Вначале Великой Отечественной войны люфтваффе быстро завоевало господство в воздухе, используя превосходство в авиатехнике. Они целенаправленно охотились за штабными машинами, не опасаясь противодействия советских истребителей, и вели себя предельно нагло. Будущий Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский возмущался демонстративным хамством немецких летчиков в начале войны, сбрасывавших пустые бочки из под горючего на наших солдат. Благодаря заранее проделанным отверстиям эти бочки издавали противный звук. Рокоссовский называл подобные выходки "хулиганством".
К слову, на главном направлении удара - участке Западного военного округа советскую авиацию постигла катастрофа - большинство самолетов были уничтожены на аэродромах. То есть - 528 машин из 738, потерянных в тот день. Командующий ВВС Западного фронта Иван Иванович Копец 22 июня лично облетел все свои аэродромы. Увиденное настолько потрясло генерала, что, вернувшись из полета, он застрелился.
Но военно-воздушные силы СССР не собирались сдаваться. За годы войны было произведено более 135 тысяч самолетов. При том, что в начале войны страна имела всего лишь 17,5 тысяч машин. Совершенствовалась тактика и росло мастерство советских летчиков, которые за несколько месяцев становились мастерами воздушного боя.
В 1943 году немцы перебросили на Украину группу из 80 истребителей, которыми управляли лучшие немецкие асы. 26 июля 1943 года советский летчик Виктор Кирилюк на ЛА-5 в воздушном бою сбил ведущий истребитель вражеской эскадрильи, состоявшей из пяти самолетов. Вот, что он сам вспоминал об этом событии:
"Группа фашистских асов базировалась на аэродроме города Барвенково. После освобождения города наш полк перевели на этот аэродром. Местные жители рассказали о фашистском асе, которого всегда сопровождали к самолету и встречали после посадки офицеры. Был он в чине полковника. 26 июля пять фашистских самолетов вылетели на боевое задание. В восемнадцать часов четыре летчика произвели посадку, полковника среди них не оказалось. Время моего вылета совпало. Это подтвердило, что полковника с двумя тузами сбил я. Местные жители рассказали также, что немцы в течение нескольких дней после случившегося носили траурные повязки".
Советскому летчику Виктору Кирилюку на момент того боя едва исполнилось 20 лет. Позже он будет удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1943 году господство в воздухе окончательно перешло к советской авиации. Немецкая промышленность уже не успевала восполнять потери в боевых машинах, что привело к самоубийству начальника штаба люфтваффе. Привело, конечно, не совсем это, но именно потери самолетов запустили цепочку событий, которые и привели к гибели немецкого генерала. А было это так:
Начальник штаба люфтваффе генерал-полковник Ганс Ешоннек по требованию рейхсминистра авиации Германа Геринга отправлял все самолеты на Восточный фронт, где люфтваффе несло тяжелые потери. В итоге попытка вернуть инициативу в небе над Советским Союзом закончилась тем, что оголилось небо самой Германии. Этим воспользовались англичане и американцы, проведя в 1943 году серию стратегических бомбардировок объектов военной промышленности и немецких городов.
Геринг перед Гитлером свалил всю вину на Ешоннека, хотя тот лишь выполнял приказы самого Геринга. Фюрер вызвал Ешоннека на беседу. Генерал-полковник, узнав о подлости своего шефа, после разговора вернулся в свой кабинет и застрелился, написав в предсмертной записке требование не допускать мерзавца Геринга на свои похороны.