Друзья, «Культурному Хаосу» настало время навести порядок в классической музыке! Наводить мы его начнем с Бранденбургских концертов Иоганна Себастьяна Баха.
Сразу скажу, что в классике я дилетант. Именно поэтому у меня огромное желание восполнить пробелы в этой области. Я долго выбирал, как лучше окунуться в это море, перебрал кучу списков под названием «С чего начинать слушать классику», пробовал изучить композиторов по отдельности и произведения по эпохам. Но это море настолько огромно, что даже изучив основные произведения такого титана, как Бетховен, чувствуешь, что это только капля из бесконечного океана.
Поэтому я решил изучать классику отдельно - по концертам, операм, симфониям и так далее. Во-первых, это дает понимание, как развивался определенный жанр в процессе времени, во-вторых, знакомит с главными классическими композиторами.
Безусловно, найдется огромное количество людей, которые понимают в этой теме намного больше меня. И я надеюсь, что эти люди окажутся и среди читателей моего блога. Если это будет так, то я бы хотел рассчитывать на вашу помощь.
Я очень плохо разбираюсь в строении концертов, симфоний. Я не могу отличить токкату от фуги и так далее. Мне также пока трудно разобраться в том, что тот или иной композитор принес нового в конкретный жанр и музыку в целом. Любая помощь от людей, которые в этом разбираются, приветствуется.
Для тех же читателей, которые как и я только начинают пить из этого источника красоты, я надеюсь, это путешествие покажется столь же интересным и захватывающим, как и мне.
Бранденбургские концерты
Итак, мы начнем с концертов и сегодня поговорим о Бранденбургских концертах Иоганна Себастьяна Баха.
Во-первых, стоит сказать о названии. Бах посвятил это произведение в 1721 году Кристиану Людвигу — прусскому принцу и правителю Бранденбург-Шведта. Причем, в сопроводительном письме композитор не поскупился на высокопарные эпитеты в адрес знатной особы, надеясь, по всей видимости, в ответ получить высокую должность при дворе принца
В то время Бах служил капельмейстером у князя Леопольда в Кетене. Дела у композитора шли неплохо, князь сам был большим любителем музыки и оказывал большое расположение к своему подчиненному. Однако, случилось страшное и непредвиденное: 7 июля 1720 года неожиданно умерла первая жена композитора Мария Барбара.
Надо сказать, что в течение своей жизни Бах несколько раз менял место проживания. По мнению некоторых исследователей, смерть жены настолько повлияла на внутреннее состояние композитора, что он захотел покинуть Кетен и перебраться в другой город — туда, где ничего бы не напоминало ему о Марии, которую он очень любил. Посвящение Бранденбугских концертов одному из влиятельнейших вельмож того времени, таким образом, возможно, было попыткой найти новое место работы.
Жанр самих концертов в то время пользовался большой популярность. В особенности, благодаря итальянским мастерам, которые возвели его на небывалую высоту. Достаточно вспомнить Антонио Вивальди, который творил в то же время, что и Бах. Кстати, еще до Кетена Иоганн Себастьян переложил несколько концертных сочинений Вивальди для органа и клавесина.
Несмотря на то, что мы знаем Баха в основном, как композитора религиозной музыки, именно жизнь и работа в Кетене, при дворе князя, позволила Баху уделить больше времени светской музыки. К тому же, князь Леопольд был кальвинистом и не любил, когда церковные мероприятия сопровождались барочной музыкой. Бранденбургские концерты стали один из главных светских сочинений Баха.
Тем не менее, подарок, которым Бах предполагал порадовать прусского принца, не пришелся ко двору. Нотные тетради были отправлены пылиться на полку и оставались там до самой смерти Кристиана Людвига. Более того, и в Кетене эти концерты так ни разу и не были сыграны. Есть большая вероятность, что и сам композитор никогда не слышал своего произведения в живую.
Лишь только в середине XIX века записи с нотами Бранденбургских концертов были обнаружены среди бумаг с нотами других композиторов. Сейчас это произведение входит в число самых исполняемых в мире.
#иоганнсебастьянбах #классическаямузыка #барокко