Одним из главных промахов Н.С. Хрущева на посту руководителя СССР считается передача Украинской республике полуострова Крым. Тем не менее, мало кто знает, что это не единственный случай, когда глава Советского Союза «разбазаривал» государственные земли. В середине пятидесятых годов Никита Сергеевич чуть было не отдал два из четырех спорных островов Южных Курил.
Договор не для всех
После окончания Второй Мировой войны Япония на протяжении нескольких лет юридически продолжала находиться в состоянии войны со странами антигитлеровской коалиции. Но, время шло, страна постепенно начала восстанавливаться, необходимо было налаживать экономические отношения с остальным миром. Первыми мирный договор с Японией в 1951 году подписали США при участии представителей Великобритании. Обсуждение и подписание данного документа проходило в Сан-Франциско. Причем на переговоры была приглашена и советская сторона, которой официально предложили присоединиться к подписанию мирного договора. Советский Союз против подобного развития событий не возражал, но только в том случае, если в тексте договора будут учтены пожелания и интересы СССР. Кроме того, к переговорному процессу Советский Союз предлагал подключить Китай, серьезно пострадавший во время войны от действий японских войск и также претендовавший на часть бывших японских земель. При этом представители Советского Союза в категоричной форме настаивали на том, чтобы в мирном договоре Япония документально окончательно и бесповоротно признала полный суверенитет СССР над территориями, отошедшими к Советскому Союзу в рамках Ялтинских договоренностей членов антигитлеровской коалиции. Увы, этого не произошло. Вместо этого хитрые американцы составлявшие текст документа записали: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Данная формулировка категорически не устраивала советскую сторону. В случае подписания договора нашей страной Япония получала формальный повод для территориальных споров. Дело в том, что в договоре не были перечислены конкретные острова, и не было ясно в пользу какой страны, Япония отказывается от своих прежних территорий. Окончательно уход от Ялтинских договоренностей прозвучал в Сенате США 20 марта 1952 года, когда американцы нагло заявили, что подписание мирного договора с Японией вовсе не означает признания за Советским Союзом прав на территории, принадлежащие Японии на 7 декабря 1941 года. Своими словами сенаторы США отказали Советскому Союзу в праве на переход под юрисдикцию СССР Южного Сахалина и Курильских островов. Скандальное решение Сената США объяснялось достаточно просто. Курильские острова были нужны самим США для разворачивания на их территории собственных военных баз. Не сложно догадаться против кого они были направлены в условиях начала Холодной войны. Примечательно, что в день подписания мирного договора между США и Японией одновременно был заключен «договор безопасности». Подписание данного документа давало США полный военно-политический контроль над Японией, а также право размещать на ее территории наземные, воздушные и морские силы американских вооруженных сил.
Щедрость Хрущева
Совершенно логично, что Советский Союз возражал против подписания мирного договора 1951 года в редакции США, не по своей воле оставаясь в состоянии войны с Японией. При этом, как и предполагали американцы, размытые формулировки договора подписанного в Сан-Франциско относительно отказа японцами от части своих территорий породили множество толкований. Непреодолимые противоречия, а также жесткая позиция И.В. Сталина на протяжении нескольких лет не позволяли странам вернуться к переговорам о заключении собственного мирного договора. Как и предполагали советские дипломаты, отказавшись подписывать договор в Сан-Франциско, вскоре японцы заявили свои претензии на два острова Южных Курил. Японское правительство поставило себе целью вернуть Хабомаи и Шикотан. В Японии резко усилилась антисоветская пропаганда с одновременным разворачиванием американских военных сил на территории страны. Впрочем, настроения в японском обществе были сильно поляризованы. Параллельно с противниками восстановления дипломатических отношений с СССР и Китаем, в Японии нашлось немало политиков считающих, что нормализация отношений между данными странами жизненно необходима. К счастью их оказалось большинство. При этом власти Японии ясно отдавали себе отчет, что без подписания мирного договора с СССР, страна надолго останется подчиненной внешнему политическому влиянию США и не сможет полноценно участвовать в международных отношениях, в частности вступить в ООН. Процесс сближения СССР и Японии начался в 1952 году с обмена официальными торговыми миссиями. Вскоре было налажено взаимодействие между 60 промышленными и торговыми копаниями Японии и СССР. В свою очередь министр иностранных дел Вячеслав Молотов и премьер-министр Японии выразили готовность обсудить условия подписания взаимовыгодного мирного договора. Переговоры проходили в Лондоне. При этом американцы, незримо участвующие в обсуждении мирного договора между СССР и Японией, пытались оказать беспрецедентное давление на японскую делегацию, делая все возможное, чтобы переговоры были сорваны. Об этом прекрасно знали в СССР. Отчетливо понимая, что без существенной уступки со стороны Советского Союза японцы никогда не пойдут наперекор воле американцев, по личному распоряжению Н.С. Хрущева для прорыва в переговорном процессе, советскому послу было поручено сделать японцам конфиденциальное предложение, от которого они не смогут отказаться. Японской стороне на приватных переговорах советский посол устно пообещал передать островов Хабомаи и Шикотан, но лишь в случае подписания мирного договора.
Жадность – плохой союзник
Предложение Москвы не только сильно удивило, но и несказанно обрадовало японское правительство, никак не рассчитывавшее на подобную неслыханную щедрость со стороны Н.С. Хрущева. Тем не менее, долгожданного прорыва в переговорном процессе так и не произошло. Американцы отчетливо понимали, что при условии сближения СССР и Японии их военному присутствию и политическому давлению на японское правительство быстро придет конец. Вставал вопрос и контроля над проливами, являвшимися стратегически важными для американского флота. Неизвестно, что сыграло большую роль давление США или жадность японских политиков, но Москве японской стороной были выдвинуты новые требования. Хотя японцы и получили обещание возврата двух островов, на которые претендовали, видя податливость Москвы, они потребовали взамен подписания мирного договора полного возвращения всех Курил, а также Южного Сахалина. Подобной наглости советское правительство стерпеть не могло, и переговорный процесс был резко прекращен. При этом мирный договор между странами не подписан до сих пор. В то же время нельзя всю вину за срыв переговоров возлагать исключительно на японское правительство, которое в те годы экономически и политически всецело зависело от воли США. Возможно, если бы не было давления со стороны Вашингтона, мирный договор мог быть подписан. Косвенным фактом в поддержку этого предположения служит заявление госсекретаря США Джона Даллеса, прозвучавшее в октябре 1955 года. Высокопоставленный чиновник заявил, что нормализация отношений между СССР и Японией может стать непреодолимым препятствием для осуществления программы помощи Японии со стороны США. При этом, как не прискорбно это осознавать, но дивиденды от срыва переговорного процесса получили лишь американцы. Советский Союз, как говорится, остался при своих, сохранив в своей юрисдикции Хабомаи и Шикотан. Проигравшей же по всем фронтам стороной оказалась лишь Япония с ее жадными и нерешительными политиками.