Беседничество - локальная традиция келейничества в Среднем Поволжье. Свое название это движение получило оттого, что его последователи собирались на внебогослужебные собрания, которые, по аналогии с крестьянскими посиделками, назывались «беседками»; некоторые из хлыстов, отвергнув радения, заменили их на своих собраниях молитвословиями, чтением книг Священного Писания и религиозно-нравственными собеседованиями, стали называть свои собрания не радениями, а беседами или «беседками» и образовали таким образом особую секту «беседников» или «беседчиков».
Беседники:
- некоторые исследователи относят его к сектантским, др считают беседников разновидностью православных братств;
- по одной из версий, общины беседников состояли из бывших сектантов, в частности, хлыстов, принявших православие и противостоявших сектантству. Особое распространение это движение получило в районах, где православного духовенства не хватало и роль миссионеров брали на себя благочестивые миряне. Их собрания, на котрых читалось и разъяснялось Священное Писание и велись благочестивые разговоры, назвались беседами или «беседками», а их участники именовали себя «беседниками» или «беседчиками»;
- некоторые из беседников придерживались строго православного учения, др., возможно, по причине недостатка образования или в силу не до конца изжитого сектантского прошлого, допускали еретические идеи. В частности, они толковали Священное Писание исключительно «духовно», т. е. аллегорически, отрицая реальность библейских событий и даже историческое существование Христа. Утверждалось, напр., что «вне человека Бога нет». Такой подход к толкованию священных текстов сближает эту часть беседников с сектами т. н. духовных христиан;
- часть беседников испытывала на себе влияние хлыстовства - об этом, в частности, говорят титулы «пророков», «апостолов», «архангелов», «богородиц», «христов» и «саваофов», которыми наделялись их наставники. Примечательно, что это были всего лишь титулы, распределявшиеся «по степени святости», поэтому «богородицами» могли быть и мужчины. Однако, в отличие от хлыстов, беседники не верили в возможность воплощения Христа или Богородицы в каком-либо из членов движения;
- некоторая часть беседников жила общинами, устроенными наподобие монастырей, причем над мужчинами начальствовала женщина, а над женщинами – мужчина. Все члены таких общин носили черную одежду;
- беседники с подчеркнутым уважением относились к Православной Церкви, исполняли все обряды, посещали храмы, исповедовались, причащались и делали большие пожертвования на церковные нужды.
История становления и развития беседнического движения:
- считается, что движение беседников восходит прямо к преп. Серафиму Саровскому. Согласно исследованиям Кирилла Серебренитского можно обнаружить связь между заволжским православным беседничеством и учением афонских исихастов VII–VIII в. ;
- традиция исихазма распространялась на Руси через преп. Антония и Феодосия Печерских (ранняя ветвь) и преп. Нила Сорского и Паисия Величковского (поздняя ветвь);
- преп. Серафим Саровский является учеником саровских подвижников Пахомия, Иосифа и Исайи4;
- когда Прохор Мошнин (в будущем о. Серафим) совершал паломничество в Киев, он от старца Досифея получил благословение идти в Саров. Старец Досифей имел общение с преп. Паисием Величковским;
- подвиг и особенность служения преп. Серафима заключается в том, что он начал учить исихии мирян и передавать сугубо монашескую традицию людям семейным и хозяйственным. Известно, что к преп. Серафиму ходили тысячи людей разных сословий;
- следует отметить, что было не только хаотичное, неупорядоченное хождение народа. Уже при жизни великого старца помимо дивеевского монастыря существовала организованная мирянская община «келейниц», возглавляемая двумя сестрами помещицами Анной Андреевной и Дарьей Андреевной. Эта община была создана по совету преп. Серафима;
- в 1833 г. после смерти о. Серафима вся тяжесть руководства общиной легла на опытную наставницу Анну Андреевну (к сожалению, фамилии этой женщины не сохранилось). Ей тогда было 72 года. Характерно, что были две сестры, которые вместе с Анной Андреевной ездили к о. Серафиму «для свидетельства перехода Духа Истины», т.е. для свидетельства того, что руководство общиной от преп. Серафима переходит к Анне Андреевне;
