Найти в Дзене
Литрес

ТОП-5 самых ярких предсмертных реплик перед казнью

Оглавление

Если смерть настигает человека внезапно, невозможно успеть произнести нечто такое, что осталось бы в истории. Другое дело — казнь. Дату приговоренный знает заранее и у него есть время подумать, подготовиться и запомнить такие слова, которые точно останутся в памяти современников. А вот для увековечения последних слов в истории, необходимо два неоспоримых условия. Во-первых, казнь должна быть публичной, а, во-вторых, уход в мир иной — мгновенным. И если вы думаете, что в этом нет ничего сложного, то ошибаетесь. В античные времена эти условия практически не соблюдались. Изощренные способы казни приговоренных преступников вроде римского распятия могли растянуть страдания несчастного на сутки, не оставляя возможности для эффектной финальной реплики.

-2

Однако было время, когда публичные казни вышли из моды. Вешать, расстреливать, лишать головы и сажать на электрические стулья обладающие силой и властью меньше не стали, но предпочитали совершать подобные акты возмездия без широкой публики. Иногда в виде исключения на исполнение смертного приговора допускали прессу или родственников жертв, погибших от рук осужденных. И вот тогда достоянием общественности становились последние перлы приговоренных злоумышленников. Кстати, если вас заинтересовали увлекательные факты из прошлого и подробности столь изощренный и спорной формы наказания, о которых не рассказывают в школе, рекомендуем вам обратить внимание на эти издания:

Ну, а мы составили пятерку самых ярких предсмертных фраз известных личностей, навсегда вошедших в историю.

5. Декабристы

-3

Благодаря работе историков до нас дошли последние слова декабристов, которых прилюдно казнили. Правда, воспоминания современников о них довольно сильно разнятся. Говорят, что 25 июля 1826 года, стоя прямо под виселицей, Павел Пестель провозгласил: «Что посеял, то и взойти должно и взойдет впоследствии непременно». Затем у троих из пяти повешенных оборвались веревки, и пока палачи стягивали новые петли, Сергей Муравьев-Апостол громко произнес следующую фразу, вскоре ставшую крылатой: «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговоры, ни судить, ни вешать». Последним выступил Кондратий Рылеев, обратившийся к присутствовавшему на казни адъютанту Николая I: «Передайте государю, что мы умираем в мучениях, как он и хотел».

4. Томас Мор

-4

Как вы наверняка догадывались, во все времени сотник приговоренных к казни перед смертью либо просили о пощаде, либо молились, или попросту исповедовались священнослужителям, который должны были п о долгу веры присутствовать на эшафоте. Поэтому для того, чтобы вспомнить про чувство юмора и пошутить в такие минуты, нужно было обладать настоящим мужеством. Как, например, философ и писатель Томас Мор. Его должны были обезглавить по приказу Генриха VIII, чьим верным советчиком он был долгие-долгие годы. Автор умудрился даже на плахе сочинять красивую речь. Так, 6 июля 1535 года, поднимаясь на эшафот, Мор нарочито громко обратился к помощнику палача: «Молодой человек, подайте мне руку, пожалуйста, а вниз я уже спущусь без вашей помощи». А самого палача Томас попросил аккуратнее работать топором: «Подожди, подожди. Дай я высвобожу бороду. Её не обязательно рубить. Она не совершала государственной измены».

3. Анна Болейн

-5

Король Англии Генрих VIII был очень вспыльчивым и обидчивым человеком, поэтому он тотчас же приказал казнить свою жену Анну Болейн в 1536 году после того, как ему донесли о ее возможных изменах, прелюбодеянии и заговоре с целью его убийства. Сбора доказательств правитель и не требовал. А Анна даже в такой неприятной ситуации сумела сохранить достоинство, блеснув красноречием и обеспечив себе моральную победу над нелюбимым супругом. Ее речь была полной смирения и одухотворения: «Я пришла сюда не для того, чтобы осуждать кого-либо и ни ради того, чтобы опровергнуть обвинения против меня. Но я молю Бога спасти короля и послать ему долгие годы правления, поскольку никогда ещё не было короля более милостивого. Он всегда был добрым и милосердным монархом». Секретарь французского посла Де Карл утверждал, что «Никогда еще королева не была такой красивой». Пожалуй, Генрих VIII приложил много усилий, чтобы уничтожить память об Анне Болейн, но ее предсмертные слова остались в истории.

2. Ян Гус

-6

Множество легенд связано с последними мгновениями жизни чешского богослова Яна Гуса, которого казнили через сожжение во время Вселенского сбора в Констанце 6 июля 1415 года. В тот самый момент, когда Яна возводили на костер, некая старушка, предполагая, что делает богоугодное дело, подложила к заготовленным дровам и свою вязанку хвороста. Гус заметил этот жест и мгновенно отреагировал: «О, святая простота!». А в тот момент, когда, наконец, разгорелся огонь, он, якобы, стал пророчествовать, повторяя одну и ту же фразу: «Я-то — Гусь, а за мной придет Лебедь!». Принято считать, что таким образом богослов намекал собравшимся на открывшуюся ему в последние моменты жизни грядущую реформаторскую деятельность Мартина Лютера. Кстати, сожженный через две недели после Гуса его последователь Иероним Пражский дел грядущих не разглядел, однако с удовольствием спел на костре чешский гимн.

1. Зоя Космодемьянская

-7

Публичные казни не раз совершались в период Второй мировой войны. Фашисты, в первую очередь, применяли их для устрашения населения захваченных советских территорий. Одним из ярких иллюстраций этого служит гибель диверсантки Зои Космодемьянской 29 ноября 1941 года. Схваченную в деревне Петрищево девушку после допросов и мучений вывели на улицу, где уже была подготовлена виселица, а затем повесили на грудь табличку с надписью на русском и немецком языках «Поджигатель домов». Наблюдать за жуткой процедурой казни немцы согнали всех жителей деревни. Однако еще перед виселицей у еле дышащей Зои нашлись силы на призыв к гражданам: «Не стойте, не смотрите. Надо помогать воевать Красной Армии, а за мою смерть наши товарищи отомстят немецким фашистам. Советский Союз непобедим и не будет побежден». А в сторону фашистов Космодемьянская лишь гордо бросила: «Пока не поздно, сдавайтесь в плен. Сколько нас ни вешайте, но всех не перевешаете, нас 170 миллионов». В архивах дела первой женщиной, удостоенной в годы Великой Отечественной войны звания Герой Советского Союза, указано, что тело диверсантки провисело на виселице около месяца, неоднократно подвергаясь насилию со стороны приспешников фюрера.

По промокоду dzenfriends подписчиков канала ждет скидка 20% и подарок — книга на ваш выбор из подборки! Для того, чтобы активировать купон, перейдите по ссылке.

Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!

-8