Александр Тесленко принадлежит к числу тех авторов, о которых я никогда бы не узнал, если бы не Библио-лаборатория. Вот уже почти два года я веду канал и за это время погрузился в прошлое фантастики намного глубже, чем считал в принципе возможным. Что-то мне подсказали вы, мои уважаемые читатели и подписчики, что-то я нашел сам, но уже десятки раз мне доводилось удивляться тому, насколько велико и практически безгранично написанное за какие-то сто с небольшим лет развития фантастической литературы.
На книги Тесленко я вышел случайно, занимаясь, так сказать, литературными «раскопками» в совсем другом направлении. Сначала меня привлекло необычное название рассказа «Дьондуранг», а затем и название сборника, куда входил этот рассказ: «Испытание добром». Не то чтобы особо эффектное или интригующее, но почему-то оно меня привлекло, и я решил прочитать. И не пожалел!
Александр Тесленко, увы, прожил очень короткую жизнь — всего сорок два года, за которые успел написать несколько десятков повестей и рассказов. Много это или мало — сложно сказать, я свою задачу виджу в другом: напомнить ценителям фантастики о совершенно забытом сейчас (на мой взгляд, незаслуженно) авторе.
Любой любитель фантастики отлично знаком со знаменитыми «Миром Полдня» и «Миром Великого Кольца», но не только Стругацкие и Ефремов смогли создать свои литературные вселенные. Был еще и Росоховатский с миром сигомов, Михановский и другие, и в их числе — Александр Тесленко, создавший удивительный мир будущего, мир искусственных планет, биокиберов, путешествий во времени… И неразрешимых философских и этических проблем, над решением которых бьются его герои — люди и биокиберы.
Формат статьи не позволяет мне в должной мере написать о всех рассказах, вошедших в сборник «Испытание добром», поэтому я расскажу о том, что запомнилось мне больше всего.
Дьондуранг — герой одноименного рассказа, который косвенно или напрямую упоминается и в других произведениях сборника. Уникальный экспериментальный биокибер, созданный максимально близким человеку, вплоть до элементов физиологии, но тем не менее обреченный однажды вернуться на фабрику для «демонтажа». Представьте себе сюжет «Бегущего по лезвию бритвы», рассказанную от лица тех, на кого охотился герой Харрисона Форда — андроидов, ищущих смысл в своем запрограммированном существовании, то неуловимое нечто, что отличается их настоящих людей… Вот только простого ответа на этот вопрос нет, как нет и возможности убежать от поисков, скрыться от самого себя. Дьондуранг почти сумел его решить — ценой собственного… Не существования, нет — жизни! Но прав ли он был — судить можно только со стороны, увы.
Другая повесть из сборника, о которой хотелось бы сказать особо — это «Дети Николиана», на мой взгляд совершенно особо произведение в советской фантастике. Как-то не принято было в те времена подробно описывать психологию персонажей с жуткими психическими отклонениями, пусть даже и отрицательных. И это при том, что вселенная Инканы, созданная Тесленко, это не какой-то мрачная и депрессивная дистопия, а внешне вполне благополучный коммунистический мир.
Тесленко в лучших традициях психологических триллеров весьма убедительно рисует картину того, как несчастное детство взращивает психопата (иначе квалифицировать антагониста повести я не могу), который захватывает власть в земной колонии на далекой планете и превращает в сюрреалистический оруэлловский персональный раешник, воплощение своих детских обид и стремления отомстить всему миру за собственную ущербность. «Таблетки счастья», подавляющие волю (узнаете «Эквилибриум»?), и огромный комбинат по производству стандартных людей из людей обычных… И никаких тебе злобных и отсталых пришельцев — все сами, сами… Как всегда.
И еще один рассказ, «Дождь», своим стилем и угнетающей атмосферой напомнивший мне ранние рассказы интеллектуального лидера «новой волны» Джеймса Балларда, а поскольку я безоговорочный поклонник Балларда, не могу пройти и мимо рассказа Тесленко. Депрессивная атмосфера города, накрытого действием метеорологического устройства, в качестве побочного эффекта угнетающе воздействующего на психику жителей, и счастливый (почти) конец передана автором с редким мастерством. Как житель мест, где дождливых дней в году больше, чем ясных, могу утверждать со всей ответственностью: не так уж сильно и сгущает краски автор в своем фантастическом допущении...
Как жаль, что жизнь Тесленко оборвалась так рано — сколько бы еще глубоких философских произведений он мог бы нам подарить! Увы, нам остается только не забывать то, что осталось…