависела дата начала очередной «командировки», а от качества - её продолжительность. Проходила «командировки» всегда по одной и той же схеме: дорогая водка – дешёвая водка – спирт – всё, что горит. Когда заканчивались деньги, а пустые бутылки были сданы, пропиты и снова сданы, Андрей успокаивался. Несколько последующих дней он проводил в горизонтальном одиночестве, приходя в трудоспособное состояние. После чего незамедлительно получал очередной заказ, звонил своим напарникам Ивану и Коле и вместе с ними погружался с головой в работу. Трудились, не покладая рук с раннего утра до позднего вечера. Андрей прекрасно понимал, что если расслабиться или сделать перерыв желание заняться любимым «увлечением» могло победить здравый смысл и тогда прощай репутация супермастера.
После сдачи объекта и расчёта с клиентом начинался очередной виток жизненной спирали, как две капли воды похожий на предыдущий и на последующий.
* * *
Эта «командировка» затянулась дольше обычного. Последний заказ был солидным, а довольный клиент щедрым. Полученные от него «командировочные» позволяли «оттянуться по полной программе».
Дни плавно переплывали в ночи, а ночи в дни. Андрей вряд ли мог вспомнить даже малую часть событий происходивших с ним за этот период времени. Лишь сумбурный набор картинок: знакомые, малознакомые и совсем незнакомые лица, бутылки, стаканы, консервные банки, кухонные столы, парковые скамейки и, Бог знает, кто и что ещё. И неизвестно, сколько бы продолжался этот ералаш, если бы не голос, вернувший его к реальности.
- Иваныч! На кого ты похож.
Андрей постарался навести резкость, вглядываясь в возникший перед ним силуэт человека. Им оказался Коля – друг и напарник.
- О! Светлов! Привет! Пить будешь?
- Похоже, ты ещё не просыхал,- не обращая внимания на предложение, произнёс Коля.- Ты себя в зеркало видел?
- Да всё нормально, Колян. Ты же меня знаешь. Недельку отдохнул. Может чуть больше. Какую сказку из «убитого» офиса сотворили, скажи. Совсем не грех отметить. Через пару дней вернусь как огурчик.
- Какую недельку? Ты знаешь, какое сегодня число?
- А чёрт его знает. Двадцатое или двадцать первое.
- Ну, ты Андрей даёшь. Сегодня восемнадцатое августа.
- Вот, видишь! Всего на два дня промазал. Давай за встречу по сто пятьдесят.
- Для особенно умных повторяю: сегодня восемнадцатое августа.
- И что?- Андрей подтянул брови к переносице пытаясь понять чего добивается от него Коля. И тут его осенило.- Августа?! Хочешь сказать, что уже август начался? Шутишь?
Коля молча смотрел в удивлённо-туманные глаза друга. Тот задумчиво поглаживал ладонью двухнедельную щетину (точнее будет сказать: бороду) на подбородке.
- Погоди Колян. Давай всё по порядку. Мы сдали квартиру девятого июля. Так? Нет, серьёзно август?
- Значит так, Иваныч,- наконец подытожил Коля.- Я сегодня еду к маме в деревню. Ты едешь со мной. Понял?
- Конечно, понял,- Андрей старательно выговаривал каждое слово, пытаясь выглядеть как можно трезвее, но это у него получалось плохо.- Ты, наверное, думаешь, что я совершенно пьяный, ничего не соображаю. Колян, обижаешь. Я тебя понял. Я еду с тобой. В деревню. А зачем?
- За пивом! Андрюха, ты сдохнуть хочешь? Пора «возвращаться»! Ты когда последний раз ел нормально?
Андрей шевелил бровями, запуская мозговой процессор в полную силу. Обычно в начале «командировки» он уделял огромное внимание тому, чем накрыт стол кроме водки. Но, с каждым последующим днём, закуска «убивающая алкоголь» плавно переходила на второй план и, в конце концов, становилась абсолютно не нужной. Андрею уже хватало к стакану водки хлебной крошки или частички пёрышка зелёного лука (закусить), а то и просто засаленного рукава (занюхать).
Коля постарался взять себя в руки и продолжал уже более спокойно:
- Молоком отопьёшься. Витамины со своего огорода: огурцы, помидоры… Свежий воздух. Сейчас сходим к тебе. Соберёшься и в путь. Моя мама вернёт тебя к жизни. Пошли.
Закончив говорить, Коля повернулся спиной к другу и зашагал по улице. Он был на сто процентов уверен, что Андрей пойдёт за ним. Так и произошло, но не сразу. Прежде, чем сделать первый шаг Андрей засунул руку в карман пиджака и достал оттуда чуть отпитую «чекушку». Одним движением отвернул пробку, залпом выпил содержимое, на секунду ткнулся носом в рукав и бросил пустую бутылочку в урну.
