Найти в Дзене

О полуторках знают все. Но есть и малоизвестные факты, о которых почему-то не рассказывают. Хочу исправить эту несправедливость

Скоро сто лет исполнится легендарной полуторке, своё название она получила из-за своей грузоподъёмности 1500 кг. Факт известный всем, но начать-то с чего-то надо. Мало кто знает, что наша легендарная полуторка сначала называлась НАЗ-АА. Выпускать легендарный автомобиль начали в Нижнем Новгороде 29 января 1932 года на заводе Молотова. А уже 7 октября город Нижний Новгород переименовали в Горький. Соответственно, и завод стал Горьковский. Так машина и стала ГАЗ-АА. Мало кто знает, что автомобиль, который вытащил на себе все стройки Советского Союза, Великую Отечественную и восстановление после войны, на самом деле точная копия американского автомобиля Ford AA. Хоть СССР и не имел с США дипломатических отношений, но на коммерческой основе договорились о передаче чертежей и комплектующих для автомобиля. Первые автомобили ГАЗ-АА, точнее НАЗ-АА, были так называемой «отвёрточной сборки». Все комплектующие поставлялись из США. Досконально изучив все чертежи и конструкцию автомобиля, началась е

Скоро сто лет исполнится легендарной полуторке, своё название она получила из-за своей грузоподъёмности 1500 кг. Факт известный всем, но начать-то с чего-то надо.

Мало кто знает, что наша легендарная полуторка сначала называлась НАЗ-АА. Выпускать легендарный автомобиль начали в Нижнем Новгороде 29 января 1932 года на заводе Молотова. А уже 7 октября город Нижний Новгород переименовали в Горький. Соответственно, и завод стал Горьковский. Так машина и стала ГАЗ-АА.

Мало кто знает, что автомобиль, который вытащил на себе все стройки Советского Союза, Великую Отечественную и восстановление после войны, на самом деле точная копия американского автомобиля Ford AA.

FORD-AA
FORD-AA

Хоть СССР и не имел с США дипломатических отношений, но на коммерческой основе договорились о передаче чертежей и комплектующих для автомобиля. Первые автомобили ГАЗ-АА, точнее НАЗ-АА, были так называемой «отвёрточной сборки». Все комплектующие поставлялись из США. Досконально изучив все чертежи и конструкцию автомобиля, началась его адаптация к нашим реалиям. Одновременно начали выпускать все узлы и детали на заводе. Конструкторы заменили штампованный картер сцепления, быстро выходивший из строя, на литой. Также они усилили само сцепление и рулевой механизм. На полуторке начали использовать собственный редуктор рулевого управления. Помимо этого, на автомобиле появился полноценный воздушный фильтр. Бортовой кузов грузовика также был спроектирован в Советском Союзе. Без этих деталей нашей легендарной полуторки не было бы. В середине 1930-х годов грузовику выбрали новое «сердце».

В результате модернизации на «полуторку» начали устанавливать новый двигатель ГАЗ-М. Этот же двигатель ранее устанавливался на легендарную «эмку» – легковой автомобиль ГАЗ М-1. Модернизированная версия грузовика получила новую 50-сильную силовую установку (под капотом автомобиля добавилось 8 «лошадей»), новое рулевое управление, карданный вал и усиленную подвеску. В таком виде грузовик серийно выпускался, начиная с 1938 года и вплоть до завершения массового производства. Модернизированная версия грузовика получила обозначение ГАЗ-ММ. При этом внешних различий у ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ не было, отличить их визуально было невозможно. На шоссе такой грузовик мог разогнаться до скорости 70 км/ч.

Мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны возникла острая потребность в максимальном упрощении грузовика. Летом-осенью 1941 года войска потеряли огромное количество грузового транспорта. На замену потерянным машинам массово мобилизовались грузовики из народного хозяйства, все еще красивые и даже изящные машины. При этом постепенно на фронте появились и военные версии полуторки. Практически сразу же с таких серийных автомобилей исчезли вторая фара (осталась только со стороны водителя), зеркало заднего вида, клаксон, бампер, дворник остался один – со стороны водителя. Также на версии ГАЗ-ММ-В отсутствовали передние тормоза. Так как металл являлся дефицитным материалом и был необходим для производства вооружения и боеприпасов, вскоре кабину грузового автомобиля заменили на деревянный каркас, обтянутый брезентовой тканью. На пике упрощения конструкции в кабине не было даже дверей, которые заменяли брезентовые скатки. Такую версию выпускали в Горьком в 1943 году, в 1944 году в кабину вернулись двери, но она изготавливалась полностью из дерева. Военная версия лишилась и передних изогнутых крыльев красивой формы. Их конструкция и форма были максимально упрощены. Вместо металла их стали изготавливать из низкосортного кровельного железа методом гибки, такие крылья имели угловатую прямоугольную форму. Также на грузовиках военного периода сиденье водителя было цельнодеревянным и не имело никакой обивки.

Все полуторки грешили тем, что установленные на них дефицитные стартеры с аккумуляторами отличались очень низким ресурсом эксплуатации. Бывалые шоферы отмечали, что на редком грузовике они могли прослужить больше 6 месяцев. Поэтому в реальной жизни ситуация, когда водитель должен был заводить грузовик вручную, была обыденным делом. Полуторку заводили при помощи «кривого стартера», то есть вращая рукоятку – устройство для пуска двигателя при помощи кривошипной ручки.

Мало кто знает, что полуторка могла ездить на всём, это самый неприхотливый автомобиль. Благодаря низкой степени сжатия, которая составляла 4,25:1, моторы грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ можно было использовать даже при заправке самыми низкими сортами топлива с небольшим октановым числом. Машины могли ездить на лигроине и даже керосине. А ещё эти автомобили снабжались двигателями на дровах и угле.

Мало кто знает, что в 1935 году правительство решило производить газогенераторные автомобильные установки. Впрочем, работа началась ещё в 20-е годы. Но после решения правительства перешли от кустарщины к серьёзным научным разработкам. Всего было изготовлено около 34 тысяч грузовиков ГАЗ на твёрдом топливе. К сожалению, у таких моторов сокращался пробег, у грузовиков снижалась грузоподъёмность, уменьшался полезный объём кузова. Запустить генератор — целая проблема, а для запуска надо было потратить 15 минут. И главная проблема — очень снижалась мощность двигателя. Но зато кругом было много леса. Кроме дерева, использовались сельскохозяйственные отходы: солома, лузга, опилки, кора и шишки. Это прессовали в брикеты и заправляли автомобили.

Мало кто знает, что легендарную полуторку выпускал не только Горьковский автозавод. Количество выпущенных в СССР полуторок лишь чуть-чуть не дотянуло до одного миллиона экземпляров. Считается, что в общей сложности с 1932 года было выпущено 985 тысяч грузовых автомобилей ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, а также различных модификаций указанных автомобилей. При этом выпускали легендарный грузовик не только в Горьком. Массовое производство полуторки было налажено на четырех крупных заводах: непосредственно на НАЗ, затем ГАЗ — в 1932-1949 гг.; заводе КИМ в Москве — в 1933-1939 гг., Ростовском автосборочном заводе — в 1939-1941 гг. и на заводе УльЗИС в Ульяновске — в 1942-1950 гг.

Легендарный автомобиль продержался в эксплуатации до середины 1980-х гг.

Была ли вам статья интересной? Какие факты из истории автомобиля были вам не известны? Узнали ли вы что-то новое из статьи? Не забывайте поставить лайк или оставить свой комментарий.