Одним из самых интересных и не 'раскрученных' мест, полных секретов и не изученных до сих пор тайн, является, несомненно, подмосковная усадьба Глинки в Подмосковье (в советское время больше известная как санаторий «Монино»).
Расположена она весьма живописно -
в 24 км к северо-востоку от Москвы, на правом берегу реки Клязьмы, в месте впадения в неё реки Воря, на территории современного города Лосино-Петровский, в 3 км от железнодорожной станции Монино.
Местность эта известна с 17 века.
Тогда деревня Глинково принадлежала Троице-Сергиевому монастырю, а затем перешла в Дворцовое ведомство.
История имения берёт своё начало со времён Петра Первого, который в марте 1710 года пожаловал имение Глинково (так называлась в то время по имени села усадьба Глинки) вместе с деревнями Вачутино (Марьино), Мишуково, Кабаново и Громликово (Громково) владельцу Обуховского порохового завода английскому коммерсанту, промышленнику, монополисту в производстве пороха Андрею Стельсу.
В 1717 г. имение Глинково с деревнями у наследников Стельса приобретает А.Г. Долгоруков, владевший также подмосковной усадьбой Горенки, про которую можно прочитать здесь:
Князь Алексей Григорьевич Долгоруков в апреле 1727 года продает Глинково вышедшему в отставку генерал-фельдмаршалу, сподвижнику Петра I графу Якову Вилимовичу Брюсу.
Глинки – одно из редких названий, данное усадьбе по природным особенностям местности, в которой она расположена.
Другие названия села Глинково – Богословское — по имевшейся здесь церкви Иоанна Богослова (о ней расскажу позднее) и Брюсово — по фамилии владельца (Якова Брюса и других Брюсов).
Яков Вилимович Брюс, о котором я подробно рассказывала в первой статье цикла, считался в народе «русским Фаустом», а некоторые называли его «русским да Винчи» и даже «русским Нострадамусом».
Для тех, кто пропустил первую статью цикла, прочитать ее можно здесь:
Брюс был видным учёным-энциклопедистом, изобретателем, магом, прорицателем.
Известность Брюсу принёс его «Брюсов календарь» - энциклопедия на все случаи жизни. В нем содержались также предсказания и советы на далёкое будущее.
Он заново перепланировал приобретенную у Долгорукова усадьбу, отстроив ее в кирпиче, что было неслыханно для того времени.
Усадьба, автором проекта которой выступил сам Брюс, создавалась в первой трети 18 века, когда в России преобладали загородные поместья с барскими домами деревянной постройки, а в Глинках дворец создан из камня.
При этом он является самым ранним из известных типов усадьбы-дворца, который в России получил широкое распространение лишь во второй половине 18 века.
Построенный в 1727-1735 гг. в стиле петровское барокко, главный усадебный дом является старейшим из сохранившихся дворянских усадебных домов в Подмосковье.
Опишем главный дом и дворцово-парковый ансамбль усадьбы.
Построенный в 1730 году двухэтажный кирпичный главный усадебный дом с декором из белого камня выдержан в духе барокко.
Его стены украшены пилястрами и снабжены двухъярусными лоджиями с обоих фасадов - и со стороны двора, и со стороны сада. Нижний ярус лоджий образует рустованная аркада с пилонами, а верхний – спаренные колонны коринфского ордера.
Оконные наличники нижнего этажа украшены эффектными каменными маскаронами с изображением демонических масок.
По легенде, в масках представлены карикатурные образы вельмож того времени, настроенных против Брюса. Настоящий троллинг!)
Наличники во втором этаже имеют сложную, замысловатую форму, присущую стилю барокко.
Каменные маски на наличниках окон по-прежнему гримасничают. Всего на доме насчитывается 57 масок, и ни одна из них не повторяет другую.
А одна из этих масок, по легенде, является портретом самого хозяина усадьбы!
Главный дом усадьбы Брюс создавал и как научную обсерваторию. Планировочные особенности дома поэтому полностью соответствуют типу строения обсерватории.
Таким образом, дом-дворец в Глинках дополнительно к его бесспорным архитектурно- художественным достоинствам и мемориально- исторической значимости является , к тому же, и редчайшим памятником науки.
