Найти тему
Индустриальный турист

Лучшие образцы Нижегородского модерна: главные памятники архитектуры столицы Поволжья!

Оглавление

Существует множество причин влюбиться в Нижний Новгород: это и прекрасные пейзажи, открывающиеся с его набережных, и простирающаяся над водами реки Волги канатная дорога, и гостеприимство местных гастрономических заведений, и интересная история города - этот список можно продолжать ещё долго. Однако мой канал, в первую очередь, посвящён архитектуре, а потому в этой статье я расскажу о ещё одной причине любить этот город - о нижегородском модерне!

На мой взгляд, нижегородский модерн можно выделить в отдельное ответвление русского модерна - наряду с московской и петербургской архитектурными школами. В Нижнем Новгороде было возведено порядка сотни построек в этом стиле, каждая из которых представляет интерес для любителя модерна - при этом большая часть сооружений возводилась при скромном бюджете, а потому здания здесь выглядят достаточно аскетично. Но недостаток финансов местные мастера компенсировали необычными приёмами, благодаря которым нижегородский модерн кардинально отличается от модерна столичного: каждое здание в Нижнем Новгороде обладает какой-то уникальной чертой!

Кстати, такое стремление построить запоминающиеся и уникальные постройки связано и с характером Нижнего - на рубеже 19-20 веков он превратился в столицу русского купечества, а купцы были людьми щедрыми, любили выделять свои владения на фоне окружающих зданий, но при этом уважительно относились к архитекторам и давали им полную творческую свободу!

Сегодня я расскажу вам о семи самых выдающихся творениях нижегородского модерна: на их примере мы проследим историю развития стиля, а также выделим для себя его отличительные черты. Все здания я расположил в хронологическом порядке.

Что ж, приступим!

Флигель и конюшня при усадьбе Башкирова

Дата постройки: 1902-1903 годы
Адрес: улица Семашко, 7, улица Большая Печерская, 20
Архитектор: Полтанов

Свой рассказ я начну с комплекса построек, расположенных на улице Семашко и представляющих собой один из интереснейших образцов нижегородского модерна!

В наши дни до сих пор достоверно неизвестно - кто был заказчиком данных сооружений: в одних источниках указывается, что здания принадлежали богатому купеческому роду Башкировых и играли роль флигеля и конюшни при семейном имении, в других говорится, что сооружения принадлежали Рукавишниковым и выполняли роль особняка. Лично я склоняюсь к первому варианту, так как здания на улице Семашко не выглядят внушительно - напротив, они являются образцом скромного, но искусно исполненного памятника стиля модерн!

Вся прелесть этих зданий заключается в их формах: кирпичный двухэтажный особнячок с первого взгляда выглядит просто, однако если присмотреться к нему внимательно, то мы увидим щипцы, выполненные в форме валют, и ажурные решётки, венчающие здание. Очень непривычно видеть такое изящество в, казалось бы, утилитарной постройке, возведённой из кирпича. При этом здание симметрично, у него практически отсутствует декор - отличительные черты раннего модерна!

-2

Но особый интерес представляет здание по соседству - конюшенный корпус, исполненный в форме подковы (любопытный приём, отражающий основное назначение постройки) с необычно оформленным фасадом: овальный контур, внутри которого заключено небольшое окошко.

-3

Ещё интереснее этот корпус смотрится со стороны двора: здесь фасад выполнен в виде огромной морской раковины с ребристыми полями, внутри которой располагается входная группа, увенчанная крупным окном оригинальной формы и не менее оригинальной расстекловки. Пожалуй, что описать этот оконный проём без фотографии у меня просто не получилось бы - настолько он оригинален!

-4

Поражает внимание автора здания, малоизвестного (и не имеющего на тот момент опыта) зодчего Алексея Полтанова, к декору внутреннего двора флигеля. В зданиях, построенных в стиле эклектики (стиль, царивший в русской архитектуре второй половины 19 века), внимание почти всегда уделялось лишь их внешней стороне, их главному фасаду, тогда как флигели просто прятали поглубже во дворы. Но с приходом модерна архитекторы стали уделять внимание всему зданию в целом, и флигели усадьбы Башкирова - яркое тому подтверждение!