- преп. Серафим говорил дивеевским монахиням, что после него не будет у дивеевских сестер «отцов». Но вполне возможно, что для монастыря в Дивеево и для беседнического движения в этом отношении был разный жребий;
- в случае с Анной Андреевной этот вопрос не разрешается так явно, как напр., для следующего главы беседников Василия Щеглова;
- когда речь идет об Анне Андреевне, то «переход Духа Истины» можно понимать метафорически, подобно тому, как просто руководство общиной переходит от одного человека к другому. Когда речь идет о Василии Щеглове, то здесь уже двусмысленное понимание не возможно. Для всякого духовно зрячего человека очевидно, что приходится иметь дело с особым призванием и особой харизмой;
- повествование о явлении апостолов Петра и Павла Василию Никифоровичу Щеглову проникнуто такой силой, что сравнимо разве что с описанием явлений пресвятой Богородицы преп. Серафиму Саровскому. Дальнейший таинственный приход трех старцев в белых как снег рубахах с повелением выйти на проповедь также свидетельствует о помазании свыше второго после Анны Андреевны руководителя беседнического движения на миссионерское служение. Учитывая вышесказанное, Василия Щеглова как нового харизматического лидера вполне можно признать наследником преп. Серафима Саровского. Как ни ответственно и ни высоко в деле созидания Церкви было служение о. Серафима, все же можно считать, что Василий Щеглов является вполне законным преемником великого старца. Здесь имеется в виду не каноническое преемство, которое происходит, когда речь идет о каноническом устройстве Церкви, а преемство в более глубоком мистическом смысле, и при таком понимании надо уже вести речь о Церкви как о мистическом теле Христовом;
- Василий Щеглов начал свое служение с призыва к мирянам жить «по-монастырски» в миру - под этим подразумевается, что для спасения вовсе необязательно уходить в монастырь. Духовная жизнь осуществима и за монастырскими стенами: «можно жить в миру, но не на юру». Воздержанная, со строгим исполнением Божьих заповедей христианская жизнь становится возможной при ответственном отношении к делу спасения;
- зимой 1835 г. Василий Никифорович Щеглов переезжает в Самарскую губернию. Первоначально он занимается хлебопашеством около сел Дубовый Умет, Черноречье, Красный Яр, но вскоре (после 1838 г.) переходит в Большую Каменку, где и обосновывается уже как сеятель Слова Божия. Там он проводит с местными крестьянами домашние собрания-беседки, в которых проповедует аскетический образ жизни и организовывает общины с поставлением в каждой из таких общин старшего;
- проходят месяцы и годы. Число последователей нового движения увеличивается. Характерными атрибутами жизни беседников становятся безусловная трезвость, ограничение вкушения пищи двумя разами в день, соблюдение поста не только в среду и пятницу, но и в понедельник, долгие молитвенные правила с пробуждением на молитву среди ночи, труд, внимательное отношение к «своему внутреннему человеку», регулярное проведение собраний-бесед о духовных вопросах. Такая ревностная жизнь встречает неприятие и даже сильное сопротивление со стороны многих людей из народа и некоторых священнослужителей;
- часто противниками беседников становились те, кто не хотел выверять свою жизнь по воле Божией. Однако все бывшие недовольства на тот момент не привели к каким-либо серьезным последствиям;
- Василий Никифорович Щеглов, совершив свое земное служение, скончался весной 1854 г. После себя он оставил организованное, вполне сформировавшееся, устойчивое духовное движение. Руководить движением старец Василий доверяет Анастасии Кузьминичне Керовой-Шувиной;
- интересно, что глава беседников о. Павел Алексахин замечает, что передача преемства в руководстве – духовная тайна. Факт существования непрерывной цепи преемников сам по себе способен вызвать пристальное внимание. Важно также, что и народ при сообщении свидетелями о том, «в ком будет жить Дух Истины», не пассивен. Он активно участвует в принятии нового лидера и говорит свое «аминь». В данном случае можно наблюдать явление церковной рецепции, весьма характерное для апостольского века и, к сожалению, столь редкое в наше время, когда народ свидетельствует, что в Церкви совершается воля Божия;
