Первый замглавы МЧС Александр Чуприян сообщил о нехватке у ведомства отечественного оборудования, недостатке сырья и компонентов для его производства в стране, а также о зависимости МЧС от импортной электронной компонентной базы. Ранее в МЧС заявляли в недостаточном количестве в стране пластика для производства касок пожарных. Еще В 2019 году Lenta.ru писала о том, что дефицит оснащения МЧС достигал 90%. «Московская газета» попыталась разобраться в этой ситуации с разных сторон
Импорт — привлекателен и непрозрачен, а отечественное присутствует в 90% закупок
Комментарий «Московской газете» дал член экспертного совета по развитию конкуренции в сфере госзакупок Комитета по защите конкуренции Государственной Думы РФ Дмитрий Тортев. В своем комментарии он опирается на сведения своего источника в МЧС.
«С огромным уважением отношусь к сотрудникам и руководству МЧС. Хотелось бы со своей стороны внести посильный вклад в импортозамещение и по линии этого ведомства. Мнение о том, что большая часть оборудования, техники, спецсредств, вплоть до пожарных касок — импортные, — не вполне отражает реальность: если посмотреть заключенные контракты, то российские средства индивидуальной защиты, оборудование, машины уже долгое время контрактуются в 90 процентах закупок», — рассказал Дмитрий Тортев.
Если говорить в целом, то в России по каждому виду товара для пожарных и спасателей есть как минимум 2-3 производителя достойного качества, подчеркнул собеседник издания.
«Можно поехать на любую выставку комплексной безопасности и лично проверить, потрогать, даже приехать на производство. Поэтому, если на уровень руководства МЧС доводится информация о преобладании импорта в сфере пожарно-спасательного оборудования, нужно посмотреть, где и кем конкретно формируется потребность на импортное оборудование, проверить, есть ли эксклюзивность дистрибьюции на территории России и честно сравнить бюджеты закупок на импортный и «наш» товар. Уверен, что многие нюансы тогда могут проясниться», — заметил Дмитрий Тортев.
По его словам, «федералы» в основном сами себе формируют потребность и определяют детальное описание объекта закупки (где и «прокрадывается» желание закупить импорт), а если брать регионы — даже очень обеспеченные, — то ситуация там следующая: «Боевая одежда («боёвка») — производство РФ, но кевлар и часть материалов — импортные, то есть по факту 50/50, так же обстоит дело с перчатками. Каски — российские полностью (так как там обычный пластик с укреплением), по фонарям для касок есть как минимум 2 отечественных производителя, но в ряде случаев приобретался импорт. Боты пожарного есть дорогие российские и более приемлемые по цене белорусские. По гидрокостюмам пожарного тоже есть как минимум два российских завода. По оборудованию — обеспеченные регионы приобретают голландское, но при этом в России огромное количество производителей АСО. По автотранспорту (АЦ, АЛ, АСА МК и другие): шасси (10 процентов от стоимости) — Россия (КамАЗ), а насосы и надстройки немецкие, есть и турецкие, но те всего на 10 процентов дешевле, то есть толком по этой линии локализацией никто особо не занимался».
С учетом геополитических реалий нужно ускоренно переходить на производство и закупку отечественного оборудования, поскольку импорт уже сейчас проблематично ремонтировать в случае поломок, резюмирует Дмитрий Тортев информацию от своего источника.
Импорта нет, отечественного — много, но старого и не совсем удобного
Другой точки зрения на пропорции и качество импортного и отечественного спасательного оборудования придерживается источник «Московской газеты» среди пожарных на юге России.
«Как вы думаете, если у нас стоят на вооружении отечественные пожарные автомобили годов 70-х-80-х — есть ли у нас нехватка оборудования? — комментирует ситуацию изданию пожарный из Краснодара Рустам (имя изменено). — С импортом проблема не связана, наше оборудование — в основном, отечественное, и работать с ним бывает тяжело».
Иногда боевую одежду пожарные в Краснодаре покупают: частично или полностью сами, сообщил источник «Московской».
«Есть каски у нас на вооружении ещё года так с 2000-го, о каком импорте тут идёт речь, не знаю, — рассказал Рустам. — Боекомплект пожарного и, в том числе средства для индивидуальной защиты органов дыхания, у нас полностью отечественные и уже вырабатывают свой срок эксплуатации. Сапоги, которые мне выдали, самые дешёвые, российского производства, носить невозможно, поэтому они сразу же пошли «в шкаф», пришлось покупать за свои деньги хотя бы сносную пожарную обувь. Касок новых, повторюсь, как не было, так и нет. Боевая одежда пожарного — отечественного производства, из положенных двух комплектов мне выдали только один. Краги — перчатки пожарного, выдали самые дешёвые и неудобные, опять же российского производства. У нас есть и такие отчаянные, которые из своей мизерной зарплаты покупают себе импортные комплекты боевой одежды пожарного за 10-15 тысяч рублей и каски, чтобы можно было нормально работать».
