Найти тему

Загубленный талант

"Карточные шулера" (Конец 1870-х) Тюменский областной музей изобразительных искусств
"Карточные шулера" (Конец 1870-х) Тюменский областной музей изобразительных искусств

Быть веселым – не значит счастливым. Судьба и с весельчаками может сыграть злую шутку. Простой сибирский парень Иван Калганов имел незаурядное чувство юмора, талант и покровителей. Но реализовать весь свой потенциал он не смог из-за пагубной страсти.

Иван Александрович Калганов родился в 1843 году в маленьком уездном городке Ирбите Пермской губернии. Его семья — «выходцы из приписных к Горно-Благодатским заводам крестьян, в 1775 году по учреждению города Ирбита по собственному желанию были определены на жительство в нем с переименованием в мещане». Примечателен этот городок был только известной ярмаркой, проходившей здесь раз в год. Отец Ивана был торговцем и ремесленником, а о детстве известно лишь то, что будущий художник уже тогда любил рисовать. В конце 1850-х Иван Калганов поступил учеником к известному художнику Петру Буданцеву в городке Туринске Тобольской губернии. Талант его быстро заметили и предложили место учителя рисования в Туринском уездном училище. Тобольский губернатор А.И. Деспот-Зенович долгое время помогал художнику и даже обращался к вице-президенту Императорской академии художеств князю Гагарину с просьбой принять Калганова в число студентов, но места так и не нашлось. Несколько лет Калганов прожил в Омске и преподавал в местных училищах, но потерял работу из-за проблем с алкоголем. Пришлось ему вернуться в Туринск, где он так и сгинул бы в безвестности, если бы не знакомство с К. Н. Высоцким – владельцем типографии и одним из первых сибирских фотографов. Высоцкий был ценителем искусства и издавал газету «Молодая Сибирь».

фотопортрет художника
фотопортрет художника

Друг Высоцкого известный купец-меценат Н. М. Чукмалдилин помог художнику переехать в Тюмень и покровительствовал художнику. А тот писал картины и радовал горожан остроумными карикатурами. Калганова стали сравнивать со знаменитым английским «зубоскалом» Хогартом. Затем Чукмалдилин помог художнику перебраться в Москву, чтобы стать вольнослушателем знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Однако жизнь в Москве привела лишь к тому, что художник окончательно спился и стал бездомным. Пришлось вернуться в Тюмень.

В своих воспоминаниях Чукмалдилин описал свое знакомство с художником так: «Благодаря рассказам и настоянию Константина Николаевича, я однажды поехал в маленький захолустный городов Туринск, чтобы привезти оттуда в Тюмень талантливого сатирика -живописна Ивана Александровича Колганова.

— “Эти второй Гогарг, — бывало, горячится Высоцкий. — Это великий талант, глохнувший в захолустье. Пора нам вытащить его оттуда”. (прим. речь об известном английском художнике-сатирике Хогарте)

Кто видел рисунки. Колганова и его картины, кто любовался у смотрителя училищ шкатулкой, разрисованною Колгановым, тот должен быль согласиться, что человек этот обладает действительно недюжинным талантом.

“Бросьте ваши меркантильный дела, — говорил Высоцкий, — бросьте вашу денежную мамону и везите скорее сюда Колганова. В Туринске он совсем заглохнет и погибнет.”

Когда мы приехали с Колгановым в Тюмень, Высоцкий радовался этому, как личному большому счастью. Он рекомендовал художника всем своим знакомым как живописца и портретиста, приискивая ему работу и занятия. Колганов оставался в Тюмени года два-три, рисуя портреты желающим и, в свободное время, едкие карикатуры на местные злобы дня. Мы постоянно удивлялись его способности схватывать на память любое лицо и подмечать в нем смешную сторону, которая под карандашом Колганова превращалась в жгучую, точную, наглядную характеристику лица, им нарисованного. Нам часто приходилось спрашивать художника, как у него слагается в представлении образ сатирического типа и как он может несколькими штрихами передавать индивидуального физиономию каждого человека? Раз как-то мы гуляли с ним летом в Спасском саду, где на дорожках насыпаны были кучи песка. Раз говор опять коснулся этой же его способности.

