С Володей Глуховым я познакомился через Анатолия Вахрушева, который тоже был заядлым туристом, как и он. А с Толей я познакомился на Птичьем рынке, когда он попросил меня сделать ему аквариум на 200 литров. К тому времени у меня было очень много клиентов на изготовление аквариумов и заказ для Толи я смог сделать примерно через месяц. Так мы познакомились по общему увлечению к аквариумистике.
А вскоре выяснилось, что мы болеем и давно одним и тем же увлечением — туризмом, что ещё больше продвинуло нас к дружбе между нами. Через какое-то время он пригласил меня в ПВД (поход выходного дня) в парк Истоки Исети, где я познакомился с Володей Глуховым, который был нашим провожатым. Нас было несколько человек. Со мной была моя собака западно-сибирская лайка Конжак. Мы стартовали со станции Перегон. Перейдя по бетонному мосту через речку Решётку, вышли к железнодорожным путям и углубились в лес.
Сделав круг, мы к своему удивлению, пришли обратно к тому самому месту, где перешли Кузинское железнодорожное направление. Володя, нисколько не смутившись, сказал.
— Ну, мы же на прогулке, никуда не торопимся, просто гуляем.
И с этим Сусаниним согласились не все, но продолжили эту самую прогулку. Походили возле небольших скал, полазали по ним, потом отправились устраивать бивак и собирать сучья для костра. К тому времени я был уже достаточно опытным туристом в разных категориях, и учить меня уже было не нужно, что делать, оказавшись в лесу, в горах и на сплаве. К тому времени у меня была уже своя сложившаяся команда, с которой мы частенько выезжали в различные походы.
Однажды по приглашению Толи Вахрушева участвовал с его командой в сплаве по Сакмаре, где был, кстати, и Володя. Я тогда узнал, что он увлекается съёмкой походных фильмов и решил тоже заняться этим, хотя ещё раньше мне эту идею подал Женя Корбут на Дне Туриста на Ревуне. В 2004 году я купил свою первую видеокамеру Sony Handycam с цветным поднимающимся видоискателем, что было очень удобно. Это было что-то в моей жизни, кино я тогда снимать не умел, а монтировать тем более и пришлось учиться на ошибках своих же товарищей которые тоже не далеко ушли в своих начинаниях.
Потом на много позже в 2007 году после памятного похода на реку Северная Тошемка где я познакомился с Володей Лясиком который тоже увлекался видеосъёмкой природных фильмов, к тому времени я окончательно проникся природными фильмами. Чтобы быть не зависимым видеографом мне захотелось тоже заняться видео индустрией своего кино.
Посоветовавшись с продвинутым в этом отношении Юрой Мордвиновым и его другом Женей, купил себе приличный комп в магазине "Трилайн" на Белинского и стал искать программиста. Вскоре оказалось, что мой давний товарищ Юрик Самодуров, вовсю снимает фильмы и делает их монтаж! Он уже, будучи накрученным видеографом через своего брата Игоря помог бесплатно по-дружески с программами по видеомонтажу, разжевал мне, как и что и в рот положил, мне осталось только всё это освоить, что я и сделал за три месяца. Юрик очень удивился моей упертости в этом плане правда, немного обманув меня, сказав, что видеопрограмма Премьер 0,2 для детей и что мне не составит труда её изучить. После чего предложил освоить уже другую, XS 5.6 в высоком разрешении «для взрослых», что мне уже продвинутому не составило труда.
Насмотревшись на туманный со спутанными кодаками монтаж Володи Лясика под «зайчик» с Глуховым и надышавшись «озоном» синих табачных облаков которые были увешаны многочисленными топорами, я решил утереть нос обоим этим народным киношникам, решив, как следует освоить производство своих собственных фильмов. Что и делаю до сих пор, правда, с переменным успехом. Наснимал почти 90 фильмов, из которых есть такие, которые есть за что ругать и я с этим согласен. Но взять и просто уничтожить их мне жалко, ведь их съёмки были сопряжены с увлекательными приключениями, в которых принимал участие и мой друг Володя Глухов.
