Несмотря на то, что Трасс более склонна ориентироваться на Америку, нежели на Европу, она не больно-то ценит «особые отношения» её страны с США
Как я уже писал сегодня, министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс одержала победу в гонке за право возглавить правящую Консервативную партию страны, и завтра станет новым премьер-министром страны.
Трасс победила сегодня бывшего канцлера Риши Сунака в голосовании членов-консерваторов после продолжительной борьбы за лидерство, возникшей в результате отставки премьер-министра Бориса Джонсона в июле. Завтра Джонсон официально подаст прошение об отставке королеве Елизавете II в Балморале в Шотландии, а затем Трасс встретится с монархом, где её попросят сформировать правительство.
Она станет четвертым лидером консерваторов и четвертым премьер-министром Великобритании за 12 лет.
Выборы руководства были в основном сосредоточены на внутренних проблемах, поскольку Великобритания сталкивается с высокой инфляцией в четвертом квартале 2022 года, а Банк Англии прогнозирует рецессию, которая продлится весь 2023 год.
Однако Великобритания остается ключевым союзником США и одной из крупнейших экономик мира, а это означает, что большое значение имеют отношения нового премьер-министра с американским президентом Джо Байденом.
Отношения Великобритании и США часто называют «особыми отношениями» из-за исторической близости и культурных связей между двумя странами, хотя этот термин чаще можно услышать в Лондоне, чем в Вашингтоне. Трасс может быть менее увлечена «особыми отношениями», чем её недавние предшественники. Говорят, что она поставила под сомнение близость Великобритании к США и сказала об отношениях в 2021 году, что стране не следует беспокоиться, «как какая-нибудь девочка-подросток на вечеринке, если нас не считают достаточно хорошими». Она также сказала, что отношения с США «особые, но не исключительные».
Можно ожидать, что победа Трасс может не привести к серьезным изменениям в подходе Великобритании к администрации Байдена, но есть риски.
Вглядываясь через Атлантику
Британские лидеры часто делились на тех, кто смотрит на европейский континент, и на тех, кто смотрит на США как на главную опору Британии. Теперь, когда Великобритания окончательно вышла из Европейского союза (ЕС), Трасс, вероятно, посмотрит через Атлантику.
Томас Гифт, директор-основатель Центра политики США Лондонского университетского колледжа, считает, что Трасс «больше евроскептик, чем Риши Сунак», имея в виду, что она меньше поддерживает сотрудничество с ЕС. «Поэтому кажется справедливым сказать, что она, скорее всего, будет смотреть через Атлантику, а не на континент, в поисках близкого союзника и партнера на мировой арене», — сказал он.
Тем не менее, при всей важности внешнеполитических приоритетов и внутренней политики как США, так и Великобритании, многое из того, что следующий премьер-министр Великобритании значит для Байдена, может просто «вытекать из нематериальных черт личности», заметил Гифт. То есть, из её взбалмошности, если называть вещи своими именами.
У меня новый канал — «Вечернее чтение». Приглашаю посетить и подписаться!
Хамелеон
В то время как президент Байден всю жизнь был демократом, Трасс сменила партию и свою позицию по ключевому вопросу о членстве в ЕС. Когда-то она была членом более центристских либерал-демократов и выступала за то, чтобы Великобритания осталась в ЕС.
«Премьерство Лиз Трасс ознаменует собой кадровые изменения, а не политику двусторонних отношений. Таким образом, преемственность, вероятно, будет больше отличительной чертой, чем изменение, даже если Трасс продолжит придерживаться примера миссис Тэтчер на своем посту», — считает Роберт Сингх, профессор факультета политики Биркбека Лондонского университета. «В какой-то степени Трасс — неизвестная величина, — заметил он. — Её эволюция, подобная хамелеону, от либерал-демократа и противницы Брексита до жесткой тори-брекситера свидетельствует о её политических амбициях, а не о её основных убеждениях, которые остаются непрозрачными и податливыми».
Brexit, Китай и Россия
Сингх полагает, что в некотором смысле Трасс повторяет призыв Джонсона к консерваторам, но её правительство также может предпринять шаги, которые будут приветствоваться в Вашингтоне.
«Она сделала ставку на свое недавнее повышение, обратившись к более националистическому, популистскому крылу Консервативной партии по вопросам, от протокола Северной Ирландии до увеличения расходов на оборону, — сказал Сингх. — Таким образом, она вторит Борису в том, что касается Вашингтона».