- во второй половине XIX в. традиция беседничества охватила всю северную часть Самарской и многие соседние губернии: Оренбургскую, Пензенскую, Симбирскую, частично – Саратовскую. Как оценивало руководство Русской православной церкви , в 80-х гг. XIX в. общая численность православных, находящихся под влиянием беседников, превысила 100 тыс. человек;
- во многом такое распространение движение получает благодаря деятельности Анастасии Кузьминичны Керовой-Шувиной. Обладая неординарными способностями, эта женщина с легкостью повела за собой простых людей. На беседках под ее руководством читались книги духовного содержания и пелись церковные песнопения;
- в 1850 г. при активном участии Анастасии Кузьминичны Керовой-Шувиной создается Свято-Троицкий Раковский женский монастырь;
- однако вскоре отношения между Анастасией Кузьминичной Керовой-Шувиной и игуменьей монастыря испортились вследствие зависти со стороны сестер, вызванной большим числом приходящих к Анастасии Керовой-Шувиной и сугубым почитанием ее. Фактическая создательница монастыря была вынуждена удалиться в потаенную келью;
- в 1880 г. епископ Самарской епархии преосвященный Гурий объявляет беседникам войну, т.к. подозревает столь многолюдное движение в лжеучении и сектантстве. Он отлучает от Церкви Анастасию Керову-Шувину вместе с ее семьюдесятью тремя ближайшими сподвижниками;
- протоиерей Борис Якубовский считает это ключевым моментом в истории беседничества. Старица сразу же направилась к владыке Гурию и упала ему в ноги. Владыка снял с нее запрещение, и в дальнейшем ее торжественно постригли в число инокинь Самарского Иверского женского монастыря. Обвинения в сектантстве, которые поступили в Самарскую Духовную Консисторию, были рассмотрены, и экспертиза не нашла в беседничестве признаков вредной секты;
- в 1902 г. бывший Самарский епископ преосвященный Гурий совершенно изменил свой прежний взгляд на беседников, считая прошлые подозрения в сектантстве ошибочными. Но было поздно. К тому времени уже у многих сложилось о беседниках неверное мнение;
- следует отметить, что значительный урон имиджу беседников придали псевдобеседнические движения. В отсоединившихся от основного потока течениях общинная жизнь приходила в упадок, нравственный уровень снижался, как следствие угасания духовной жизни иногда происходили дальнейшие дробления вплоть до раскола по отношению к православию как таковому;
- после принятия жестких мер руководством Русской православной церкви самарское беседничество заметно снизило свою публичную активность и ушло в подполье, которое продолжалось практически весь оставшийся период до 1917 г. и в послереволюционные десятилетия. Вместе с тем духовные традиции самарского беседничества, которое приобрело для светских и церковных властей закрытый катакомбный характер, все эти годы не прерывались;
- в 1906 г. после кончины Анастасии Кузьминичны Керовой-Шувиной ее преемником стал Дмитрий Семенович Бахмутов - он был старцем и руководителем беседников три года - 1906 -1909 гг. Несмотря на строгий надзор со стороны священноначалия, старцу удалось сохранить проведение бесед. Удалось также удержать народ в лоне православия. По прямому указанию старца все беседники должны были посещать Церковь. Сам он, кроме того, оказывал материальную поддержку при строительстве храма в деревне Киньдяково;
- с 1909 по 1911 г. во главе движения был Яков Иванович Сыскин, который, несмотря на короткий срок старчества, успел зарекомендовать себя прозорливым наставником и довольно мудрым и практичным советчиком;
- с 1911 по 1925 г. руководил движением Петр Иванович Колпаков. При нем в селе Чагры в 1915 г. был поставлен храм. Некоторые послушницы старца заняли место чтецов и певчих. Много пришлось перенести трудностей Петру Ивановичу Колпакову: Первая Мировая и Гражданская войны, голод и холод. Много было сирот, калек. Со всех сторон приходили и приезжали, день и ночь ворота не закрывались. Всех нужно было успокоить, пожалеть душевно и устроить телесно... Петр Иванович Колпаков был добрым человеком и пользовался непревзойденным авторитетом среди многих верующих и всего населения. Он исцелял больных и изгонял бесов;