Уникальный во всех аспектах архитектурный ансамбль усадьбы Глинки создавался в 1727-35 гг.
В его комплекс помимо главного дома-дворца входят:
- одноэтажный садовый павильон, называемый «лабораторией Брюса»:
- жилой одноэтажный флигель под названием «кладовая Брюса»:
--надстроенная кордегардия. Ранее это было одноэтажное строение. Второй этаж был надстроен уже позже, в 19 веке:
- обезличенный трёхэтажный служебный флигель со странным расположением окон:
- хозяйственные постройки, конюшенный двор:
- регулярный липовый парк с искусственными прудами, превратившийся в парк пейзажный.
В 1756 году племянником Брюса -Александром Романовичем в усадьбе была возведена церковь Иоанна Богослова, о которой я расскажу в следующей статье.
Как видно из предыдущего списка-перечисления, в настоящее время сохранилось два комплекса усадебных каменных построек — парадный и несколько зданий хозяйственного двора.
Хозяйственный двор, основательно перестроенный в конце XVIII века, имел построенный из камня конюшенный двор и длинное угловое здание, где ранее располагались оранжереи, которые также сохранились до наших дней.
Хозяйственный двор был органически вписан в усадебный комплекс. Хозяйственный комплекс по бокам оборудован контрфорсами – здесь Брюс хранил порох.
На парадном дворе сохранились здания: главного дома дворцового типа, где была расположена обсерватория Брюса, два флигеля и здание кордегардии (караульни).
Еще один флигель той же архитектуры, что и парадный комплекс, находится за пределами парадного дворца.
Западный одноэтажный флигель «кладовая Брюса» - здание жилого флигеля, в подвале которого располагалась кладовая.
Садовый павильон, именуемый «лабораторией Брюса», - также одноэтажное кирпичное здание.
В доме сохранилась старая планировка, особый интерес представляют два больших зала, расположенных один над другим, соединённые между собой лестницей,- этим залам подчинена планировка дома-дворца.
После смерти Брюса в 1735 году судьба усадьбы и её новых владельцев была невеселой.
Молва твердила, что так происходит от того, что колдун Брюс не желает, чтобы кто-либо другой хозяйничал в его доме.
Имение Глинки после смерти ее владельца в 1735 году сначала перешло к сыну его старшего брата Романа- генерал-поручику Александру Романовичу Брюсу (московский вице-губернатор во времена Иоанна VI), который назвал в честь дяди своего единственного сына - Яковом.
А после смерти отца унаследовал Глинки Яков Александрович, приходящийся Якову Брюсу внучатым племянником. Во времена Екатерины II он был московским и санкт-петербургским главноначальствующим -единственным, кто занимал оба этих поста одновременно.
В 1791 году купец из Калуги Тихон Усачев приобрел у Якова Александровича Брюса часть имения - участок земли на реке Воре под селом Глинково. В 1796 году Усачев оборудовал здесь писчебумажную фабрику, позже переведенную на хлопкопрядение.
Последней из Брюсов в имении жила графиня Екатерина Яковлевна Брюс (1776—1829).
В 1793 году она вышла замуж за дипломата, русского посла при дворе Фердинанда Сицилийского, видного массона - главу ложи «Астрея» графа Василия Валентиновича Мусина-Пушкина. После женитьбы на графине , последней из русских Брюсов, он в ноябре 1796 года получил разрешение присоединить к своей фамилии девичью фамилию жены и стал именоваться граф Мусин-Пушкин-Брюс.
Унаследовав обширные имения тестя Я. А. Брюса, включая подмосковные Глинки, он быстро промотал своё большое состояние и вскоре умер, не оставив потомства по мужской линии.
Усадьба Глинки оставалась во владении наследников Брюса до 1815 года.
В 1815 году сын купца Тихона Усачёва Иван Тихонович Усачев купил у Екатерины Яковлевны к уже имеющейся земле и саму усадьбу Глинки, а остальную часть имения приобрел помещик Ф.П. Ершов.
С 1862 года Фабрика Усачёва вместе с усадьбой Глинки находится уже во владении компании купцов Колесовых.