Дом Трудолюбия имени Михаила и Любови Рукавишниковых

Дата постройки: 1903-1905
Адрес: Варварская улица, 32
Архитектор: Домбровский

Следующая постройка тоже не отличается богатым декором и интересует нас, в первую очередь, интересным оформлением оконных проёмов и входной группы. И нет ничего удивительного в том, что автор проекта прибегнул к рациональному модерну - дом трудолюбия был благотворительным заведением (в нём предоставляли жилье и работу малоимущим и попавшим в тяжелую жизненную ситуацию людям), так что вкладывать лишние деньги в оформление помпезных фасадов никто не стал бы. В такой ситуации как раз куда уместнее построить скромное, но при этом красивое здание - и для решения подобной задачи прекрасно подходит рациональный модерн!

-5

Фасады дома трудолюбия не имеют штукатурной облицовки - здесь наружу выставлен красный кирпич, что в архитектуре 19 века было присуще промышленной архитектуре, однако модерн любит нарушать каноны - делает он это и в данном случае! Но кирпич ни в коем случае не портит облик здания - а всё потому что автор здания, архитектор Домбровский, умело использует этот материал, декорируя им фасад: тут вам и кирпичные кронштейны, придерживающие мощный фасад здания, и узкие скрещенные ряды кирпичей, формирующие решётку, разделяющую оконные проёмы ризалита.

-6

Но главный интерес в доме трудолюбия Рукавишниковых представляет входная группа, расположенная на углу здания и обращённая к перекрёстку улиц Варварской и Академика Блохиной. И тут мы снова встречаемся с подковообразной аркой, венчающей дверной проём главного входа в здания - подобные плавные округлые формы отражают природное начало стиля модерн, и, на мой взгляд, они служат его визитной карточкой. Ну ведь и правда - невозможно не восхититься этой изящной аркой, так сильно контрастирующей с остальным, строгим и аскетичным фасадом здания!

-7

Дом трудолюбия Рукавишниковых, безо всякого преувеличения, можно внести в список самых интересных построек русского модерна, выполненных из красного кирпича. Но это и отличает нижегородский модерн от Московского и Петербургского - как я уже говорил ранее, дефицит финансов мотивировал архитекторов уделять больше внимание геометрии форм, а не декоративным украшениям!

-8

Доходный дом Прядилова

Дата постройки: 1906 год
Адрес: Алексеевская улица, 23
Архитектор: Левков

Но не всё же нам говорить о рациональной архитектуре - есть в Нижнем Новгороде и "декоративный" модерн. Примером такого здания служит доходный дом Прядилова, построенный зодчим Левковым в 1906 году. Фасад этого здания пародирует европейский модерн: он сплошь состоит из плавных текучих линий, словно здание состоит не из камня и штукатурки, а из морских волн!

-9

Причём любопытно, что дом Прядилова не похож на другие постройки русского модерна: сложно сказать, что именно так сильно отличает его от, скажем, памятников московского модерна - там тоже архитекторы использовали аналогичные украшения фасадов, но у них это смотрелось как то более органично. А вот работа архитектора Левкова выглядит немного искусственно и больше походит не на жилой дом, а на декорацию.

Впрочем, ничего плохого в этом нет - здание на Алексеевской улице уникально в своём роде, и радует, что не так давно его отреставрировали, вернув зданию былую красоту!

-10

Ну а особенно мне нравится, что современные вывески у этого здания помещены в специально предназначенные для этого ниши, задуманные Левковым по изначальному проекту. Да и дизайн вывесок тоже соответствует стилистике здания - редкий для России пример идеальной рекламы, не портящей, а скорее даже наоборот - дополняющей памятник архитектуры!