- в 1965 г. при перезахоронении мощи Петра Ивановича Колпакова оказались нетленными. А в 2000 г. состоялось прославление святого праведного Петра Чагринского в лике местночтимых святых земли Самарской. С того времени его мощи находятся в раке в Михаило-Архангельской церкви села Красные Ключи;
- в 1926 г. преемником в служении управления беседническим движением становится Георгий Георгиевич Мигачев. Ему было отпущено старчествовать три года до 1929 г. В это время беседниками впервые начинает интересоваться НКВД. Уже проводятся обыски. В 1929 г. старец подвергается раскулачиванию. В газете печатаются карикатуры и обличительные статьи;
- после Георгия Георгиевича Мигачева руководителем движения становится Сергей Филиппович Космиров: 20 июля 1929 г. он переезжает жить в г. Самару и подает по благословению предыдущего старца прошение о рукоположении. Однако за малограмотностью, не разобравшись, Сергей Филиппович Космиров попадает к обновленцам. Он был рукоположен обновленческим митрополитом Александром (Анисимовым). Позже, разобравшись со временем в обновленчестве, Сергей Филиппович Космиров покинул его, а в 1954 г., оказавшись на свободе, он принес покаяние епископу Михаилу (Воскресенскому);
- став священником, о. Сергий усердно принимается за пастырское служение и существенно преуспевает в этом, так что даже вызывает зависть со стороны других священнослужителей. После доноса от обновленцев в НКВД о. Сергия забирают в тюрьму, но следствие признает его невиновным;
- однако находиться в Самаре было опасно. Старец переезжает в Среднюю Азию. Начинается нелегкий путь скитаний и лишений. В 1944 г. на вокзале по доносу старца вновь арестовывают. В тюрьме над ним издеваются, бьют, обзывают. Здесь Сергей Филиппович Космиров являет великое смирение, выдержку и исповедничество веры. После суда о. Сергия отправляют в ссылку в глухую казахскую степь (поселок Кармачи). Но и там, в захолустье, его навещали духовные чада;
- по окончанию ссылки старец переезжает сначала в село Богатое, а затем в город Бузулук. Потом в город Мелекесс, а после в Самару, где и умирает в 1964 г. Сергей Филиппович Космиров был старцем и руководителем беседников тридцать пять лет;
- следующим руководителем беседников становится Степан Иванович Кондратьев. Через два года после принятия старшинства в движении Степан Иванович Кондратьев вместе с шестью единомышленниками выезжают в город Фергану за Ташкент;
- старцем Сергеем Филипповичем Космировым было заповедано Степану Ивановичу Кондратьеву не открываться три года всему народу. В то время значительное влияние у некоторых обрела Елизавета Георгиевна Мигачева, которая прожила сорок восемь лет с тремя старцами. Степан Иванович Кондратьев стал вводить некоторые новшества в молитве и питании;
- однако Елизавета Георгиевна Мигачева и Степан Иванович Кондратьев не смогли найти общего языка, что породило раскол. Степан Иванович Кондратьев был старцем и руководителем беседников 13 лет до 1978г;
- духовным центром беседников Заволжья является село Красные Ключи Похвистневского района Самарской области, где до весны 2008 г. проживал Павел Васильевич Алексахин, митрофорный протоиерей Русской Православной Церкви и девятый по счету в династии самарских носителей традиций беседничества;
- во время старчества о. Павла заканчиваются «сто лет одиночества» беседнического движения. Происходит признание беседников как полноценного церковного течения внутри Русской православной церкви;
- в начале 90-х ХХ в. о. Павел Алексахин вывел своих единомышленников из фактически полуподпольного состояния. Он не просто легализовал беседничество, но и юридически закрепил эту открытость, зарегистрировав беседников как общественную организацию;
- с 1992 по 1998 гг. протоиерей Павел Алексахин сумел издать массовым тиражом целую серию из восьми ранее написанных им самим небольших книг-житий святых старцев. Он также помог изданию шести таких же книжечек своей последовательницы Анны Маклаковой. Это послужило существенным подспорьем в деле популяризации и апологетики беседнического опыта;