Жена Колесова Глафира, религиозная фанатичка, приказала уничтожить и выбросить в реку Ворю все парковые скульптуры, которые с таким тщанием собирал во времена многочисленных заграничных поездок по заданиям Петра I сам Брюс.
Она не могла жить в этой усадьбе, говоря, что Брюс ежедневно является ей по ночам, и от страха она лишилась сна, решив продать имение Глинки купцу Я. Лопатину.
Людская молва утверждала, что разозлившийся за кощунство по отношению к выброшенным статуям дух графа Брюса заставил Колесовых продать имение за цену, в два раза ниже её реальной стоимости, - всего за 200 000 рублей.
Правда, и новый хозяин, купец Яков Лопатин, приобретший Глинки в 1879 году, понёс от приобретения лишь одни убытки.
Посудите сами. Он открыл в усадьбе фабрику, построил плотину, а в главном доме устроил склад хлопка, но в 1899 году в дом попала молния, и склад сгорел, пострадала планировка дома, его внутреннее убранство.
Лопатин восстановил дом-склад ,хлопок сменила пряжа, но вскоре, в 1902 году сгорела уже его фабрика.
Купец Малинин, который в 1914 году купил у Лопатина усадьбу, вскоре лишился ее, в связи с революцией 1917 года и последующей национализацией частной собственности..
После революции часть усадебных флигелей использовали под приют и школу.
Затем в бывшей усадьбе Брюса была организована сельхозкоммуна.
В 1934 году Наркомат пищевой промышленности взял усадебный комплекс в аренду для устройства в ней дома отдыха.
Во время Великой отечественной войны в усадьбе располагался госпиталь, с 1948 года — санаторий «Монино», который в 1972 году, после обнаружения рядом с усадьбой уникального источника минеральной воды, перепрофилировали в гастроэнтерологический санаторий.
В 1991 году силами энтузиастов в одном из флигелей усадьбы был создан общественный Дом-музей Я. В. Брюса.
Проработав 15 лет, музей был закрыт в 2006 году. Постепенно все экспонаты были вывезены с территории поместья Глинки в Щёлковский краеведческий музей.
В 2016 году всю территорию с прилегающим к ней садом выкупил некий меценат, являющийся также депутатом Госдумы, взявшийся полностью восстановить усадьбу Глинки и открыть в ней полноценный музей, наполненный экспонатами из жизни Брюса и его родового поместья.
В 2018 году было принято решение вернуть усадьбе первоначальный вид, и началась многолетняя реставрация усадьбы и прилегающего парка.
С 2020 года работы идут полным ходом: в имении строят, восстанавливают, ремонтируют. Идет активная реконструкция старых корпусов.
В одном из уже отреставрированных флигелей усадьбы, расположенных возле прудов,- это бывшая «кладовая» Брюса- сейчас вновь открыт музей Якова Вилимовича Брюса.
В 2020 году была возвращена часть коллекции: в отремонтированных помещениях экспонируется старинная мебель, портреты Брюса и его окружения, старинные фотографии, рукописи, предметы, которые принадлежали владельцам имения Глинки на протяжении многих десятилетий.
В главном доме усадьбы также организована работа выставок.
В двухэтажном дворце усадьбы Брюса расположились экспонаты, посвященные истории усадьбы, предметы декоративно-прикладного искусства, коллекция старинной мебели.
В залах вас встретит уникальная экспозиция старинных часов под названием «Музыка времени». На выставке представлены сотни экземпляров уникальных часов из частных коллекций, собранные по историческим эпохам и тематике.
Представлена также выставка, посвящённая Отечественной войне 1812 года, которая повествует о легендарных исторических личностях и событиях той эпохи. Более 300 экспонатов с сюжетами из жизни Наполеона Бонапарта, императора и полководца, доступны для осмотра посетителям.
Пока музей работает только по предварительной записи.
Заказать экскурсию можно, позвонив по телефону 8-916-302-50-08. По этому номеру можно узнать график работы музея-усадьбы и задать другие организационные вопросы.
Где: г.о. Лосино-Петровский, дер. Корпуса, ул. Санаторская, 8 (916) 302-50-08, https://usadba-brusa.ru