-11

"Шахматный дом" (игорный дом Троицкого)

Дата постройки: 1907 год
Адрес: Улица Пискунова, 35
Архитектор: Левков

Игорный дом Троицкого представляет собой яркий пример того, как здания в стиле модерн могут отражать своим внешним обликом своё основное назначение. Дом на улице Пискунова было выстроено Троицким для организации шахматных партий - именно поэтому на его фасаде представлены символические изображения, связанные с шахматами: козырёк здания выполнен в виде шахматной доску, вокруг которой расположились две фигурки, одновременно изображающие двух игроков, нависших над доской в ходе партии, и шахматные фигуры (на это намекают их очертания).

-12

Подобный приём уникален не только для Нижнего Новгорода, но и в целом для мировой архитектуры: вы нигде более не встретите подобной "шахматной" композиции!

-13

Впрочем, и остальной фасад не разочаровывает зрителя своим внешним видом: под карнизом архитектор Левков (автор проекта дома Троицкого) расположил любопытный узор, вносящий разнообразие в облик здания, а под шахматными фигурами он поместил входную группу с очень интересным дверным проёмом в форме подковы - искусная работа!

-14

Кстати, с этим домом связана одна любопытная городская легенда: считается, что однажды некий посетитель выиграл огромную сумму денег, обыграв всех своих соперников. Этим человеком был Михаил Чигорин - сильнейший гроссмейстер дореволюционной России. Однако он решил не разорять владельца игорного дома и простил ему долг, взяв с него обещание - более не играть в шахматы на деньги. Однако, скорее всего, это простой миф без достоверного подтверждения.

-15

Ну и не могу не рассказать вам о грустной прозаике современной истории здания. Долгие годы оно стояло в запустении, и со временем стало аварийным. В 2019 году начался ремонт здания, в ходе которого новый владелец принял решение снести всё, кроме входной группы - взамен исторических стен вырос новый дом из современных материалов, но идентичный оригиналу. Конечно жаль оригинальные конструкции, однако игорный дом могла постигнуть куда более страшная участь - благо здание построили заново по старому проекту, и сейчас мы можем любоваться этой прекрасной постройкой, замаскированной под оригинал!

-16

Доходный дом Карпова

Дата постройки: 1909 год
Адрес: Ильинская улица, 69
Архитектор: Татаринов

Пожалуй, самый яркий образец рационального модерна в Нижнем Новгороде был построен архитектором Татариновым на Ильинской улице по заказу купца Михаила Карпова. Это здание выглядит настолько аскетичным, насколько это вообще возможно для памятника архитектуры: плоский фасад, покрытый разноцветной плиткой, да асимметрия главного фасада - единственное, что вносит разнообразие в облик доходного дома на Ильинской!

-17

Причём этот доходный дом, который, честно говоря, больше походит на особняк (ни в Петербурге, ни в Москве вы не встретите столь маленьких доходных домов - уж слишком дорогая земля была в двух главных городах России, а вот в Нижнем Новгороде купцы могли себе такое позволить), страдает от типично петербургской проблемы "фасадности" - главный фасад здания выглядит презентабельно, тогда как боковые его части максимально утилитарны.

Забавно, что у доходного дома Карпова боковые стены хорошо видны с Ильинской улицы - обычно архитекторы старались спрятать невзрачные стены от глаз зрителя, здесь же всё выставлено на показ.

-18

Впрочем, центральный фасад дома Карпова компенсирует все остальные недостатки: прекрасная облицовка, выполненная в четырёх цветах: основной массив фасада выполнен в охристой расцветке, цоколь и карниз здания выделены яркими цветами (умбры и синим соответственно), а боковые ризалиты выложены белой кафельной плиткой, что отсылает нас к лучшим творениям так называемого "санитарного" модерна петербургского зодчего Роберта Мельцера. Благодаря такому яркому цветовому контрасту, здание привлекает к себе внимание, так что зритель забывает о простоте его композиции!

