Найти тему
Electric-Blogger

Цветовая маркировка проводов и шин

Оглавление

При проведении различных работ, связанных с электромонтажом, важно соблюдать правильную буквенную и цветовую маркировку проводов и шин. Благодаря этому соблюдается единый стандарт, что позволяет избежать путаницы при подключении и дальнейшей эксплуатации.

Поэтому маркировка должна соблюдаться согласно нормативным документам, в частности ПУЭ п.1.1.29 — п.1.1.31, которое в свою очередь ссылается на ГОСТ Р 50462.

В ПУЭ по этому поводу четко прописано, что для всех  отдельных изолированных или неизолированных проводников должна быть использована цветовая и цифровая маркировка, причем использование одного из этих обозначений не отменяет необходимость использования другого.

До 31 декабря 2010 г. действовал ГОСТ Р 50462–92Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям”, который был заменен на ГОСТ Р 50462–2009Базовые принципы и принципы безопасности для интерфейса «человек-машина», выполнение и идентификация. Идентификация проводников посредством цветов и буквенно-цифровых обозначений”.

Но в 2016 г. был введён новый  ГОСТ 33542–2015Основополагающие принципы и принципы безопасности для интерфейса «человек-машина», выполнение и идентификация. Идентификация выводов электрооборудования, концов проводников и проводников”.

Получается,  что и ГОСТ Р 50462–2009 и ГОСТ 33542–2015 являются на данный момент действующими, но я буду ссылаться на последний, как более новый.

Итак, согласно данному ГОСТу идентификация проводников должна выполняться с помощью цветового кода, графических обозначений и буквенно-цифровых обозначений.

Маркировка проводников

Для цветового обозначения допускаются следующие цвета:

Цветовое обозначение проводов
Цветовое обозначение проводов

Причем, цветовую маркировку рекомендуется выполнять по всей длине проводника, в крайнем случае, на его концах.

Синий (голубой) цвет должен использоваться для маркировки нулевых рабочих проводников (N) и средних проводников (M), если речь идет о цепях постоянного тока.

Цветовое обозначение нулевых рабочих проводников
Цветовое обозначение нулевых рабочих проводников
Средний проводник (M) — это проводник, электрически присоединенный к средней части электрической системы постоянного тока, находящейся под напряжением, и используемый для передачи электрической энергии.

Также он может применяться для PEL- , PEM- , PEN-проводников, но в этом случае на его концах должна быть желто-зеленая маркировка. Допускается и обратное сочетание – по всей длине желто-зеленый цвет, а на концах синий.

Отдельно стоит отметить, что синий цвет применяется во взрывобезопасных цепях и это относится не только к проводникам, но и к маркировке зажимов, штепсельным вилкам, розеткам, соединительным коробкам.

Сочетание желто-зеленой комбинации цветов используется только для защитных проводников, предназначенных для электробезопасности (PE), функциональных заземляющих проводников (FE) и защитных проводников уравнивания потенциалов (PB).

Цветовое обозначение защитных проводников
Цветовое обозначение защитных проводников

Здесь стоит немного пояснить эти термины.

Защитные проводники (PE) применяются в электроустановках для защиты людей и животных от поражения электрическим током. Они, как правило, имеют электрическую связь с заземляющим устройством и поэтому в нормальном режиме электроустановки здания находятся под потенциалом локальной земли.

Функциональный заземляющий проводник (FE) не выполняет защитных функций, он служит для обеспечения нормальной работы электрооборудования, на корпусе которого не должен присутствовать электрический потенциал.

Защитный проводник уравнивания потенциалов (PB) представляет собой защитный проводник, предназначенный для выполнения защитного уравнивания потенциалов.

В требованиях указано, что на любых 15 мм длины проводника, где применяют цветовое обозначение, один из этих цветов должен покрывать не менее 30% и не более 70% поверхности проводника, а другой цвет остаток этой поверхности.

Далее переходим к фазным проводникам.

В однофазных электрических цепях переменного тока  допускается использовать фазный провод различных цветов, хотя предпочтительным цветом является коричневый. Но в принципе, часто используются белый, серый, черный цвета, это также допустимо.

В случае трехфазных цепей, рекомендуется использовать коричневый провод для фазы L1, черный для фазы L2 и серый для L3.

Цветовое обозначение фазных проводников
Цветовое обозначение фазных проводников

Хотя до сих пор, часто встречаются фазные проводники, имеющие желтую, зеленую и красную маркировку и буквенное обозначение A, B, C. Такое обозначение указано в ПУЭ п.1.1.30, но вступает в противоречие с ГОСТ 33542–2015.

Такая же ситуация возникает и в случае маркировки проводников в цепях постоянного тока.

ГОСТ 33542–2015 рекомендует для положительного проводника применять коричневый цвет. Для отрицательного проводника – серый цвет.

Цветовое обозначение проводников постоянного тока
Цветовое обозначение проводников постоянного тока

В ПУЭ прописано более традиционное обозначение – положительный проводник красным, а отрицательный – синим.

То есть на данный момент допустимо и такое и такое обозначение. Буквенное обозначение может быть как L+ и L- , так и просто + и — .

Что касается цепей управления, измерения, сигнализации, то на данный момент не существует каких-либо жестких требований к их цветовой маркировке, поэтому действуют скорее внутренние стандарты фирм производителей. Важнее, чтобы каждый проводник имел свою цифровую или буквенную маркировку у каждого из зажимов, в соответствии с технической документацией.

Маркировка шин

На сегодняшний день маркировка шин по-прежнему осуществляется желтым, зеленым и красным цветами и буквенными обозначениями A, B и С.

Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин.

Также необходимо соблюдать правильное расположение шин.

В горизонтальной плоскости, когда шины идут одна под другой, сверху должна идти шина A, затем B и наконец, шина C.

Маркировка шин
Маркировка шин

В случае, если шины идут одна за другой самая дальняя должна быть А, посередине В и ближе всех – С.

При вертикальном расположении шин слева направо должны идти A-B-C.

Последовательность шин при вертикальном расположении
Последовательность шин при вертикальном расположении

Если шины идут одна за другой, наиболее удаленная шина A, средняя — B, ближайшая – C.

В цепях постоянного тока при вертикальном расположении последовательность шин следующая: верхняя M, средняя (-), нижняя (+), при горизонтальном расположении — наиболее удаленная M, средняя (-) и ближайшая (+).

И в завершении статьи приведу графические обозначения, применяемые для защитных проводников и проводников, выполняющих функции защитных проводников.

Графическое обозначение защитных проводников
Графическое обозначение защитных проводников