После походов к Лясику на монтаж фильмов мы с Володей Глуховым сблизились окончательно по увлечению к походам выходного дня. Сначала редко, потом всё чаще стали ходить на подобные прогулки. Обошли не по первому разу Калиновский лесопарк пешком, на лыжах и велосипедах. Весь парк Истоки Исети в районе озёр Песчаного и Мелкого изъездили на велосипедах вдоль и поперёк, забираясь всё дальше и дальше в его глухомань. Наконец накопали большое количество самых разных по своему разнообразию скал-останцев. Часто выезжали на велосипедах по грибы и просто на прогулки. Иногда задерживаясь до темноты пока нас не подгоняла его жена звонившая ему по телефону.
— Володя ты где?
— Да вот тут с Сержем в лесу.
— Да… опять он с этим Сержем допоздна в лесу, — слышалось в динамике телефона.
— Скоро едем обратно, — отвечал Володя и мне с усмешкой. — Беспокоится!
— Спокойствие, главное спокойствие!
За этой фразой можно укрыться, кому угодно, но характер не спрячешь, как бы он не маскировался его владельцем. Володя имеет добродушный, покладистый характер, но с чувством собственного достоинства, когда приходится и голос повысить и на хутор послать… Мы с ним что удивительно за время нашей дружбы ни разу крупно не повздорили, не было даже повода поругаться. Наоборот все наши усилия по укреплению дружбы направлены в творческое русло, где нам обоим интересно, а именно краеведение, съёмка природных памятников и всякие приключения по время ПВД.
Замученные маршруты
Тот, кто не знает, что в окрестностях Екатеринбурга есть ещё достаточно не хоженых мест, тот думает, что всё давно излазано вездесущими туристами, а то ещё и изгажено горе отдыхающими. Если взять любое направление, то везде найдётся какое-то интересное место, которое может открыться с самой неожиданной стороны. И нам с Володей уже неинтересны замозоленные места до дыр типа «Будка-Исеть» или «Северка-Аять», которые больше измотают, чем доставят удовольствие. Хотя если покрутится на каком-то конкретном месте, то можно найти что-то очень интересное и на маршруте «Северка-Аять» но без стремления дойти на время до конечной точки чтобы успеть на поезд или другой транспорт. Нам неинтересны эти марафонские дистанции из точки А в точку Б с кучей народа, которая растягивается на полкилометра. А на привале толчётся, переминаясь с ноги на ногу в ожидании, когда же ему подадут горячий обед.
Иной раз смотришь на такую компанию, которая несётся за руководителем сломя голову, повесив языки на плечи, и так становится жалко всё это массовое ПВД. И чего греха таить ведь многие руководители ПВД работают охватом на 20-40 человек за один поход. Плохо это или хорошо судить тем, кто в такие ПВД попадает. Я понимаю, что многим импонируют конкретные руководители, которые своим чаем напоят ведь особо ленивым туристам свой личный термос нести лень. Мы же с Володей за полную автономность в разведке новых мест, когда и термоса с собой и вкусный перекус имеется и не надо тратить время — 2 часа на готовку.
Мне кажется, что группа на ПВД должна состоять из 6 — 8 человек, чтобы было легче и общаться и двигаться. Особо самостоятельные туристы ходят по двое-четверо так удобнее. И на транспорт со случаем упасть и в электричке в одной компанией посидеть. Конечно, смешанными парами «мальчик + девочка» хорошо, но и одно полыми тоже нормально даже лучше в отношении покрытия расстояния в одном темпе. Ходили мы как-то командой я, Володя и моя знакомая женщина тоже было интересно, во всяком случае, не напрягало в общении. И главное никто ни куда не бежал и не торопил.
Есть план на ПВД посещение конкретного места иногда с творческим отклонением от заявленного маршрута, зато всегда есть вероятность найти что-то интересное. Отправились мы как-то в последние дни осени с Володей в Закудыкины горы в окрестности ст. Аять — ост. п. 466 км и сознательно проскочив чуть дальше по маршруту, неожиданно для себя наткнулись на огромные округлые камни высотой до 3-х метров. Покрутившись на том месте, нам стало понятно, что вряд ли кто из туристов там бывал вообще.
Традиционных костровищ нет, никакого мусора, ни окурков от сигарет. Всё чистенько не считая естественного продукта переработки бывшей пищи оставленных медведем. Такие свежие экскременты узнаются сразу, и сразу становится понятно кто в лесном доме хозяин. По ходу маршрута был снят видеоматериал о нашем там пребывании и то что намеченный ранее маршрут накрылся медным тазом у нас не вызвал огорчения. Ведь мы, по сути, открыли новое интересное место, где до нас вряд ли кто был, ну, может быть случайно зашедшие грибники, да и то именно случайно, ну, кто добровольно сунется в глухие угодья медведя.