“Как я помню физиономии, спрашиваете вы?— ответил Колганов. — А вот как. Все вы знаете адвоката Пордашевича? Вот я вам нарисую палкой его типичные черты лица. Вот контур головы, лба, подбородка; вот его глаза, рот и нос. Ну что, похоже?” — заключил он, сделав несколько штрихов и углублений.

Мы ахнули. В этом абрисе, сделанном палкой на куче песка, на нас глядел адвоката Пордашевич, как живой. “Всякое лицо, — продолжал Калганов, — для меня всегда представляется его главными характерными чертами, и они как-то сами собой запоминаются мне прежде всего. У этого своеобразный взгляд и особая улыбка на лице; у другого поза и жесты особенным манером господствуют над всем остальным; у третьего усвоена манера держать иначе голову, отчего личные мускулы и нос придают ему характерную физиономию. Я когда еще мальчишкой учился у иконописца, то рисовал окружающих людей не полными портретами, а только чем-нибудь выдающимся у них: носом, ртом, глазами, жестом… Выходило, конечно, немного карикатурно, но другие узнавали всегда, чей это нос, глаза и жесты”. Из Тюмени Калганов был привезен мною в Москву и даже поступил было учеником в училище живописи и ваяния, но слабость к водке, приобретенная в Туринске, испортила его карьеру и преждевременно свела художника в могилу. Через год он вернулся в Тюмень и умер, еще 30 лет от роду. Все, что было значительного, вышедшего из-под его кисти и карандаша, собрано мною в коллекцию и передано в Тюменское Реальное Училище. Со временем, потомки наши, вероятно, будут любоваться на его создания и оценят их более достойным образом, чем современники».

"Памятник городскому голове Лонгинову" (1876)
"Памятник городскому голове Лонгинову" (1876)

Самая известная карикатура автора - «Памятник городскому голове Лонгинову». Она изображает голову этого злополучного городского головы, составленную из голов тех, кого он обманул или разорил. К. В. Лонгинов родился в 1833 году в дворянской семье Екатеринославской губернии, получил образование в институте корпуса горных инженеров, занимал различные должности на заводах. В 1871 году он стал купцом первой гильдии (гильдии назначались исходя из размера бизнеса, в первой были самые крупные промышленники). Через год он стал городским головой, еще через два года объявил себя несостоятельным должником, то есть по сути отказался платить по долгам. Головой он пробыл четыре года, затем его «ушли», но с сохранением мундира и пенсии – максимально выгодный уход для коррупционера.

-4

А вот, собственно, сам Лонгинов. Похож, не правда ли?

-5

Другая известная картина автора – «Шулера». Из воспоминаний Чукмалдилина: «А какие страшные, азартные игры в карты в те времена существовали в Сибири! Это покажется теперь, пожалуй, невероятным. Кроме риска и азарта, в эти игры вносились зачастую многие степени шулерства, начиная с крапленых карт и оканчивая систематическим спаиванием вином увлекшегося азартного игрока. У меня хранится картина покойного художника Калганова... Талантливо и правдиво схвачен в лицах момент здешней шулерской игры, когда обыгран быль в Тюмени проезжий полковник, спустивший в один вечерь 10 тысяч рублей казенных денег».

Автопортрет с собакой (1880)
Автопортрет с собакой (1880)

Автопортрет с собакой - одна из последних работ автора. Эта картина по сюжету похожа на одну из последних работ другого художника-сатирика - П. А. Федотова

П. А. Федотов "Анкор, ещё Анкор!"
П. А. Федотов "Анкор, ещё Анкор!"

Помимо картин и карикатур Калганов создавал также скульптуры, но подробной информации о них нет. Репродукции нескольких работ найти удалось только в старом издании мемуаров вышеупомянутого мецената. Качество изображения, увы, не очень хорошее.

-8
-9
Скульптура Плюшкина
Скульптура Плюшкина
Бюст Высоцкого
Бюст Высоцкого

этот материал также можно прочитать на моем канале тут

#живопись #искусство #художник #картина #судьбачеловека