- в 1999 г. о. Павлу Алексахину, первому из священнослужителей Самарской епархии, было присвоено редкое мирское отличие почетного гражданина Похвистневского района;
- с конца 90-х гг ХХ в. о. Павел Алексахин вел линию на избавление от всего неканонического при сохранении строгой аскетической жизни. Меняются и отношения с епархиальным руководством. В 1997 г. архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин) от имени Святейшего Патриарха всея Руси Алексия Второго награждает сельского священника о. Павла Алексахина митрой – высшим отличием для рядового священника Русской православной церкви, почтил своим подарком о. Павла Алексахина и губернатор Самарской области Константин Титов;
- ·в Красных Ключах беседники активно участвуют в жизни села. С их помощью проведена телефонизация и газификация. Они усердные труженики, занимаются обширной и разносторонней благотворительностью, словом и делом участвуют в жизни народа, помогая возрождению общества как в духовном, так и в материальном смысле;
- следует отметить, что практически все неправославные христианские организации проявляют собственный интерес к христианским духовно-мистическим движениям в России, стремясь взять их под свой контроль. Одновременно в Русской Православной Церкви и рядом с ней пытаются создать параллельную структуру, основанную на отрицании канонического Православия;
- в связи с нарастающим влиянием общины священника Георгия Кочеткова на движение беседчиков важно учитывать то, что по распоряжению Святейшего Патриарха Алексия II в 2000 г. работала Богословская комиссия по исследованию богословских трудов священника Георгия Кочеткова. Председатель комиссии - протоиерей Сергий Правдолюбов, магистр богословия, профессор Московской Духовной академии, заведующий кафедрой литургического богословия Православного Свято-Тихоновского богословского института. Проанализировав опубликованные богословские изыскания священника Георгия Кочеткова, комиссия пришла к следующим выводам:
- В своем учении священник Георгий Кочетков отступает от Православия, так как его вероучительная система не соответствует догматическому учению Православной Церкви, утвержденному Вселенскими Соборами и заключенному в форму, смысл и содержание Никео-Цареградского Символа веры. Священник Георгий Кочетков отступает не только от Святого Православия, но и от учения большинства других христианских конфессий, в которых Христос признается Сыном Божиим, воплотившимся от Пречистой Девы Марии и ставшим Человеком, тогда как у священника Георгия Кочеткова человек Иисус из Назарета становится Сыном Божиим по усыновлению. Непризнание Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божиим, «Единосущным Отцу», а Святого Духа Господом, Лицом Святой Троицы, Единосущной и Нераздельной, также делает вероучение священника Георгия Кочеткова неправославным.
- Святоотеческое наследие в книгах священника Георгия Кочеткова либо остается невостребованным, либо подвергается критике.
- Вековые традиции Русской Православной Церкви, дух ее пастырского служения, сокровища литургической жизни, школа духовного возрастания, несомненно, чужды священнику Георгию Кочеткову и его последователям. В его богословской системе, организации пастырского служения, литургической жизни его общин неизменно прослеживается влияние, с одной стороны, рационализма, с другой - ложного харизматизма, свойственных различным направлениям протестантизма» (http://www.blagogon.ru/biblio/150/).
- актуальность обращения к теме «беседнические движения» видна и с др., социальной стороны. Духовно-мистические движения такого типа обладают социальной устойчивостью и самоорганизацией;
- в настоящее время общины беседников имеются в Самаре, селениях Красноярского, Борского, Похвистневского и др. районов области. Строгих последователей этого аскетического учения, вероятно, несколько сотен человек, под влиянием беседников находится свыше тысячи верующих Русской православной церкви, проживающих более чем в 120 населенных пунктах РФ и за ее пределами. Среди них ок. десятка священнослужителей различных рангов.