И по поводу фильмов
Володя достаточно много наснимал видео материала и знает как вести себя перед камерой. Он может иногда отпустить весёлую шутку, но никогда грубую, которая только сожрёт запас аккумулятора и станет невостребованной. Он может по первому требованию видеографа, которому в голову пришла восхитительная идея, что по ходу фильма надо пройтись над обрывом, как бы балансируя, чтобы не сорваться вниз и тем самым напрячь, будущего зрителя. Сказать в ходе съёмки крылатую фразу. Прыгнуть со скалы с глубокий сугроб, хотя это плохая идея.
Так он однажды приземлился ногой в старый телевизор, который занёс под скалы какой-то чокнутый садовод. И хорошо, что не сломал ногу, а то было бы проще его прикопать в сугробе до весны, чем переть такого кабана на себе. Володю не надо долго уговаривать на ПВД главное довести до ума довод и соблазн найти что-то эдакое. Вот, к примеру, скалы, обнаруженные мною в районе горы Пуп в окрестностях ст. Перегон. Есть видеозапись тех скал но нет того места где я их видел. Навигаторов тогда не было. Вот и ходим мы наобум в поисках этих «мифических» по словам Володи скал.
— Может тебе они приснились? — постоянно говорит он.
Но самое интересное, что эти скалы никому неизвестны ни фото, ни место нахождения. Может быть, удача нам и улыбнётся, но не сейчас, когда всё там замело снегом.
Если участники проекта (актёры) не доводят начатое дело до конца и отказываются от продолжения съёмки в самом начале по причине массовой «усталости» от процесса, то зачем вообще они собирались сниматься в фильме. Зачем видеограф нёс в маршрут весьма ощутимый груз видеотехники, ведь он мог бы, зная наперёд вообще ничего не брать, но к нему тут бы подошли с вопросом.
— А кино мы, снимать что уже не будем?
Конечно, вначале все заряжаются идеей сняться в кино, но когда оказываются в роли "сделайте так и сделайте эдак" запал быстро пропадает. По этой причине у меня мало фильмов с умными человечками. О деньгах за съёмку вообще речи никакой нет, ведь фильм снимается для себя, для своих друзей на память о приятно проведённом времени. А требуется всего-то лишь сделать несколько десятков кадров, без физической нагрузки.
Это же не вагон с углём разгрузить можно и потерпеть назойливого режиссера, что бы он потом оправдал надежды своим фильмом. Просто участвовать, в процессе съёмки фильма мало, нужно ещё и чётко выполнять все действия киношного генерала. Ему виднее, что делать правильно и как вести себя актёрам на площадке. Поскольку многие из видеографов-любителей не имеют кинематографического образования но, отсняв какое-то количество фильмов, они приобретают необходимые опыт и знания. И этого вполне достаточно чтобы делать более-менее интересные авторские фильмы.
Весь маршрут походов сопровождается съёмкой и на отдых и веселье времени всегда хватает, но вот никто почему-то не учитывает сильную физическую нагрузку на самого видеографа, который носится с рюкзаком, штативом и камерой весь световой день, чтобы успеть снять большой материал. Отдохнёт видеограф за монтажным столом, где ухлопает на процесс сборки фильма весь день, если не два. А если повезёт со сложным материалом то и всю неделю. Чтобы получилось приличный фильм, который и друзьям показать было не стыдно.
Когда начатое дело разваливается на глазах видеограф с такими слюнтяями на новое дело вряд ли больше пойдёт, наперёд зная, что снова будет новый Облом Петрович. Просто есть люди с пониманием и ответственностью, а есть «пошли, приколемся», мол, что нам до какого-то режиссёра. Ну, бегает что-то колдует с камерой, мы же ради прикола пришли в лес.
Вот поэтому те, кто собирается принять участие в съёмках фильма должны, прежде всего, подумать о том, чтобы не подвести видеографа и в последнюю очередь о собственных амбициях.
Это же не фотоаппарат настроил и нажал кнопку это движения, живая окружающая природа, естественный звук. И не надо показывать своё неуважение тем, кто снимает любительские фильмы надо всячески помогать им в этом своим участием.