С машинами и технологичным оборудованием для тушения пожаров дело обстоит тоже непросто, добавил собеседник издания.
«В парке моей пожарной части 3-4 автомобиля импортные, отечественных больше. При этом в парке есть автомашины 40-летней давности. Пожарные насосы — тоже 3-4 импортных, остальные отечественные. Импортные насосы чиним своими силами. Автолестница... У нас есть водители, которые отказываются ездить на автолестнице. Она — импортная, и детали к ней — тоже. При этом качественный ремонт этого оборудования не могут провести уже порядка двух лет. Водителей принудительно заставляют ездить на свой страх и риск, потому что лестница может не выдержать и просто упасть или перевернуть автомашину. В целом, отечественное оборудование невысокого качества, а импортное — лучше, но его почти нет», — сказал пожарный.
Однако, главная проблема — это кадровый голод и непривлекательность сегодня профессии пожарного, говорит спасатель: «Мало кто хочет идти на службу с риском для жизни за 24 тысячи рублей в месяц, а некоторые из тех, кто служат, находятся в постоянном поиске возможности уволиться».
По словам собеседника «Московской газеты», городские пожарные части строились, когда в Краснодаре не было и 500 тысяч населения: «Теперь в городе население 1100 млн, а пожарных частей не прибавилось. На весь город, насколько мне известно, едва ли наберётся 500 сотрудников пожарной службы, непосредственно осуществляющих тушение».
Как сообщали «Краснодарские известия», с начала 2022 года на Кубани произошло 5,5 тыс. пожаров, погибли 111 человек. В августе в регионе было объявлено штормовое предупреждение по высокой пожароопасности.
Как дела у поисково-спасательных отрядов?
Журналист «Московской» опросил два поисково-спасательных отряда на территории Северо-Западного региона на предмет импортной составляющей в спасательном оборудовании. Ответы оказались оптимистичными, но задуматься есть о чём.
Для добровольного поискового отряда главный ресурс на поисках — это люди, которые готовы тратить время на помощь другим, сказала «Московской газете» координатор поисково-спасательного отряда «Север» (Северодвинск) Доменика Чайковская.
«Мы не являемся официальной службой или структурой, в связи с чем не получаем централизованных поставок оборудования, чтобы можно было вообще говорить о проблемах с ним. Но важно понимать, что уже имеющееся оборудование: импортное оно или отечественное — взаимозаменяемо и на сегодняшний день успешно выполняет свои главные функции: обеспечение безопасности, повышенной проходимости и прочие задачи», — говорит координатор ПСО «Север».
Подробный комментарий дал «Московской газете» руководитель отдела обеспечения поискового отряда «Лиза Алерт» по Вологодской области Сергей Чистяков.
«Оборудование у нас каждый год особо не закупается: численность людей в отряде практически всегда стабильная. Если в отряде будут появляться новые люди в большом количестве, тогда вопрос будет подниматься. Большая часть оборудования у нас была куплена ещё до начала февральских событий. Проблемы с ремонтом и обслуживанием оборудования мы решаем либо с поставщиками, либо своими силами — для последнего в большинстве случаев есть оборудование и компоненты. Поэтому мы не ощущаем на себе никаких сложностей», — сказал Сергей Чистяков.
С другой стороны, по его словам, проблема лежит на поверхности: «С российского рынка ушли некоторые производители, например, производитель навигаторов Garmin приостановил свою деятельность в России. В случае с другими брендами повысились цены, либо оборудование отсутствует на складах, либо отгружается со сложностями. Но есть возможность приобретать его «параллельным импортом». Купить оборудование, в целом, можно, просто это стало немного сложнее и дольше».
О каком именно оборудовании идёт речь, и кто его производит?
«Кое-что начинают делать российские производители, например, компасы, но большая часть всех брендов — европейские или американские с производством в Китае и ещё некоторых азиатских странах. Это поисковые фонари, рации, навигаторы, генераторы электроэнергии, беспилотники, компьютеры, компасы, аккумуляторы, батарейки, автомобили, наконец — обычные, штатные автомобили, в других регионах есть и специальная техника для бездорожья — квадроциклы, вездеходы», — рассказал Сергей Чистяков.
В ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю журналисту издания дозвониться не удалось. «Московская газета» направила начальнику краевого управления министерства редакционный запрос.