-19

Доходный дом Березина

Дата постройки: 1911 год
Адрес: улица Маслякова, д. 14
Архитектор: неизвестен

Ещё один популярный в Нижнем Новгороде подвид - модерн деревянный. Вообще, Нижний Новгород славен своими постройками из дерева, а потому не удивительно, что в городе встречается несколько деревянных зданий, построенных по канонам стиля модерн. Самым интересным из них, на мой взгляд, является доходный дом Березина, возведённый в 1911 году на улице Маслякова.

-20

В этом здании вы можете найти все отличительные черты деревянного модерна Нижнего Новгорода: фасад выполнен без обилия резного декора (в деревянной русской архитектуре более ранних эпох всегда можно найти резные наличники у окон), а главным украшением здания служат криволинейные линии кровли с врывающимися в них щипцами.

-21

Да и в целом просматривается нарочитая асимметрия фасада, что тоже служит ярким признаком модерна в любых его проявлениях.

-22

Хочется также обратить внимание на изначальное назначение здания, отражённое в его названии - доходный дом. И тут мы снова сталкиваемся с совершенно непривычным для Петербурга и Москвы явлением: небольшое двухэтажное здание, да ещё и выполненное из дерева, играет роль доходного дома! Да, в нём было всего 4 квартиры, а, следовательно, и квартиросъёмщиков тут было не так много, однако цены на землю в провинции позволяли возводить скромные доходные дома (в отличии от столичных городов, в которых редко встречаются даже трёхэтажные доходные дома)!

-23

Торговый флигель Каменевой

Дата постройки: 1914-1916 годы
Адрес: Большая Покровская улица, 40
Архитектор: неизвестен

Ну и напоследок я приберег моё самое любимое здание в Нижнем Новгороде, удивляющее сочетанием оригинального сказочного декора и суперрационального, можно даже сказать - авангардного фасада!

Всё это относится к торговому флигелю Каменевой, построенному уже на закате архитектуры модерна, в самом преддверии революции - в 1916 году, по проекту неустановленного архитектора. Да, по сей день для нас остаётся загадкой - кто построил этот шедевр, расположенный на главной улице Нижнего!

-24

И описание здания я начну с его декора: всё же больше всего внимание прохожих притягивают диковинные скульптуры, расположенные по бокам здания на первом этаже, а также расправившие крылья не то птицы, не то гаргульи, восседающие на пилястрах-постаментах, находящихся в самом центре фасада.

-25

Причём фантастические существа в нижней части дома органично вплетены в общую картину фасада: они играют роль атлантов, держащих на своих плечах бесполезный, декоративный груз. Действительно, полуколонны, расположенные в боковой части фасада не играют никакой функциональной роли - более того, они придерживают колонну, тянущуюся вдоль всего фасада и уходящую за пределы козырька дома - интересный приём, этакая насмешка над канонами классической архитектуры!

-26

Однако, не только чудища привлекают к себе внимание - нет, для ценителей архитектуры это здание интересно совсем по иной причине! Дело в том, что торговый флигель невероятно скромен по своим размерам, но при этом весь его фасад занят огромными панорамными окнами, а второй этаж и вовсе напоминает нам ленточное остекление времён более позднего архитектурного стиля - конструктивизма.

Торговый флигель Каменевой - ближайший предок авангардной архитектуры 1920-1930-х годов, образец переходной архитектуры. Причём на всю Россию таких вот максимально рациональных построек в стиле модерн всего несколько штук. И нижегородский памятник, возможно, самый интересный из них!

-27

Но а гаргульи на фасаде - это как дополнительная "фишка", которая украсила и без того любопытнейшую постройку. Тем более, что они служат напоминанием о том, что перед нами всё же постройка времён модерна!

-28

И на этом я завершаю свой рассказ. Очень надеюсь, что сегодня я смог открыть для вас что-то новое, а ещё лучше, если смог заинтересовать вас архитектурой нижегородского модерна! На мой взгляд, этот стиль как никакой другой заслуживает внимание не только поклонников русской архитектуры, но и любых гостей Нижнего Новгорода (я уж не говорю о местных жителях, у которых есть возможность регулярно любоваться этими прекрасными памятниками архитектуры)!

Спасибо за внимание и до скорых встреч!