Вероучение беседников:
- не только Богочеловечество Господа Иисуса Христа, но Его историческое беседники питают особую любовь к книгам Священного Писания, особенно к Евангелию и посланиям апостолов, но изъясняют их только аллегорически, или, как говорят они, «духовно»: «Евангелие писано духом и для духа, а потому и понимать его нужно духовно». Объясняя его аллегорически, беседники отвергли существование, а следовательно, и все христианство с Церковью и ее таинствами: «Христос рождался, рождается и всегда будет рождаться так: ты грешил прежде, значит, ты был мертв, разлагался, смердел; теперь ты перестал грешить, вот это и значит, что в тебе Христос». Подобным образом они объясняют и др. события евангельской истории. Бытия Бога, как самобытного и личного существа, беседники не признают. По их учению, Бог пребывает только в человеке и с человеком. «Вне человека, – говорят они, – Бога нет. Его нет даже в храме, когда там не бывает людей»;
- от хлыстов беседники отличаются тем, что не разделяют их учения о предсуществовании душ и их перевоплощении, равно как учения о воплощении Христа: «Ни Бог, ни Христос не воплощаются Своим существом в людей, а только духовно воспринимаются ими более или менее, смотря по степени их нравственного усовершенствования». Присваивая себе названия «пророков», «апостолов», «архангелов», «богородиц», «христов» и «саваофов», беседники выражают ими только степени святости, а не веру свою в действительных «христов» или «пророков». Поэтому у них «богородицами» могут быть и мужчины. Кроме того, в противоположность хлыстам, беседники не отвергают брака и отличаются от них общинным устройством жизни, наподобие монастырей, причем над мужчинами настоятельствует женщина, а над женщинами – мужчина, и носят все черное платье;
- к Православной Церкви относятся с особенным показным уважением: исполняют все обряды и предписания ее, неопустительно посещают храмы и делают большие жертвы на их нужды, часто бывают у исповеди и святого причастия и проявляют должное, но лицемерное почтение к духовенству.
Секта беседников распространена в Поволжье, на Кавказе Южной России.
Отношение Православной Церкви к беседникам: В Русской Православной Церкви на протяжении всей ее многовековой истории время от времени зарождались те или иные движения, захватывавшие большее или меньшее число людей. Часто эти движения были реакцией на какие-то сомнительные или неверно понятые действия со стороны иерархии. Не редко такая исключительно протестная мотивация вела к расколам и обособлениям тех или иных групп. ... Однако до сих пор отношение к беседникам не однозначное: начиная от полного неприятия с навешиванием ярлыка сектантов до чрезмерного нетрезвенного восхваления. (Источник: https://bogoslov.ru/article/2764753).
За минувшее столетие отношение Русской Православной Церкви и ее иерархов к «беседничеству» стало более терпимым. Сегодня «беседники», как и в прежние времена, основным путем к спасению души считают неуклонное и беспрекословное следование наставлениям своего старца. Отсюда один шаг до обожествления особо авторитетных подвижников. Беседничество - локальная традиция келейничества в Среднем Поволжье. (Источник: https://ruskline.ru/analitika/2011/02/19/ob_istorii_i_sovremennom_sostoyanii_besednicheskogo_dvizheniya).
Источники:
1. Об истории и современном состоянии беседнического движения https://ruskline.ru/analitika/2011/02/19/ob_istorii_i_sovremennom_sostoyanii_besednicheskogo_dvizheniya
2. Беседники. Справочник по ересям. https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgakov/spravochnik-po-eresjam-sektam-i-raskolam/36
3. В поисках духовных корней: «Беседническое движение в Русской Православной Церкви (историософский анализ)». https://bogoslov.ru/article/2764753
4. Беседники. https://apologia.ru/mddb/301
Татьяна Кудеярова
Услуги психолога по работе с жертвами деструктивных культов и по др. вопросам: www.b17.ru/kudeyarova/
P.S: Если Вам понравилась статья, ставьте "палец вверх", делайте репост и подписывайтесь на наш канал! У нас много интересного и познавательного! Есть над чем подумать, друзья! И будьте независимыми, самокритичными, ответственными и самодостаточными. И не ведитесь на уловки различных манипуляторов и мошенников!