- Колян, подожди меня! – крикнул Андрей и, покачиваясь, побрёл следом за ним.
Шли молча, пока не поравнялись с продуктовым магазином.
- Колян, я быстренько заскочу.
- ???
- У меня «горючка» закончилась. Надо запастись в дорогу.
- А без этого никак?
- Имидж – ничто! Жажда – всё!- процитировал Андрей рекламную фразу.
Коля с жалостью смотрел на друга. Читать нравоучения было бесполезно.
- Валяй, - сказал он, тяжело вздохнув.
Андрей сделал два шага в сторону двери и остановился.
- Колян, сколько времени ехать?
- Часа полтора.
- А автобус во сколько?
- В двадцать часов десять минут.
Андрей на несколько секунд задумался, рассчитывая количество спиртного, необходимое при заданном промежутке времени, чтобы «не дать себе засохнуть». Мотнул головой. Развернулся. И уверенной походкой вошёл в магазин.
Обратно он вернулся с двумя бутылками водки, торчащими из карманов. Коля удивлённо посмотрел на приобретённый «боезапас». Перехватив взгляд, Андрей ответил, не дожидаясь вопроса:
- Должно хватить. Даже с учётом времени до автобуса. Третью решил не брать. Пошли.
- Ну, ты силён, Иваныч, попить, - проговорил Коля.
- Шучу. Одну взял на ужин,- Андрей улыбнулся.- Ехать в гости без бутылки – это неприлично.
– Ладно, сегодня гуляй. С завтрашнего дня у тебя начнётся новая жизнь. Шутник.
До самых дверей квартиры друзья снова не разговаривали. Но теперь всю дорогу Коля наслаждался Андреевым мурлыканьем песен. Репертуар был широким, от русских народных до «Эскадрон моих мыслей (почему-то) дурных». Первым заговорил Андрей, когда пытался попасть ключом в замочную скважину.
- Только не запнись. У меня бардак. Я в «командировке», прибраться некому, сам понимаешь.
- Уж постараюсь ноги повыше поднимать,- съязвил Коля.
Он был готов ко всему, но, тем не менее, был просто поражён. В квартире оказался идеальный порядок, который нарушали лишь несколько вещей из одежды в спешке брошенных на диван и кресла. Даже пара десятков пустых бутылок из-под водки и пива были аккуратно составлены вдоль стены на кухне «в шеренгу по две» (чтобы было удобнее считать).
Как поётся в старой доброй песне «были сборы не долги» и уже через пятнадцать минут друзья ехали в городском автобусе в направлении автовокзала.
Всё время до отправления автобуса, а затем и в пути Андрей с периодичностью минут в пятнадцать-двадцать отвинчивал пробку с бутылки и делал пару глотков, в результате чего сразу после выхода из автобуса первая бутылка (естественно пустая) опустилась в урну.
Вот она, деревня! Вот он рай, после городской духоты, суеты и шума! Вот оказывается, чего иногда так не хватало Андрею для полноценной жизни. Он очень удивился появившемуся ощущению, только что заполненной пустоты. Не искал, а нашёл недостающий элемент в мозаике жизни и был этому невообразимо рад.
О своём приезде с другом Коля сообщил своей маме по телефону заранее и поэтому к их приезду тётя Маша (так звали Колину маму) истопила баню. А пока друзья наслаждались горячим паром и свежезаваренным веником, накрыла стол. При чем, так, как это умеют делать только в деревне – просто и в то же время очень разнообразно. Естественно в честь приезда дорогих гостей на столе появилась и бутылка водочки. (Коля решил оставить на завтра разговор со своей мамой об истинной цели приезда с ним Андрея).
Они втроём сидели за столом и разговаривали. Сидели долго. Обменивались новостями, ужинали и выпивали. Правда пили одни мужчины, тётя Маша отказалась. Когда бутылка опустела, Андрей только вошёл во вкус и моментально достал вторую, привезённую с собой. Но тут Коля посмотрел на часы и присвистнул.
- Ого! Времени то… Хорошо посидели. Я больше не буду пить, хватит. Выспаться надо. Андрюха, если хочешь, то не стесняйся, сам здесь командуй.
- Да нет, мне тоже достаточно,- как можно искреннее ответил Андрей.- Огромное спасибо, тётя Маша. Всё было очень вкусно. Сейчас схожу покурить и тоже спать лягу.
- Вот и хорошо, а я тебе Андрюша тем временем постель направлю,- сказала тётя Маша и поднялась из-за стола.
- Давно так не ел,- улыбнулся Андрей. Он взглядом попрощался со своей рюмкой и вышел из кухни.