Продолжаются споры о Северной Ирландии — части Великобритании, которая граничит с независимой Республикой Ирландия, государством-членом ЕС. Специальный протокол, удерживающий Северную Ирландию на едином рынке ЕС, оказался весьма спорным.
Президент Байден ранее также заявлял о своей твердой приверженности Соглашению Страстной пятницы 1998 года, которое является основой мира в Северной Ирландии после десятилетий межконфессионального насилия. Байден сказал премьер-министру Ирландии Майклу Мартину на виртуальной встрече в День святого Патрика: «Хочу подчеркнуть безоговорочную поддержку этой администрацией соглашения Страстной пятницы. Я думаю, что было пролито слишком много крови, пота и слез, чтобы добиться этого. И сейчас не время что-то менять».
Позиция ирландского правительства состоит в том, что протокол Северной Ирландии необходим для соблюдения Соглашения Страстной пятницы, но некоторые консерваторы придерживаются противоположной точки зрения.
«Протокол NI подрывает Белфастское соглашение (Страстная пятница). ЕС не желает менять Протокол, поэтому мы должны действовать», — написала Трасс в Твиттере в июне, указывая на статью, которую она написала по этому поводу.
Ожидается, что администрация Байдена будет негативно относиться к любым действиям, которые будут восприняты как подрыв соглашения.
Однако «положительным аспектом для Байдена является то, что по некоторым ключевым приоритетам, включая Китай, возрождение и укрепление демократических союзов и помощь Украине, Великобритания во главе с Трасс будет оставаться в твердом партнерстве с США», — сказал Сингх.
Он добавил, что «любое увеличение расходов на оборону и способность проецировать военную мощь будет приветствоваться в Вашингтоне, хотя остается неясным, сможет ли она добиться этого».
Если бы Великобритания присоединилась к Транстихоокеанскому партнерству, это также помогло бы британо-американским отношениям. отношения, считает Сингх. Однако он предупредила, что «позиция, которую она заняла в отношении Северной Ирландии и отношений с ЕС в целом, остается глубоко проблематичной и рискованной». «Как и Борис, в Вашингтоне серьезно обеспокоены продолжающейся напряженностью в отношениях между Великобританией и ЕС, и Трасс придется балансировать между апелляцией к парламентской партии, большинство членов которой выступают против ее кандидатуры, и противодействием ближайшему союзнику Великобритании», — сказал он.
Меньше багажа, чем у Джонсона
Борис Джонсон - фигура, вызывающая разногласия, с историей противоречивых комментариев, который в том числе однажды ляпнул, что «частично кенийское» наследие бывшего президента Барака Обамы привело к тому, что он ненавидел британцев.
Сингх предположил, что Трасс «не будет иметь того багажа, который Борис принес на Даунинг-стрит, с точки зрения его неудачных комментариев о Бараке Обаме, Brexit и многом другом, из-за которых многие демократы считали его британским мини-Дональдом Трампом».
Джонсона часто сравнивают с Трампом, и его решение уйти с поста премьер-министра после серии разногласий, по-видимому, усилило это сравнение для некоторых.
Личные отношения
Было несколько примеров близких личных отношений между британскими премьер-министрами и президентами США, включая Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер в 1980-х годах и Джорджа Буша-младшего и Тони Блэра в 2000-х годах. Однако маловероятно, что такие отношения расцветут между Трасс и Байденом.
«Международные отношения — и особенно «особые отношения» — основаны на взаимопонимании между отдельными лидерами, — сказал Томас Гифт в интервью моим американским коллегам. — Часто эту химию трудно предсказать заранее. Когда существует чрезмерная близость, она имеет тенденцию развиваться со временем и формироваться больше в закулисных разговорах, чем на официальных саммитах и публичных встречах».
Роберт Сингх считает, что личные отношения «между Трасс и Байденом вряд ли станут теплее, но она, вероятно, окажется более традиционной фигурой, с которой можно иметь дело».
«Возвращение соперничества великих держав и войны в Европе означает, что США и Великобритания будут продолжать, несмотря на многие трудности, поддерживать тесные рабочие отношения, особенно в области дипломатии, разведки и военного сотрудничества, которые выходят за рамки кадровых перестановок на Даунинг-стрит, 10 и Пенсильвания-авеню, 1600, — сказал он. — Не будет ренессанса близости Рейгана и Тэтчер или Буша и Блэра. Но пока Трасс не переусердствует с Северной Ирландией, нормальное сотрудничество, вероятно, возобновится».