Найти тему
МХТ имени А.П. Чехова

Алексей Толстой и его «Царь Федор»

Сегодня 205 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого (1817 – 1875), автора драматической трилогии о русских самодержцах – «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Спектаклем «Царь Федор Иоаннович» 26 октября (14-го по старому стилю) 1898 года открылся Московский Художественный театр.

Алексей Константинович Толстой - писатель, поэт, драматург
Алексей Константинович Толстой - писатель, поэт, драматург

В день открытия волновались безумно. К.С. Станиславский вспоминал:

«Стараясь подавить в себе смертельный страх перед грядущим, представляясь бодрым, веселым, спокойным и уверенным, я перед третьим звонком обратился к артистам с ободряющими словами главнокомандующего, отпускающего армию в решительный бой. Нехорошо, что голос мне то и дело изменял, прерываясь от нарушенного дыхания… Вдруг грянула увертюра и заглушила мои слова. Говорить стало невозможно, и мне ничего не оставалось, как пуститься в пляс, чтобы дать выход бурлившей во мне энергии, которую я хотел тогда передать моим соратникам и молодым бойцам. Я танцевал, подпевая, выкрикивая ободряющие фразы, с бледным, мертвенным лицом, с испуганными глазами, прерывающимся дыханием и конвульсивными движениями. Этот мой трагический танец прозвали потом “Пляской смерти”».

Позади были многие месяцы напряженной и вдохновенной работы. Сначала хлопоты по получению разрешения играть эту пьесу. Трагедия в пяти действиях «Царь Федор Иоаннович» была написана А.К. Толстым еще в 1868 году, опубликована, но представлять на профессиональной сцене цензура ее не позволяла. Станиславский, Немирович-Данченко, Алексей Суворин при участии великого князя Сергея Александровича приложили немало усилий для того, чтобы через тридцать лет этот запрет был, наконец, снят.

"Царь Федор Иоаннович", сцена из спектакля. 1898 г.
"Царь Федор Иоаннович", сцена из спектакля. 1898 г.

Приступив к подготовке спектакля, «художественники» отправились в экспедицию за старинными вещами и утварью. Посетили Ростов Великий и волжские города, обрели там множество уникальных артефактов (в Ростовском Кремле они не только побывали в покоях Ивана Грозного, но благодаря давнему знакомству художника Виктора Симова с хранителем музея даже в них заночевали). Список находок, необходимых для будущей постановки, был дополнен сокровищами, купленными Константином Сергеевичем Станиславским на Нижегородской ярмарке, – он, например, отыскал там в груде барахла расшитую золотом старинную ткань, которая пошла на изготовление костюма царя Федора. Много усилий для создания костюмов к спектаклю приложили вышивальщицы из числа артисток МХТ (среди них были Ольга Книппер и жена Станиславского Мария Лилина).

Маргарита Савицкая - царица Ирина. "Царь Федор Иоаннович", 1898 г.
Маргарита Савицкая - царица Ирина. "Царь Федор Иоаннович", 1898 г.

В первой постановке Московского Художественного театра поражали мизансцены, нелинейно и изобретательно выстроенное пространство, выверенное ритмическое решение многофигурных эпизодов, перекличка мотивов. Вот как рассказывала об этом в интервью Медиацентру МХТ имени А.П. Чехова историк Художественного театра Инна Соловьева:

«Оглядываясь на год создания театра, на сезон 1898–1899 годов, понимаешь, как же все счастливо и крепко сошлось. Какое яркое, разнообразное время, какое завидное соединение разных сил! Это же пир! “Царь Федор” начинался с пира в доме князя Шуйского. На самом верху великолепного бревенчатого дома, тяжелого и красивого, с видом на всю Москву, празднуют сговор: выдают красавицу замуж за красавца. Боярский заговор, который созревает в этом доме, тоже праздничен: ощущение радости от крупности и силы фигур, от игры этих сил. К сцене пира в рифму пришлась сцена бунта – на открытом торгу, где полно товаров, где в рыбацких сетях огромные рыбы, яркость красок, страна богатая! Уж как ее разорял Грозный Иван Васильевич, а она снова богата! И немыслимая пленительная доброта беспомощного царя Федора – тоже одна из важнейших сил. Москвин играл доброго и слабого – играл мощно, до слез мощно».
Иван Москвин - царь Федор. "Царь Федор Иоаннович", 1898 г.
Иван Москвин - царь Федор. "Царь Федор Иоаннович", 1898 г.

Кто будет играть заглавную роль, решилось далеко не сразу. Станиславский и Немирович-Данченко поначалу думали о Всеволоде Мейерхольде: «Все остальные слишком глупы для него (то есть для роли Федора – прим.)», – писал Станиславский Немировичу. В итоге блаженного царя глубоко и проникновенно сыграл Иван Москвин, который, как и Мейерхольд, был учеником Немировича-Данченко в Московском Филармоническом училище. Мейерхольд же, мечтавший о Федоре, выходил в этом спектакле в образе Василия Шуйского. Пережил он это довольно тяжело, правда, ключевую роль в пьесе А.К. Толстого – только в другой – Всеволод Эмильевич все-таки сыграл. В 1899 году МХТ поставил «Смерть Иоанна Грозного», роль жестокого государя была отдана двум исполнителям: К.С. Станиславскому и В.Э. Мейерхольду. Критики писали, что последний подчеркивал в этом образе дряхлость Грозного, играл глубокого старца. Впрочем, спектакль «Смерть Иоанна Грозного» общепризнанной победой театра не стал.

Борис Снигирев – Шут и Всеволод Мейерхольд - Иоанн Грозный. «Смерть Иоанна Грозного», 1899 г.
Борис Снигирев – Шут и Всеволод Мейерхольд - Иоанн Грозный. «Смерть Иоанна Грозного», 1899 г.

А «Царь Федор Иоаннович» шел на сцене Художественного театра полвека. Легендарную постановку увидели не только разные поколения российских зрителей, но и публика Европы и Америки. Во время гастрольного турне в США 1922-24 годов на сцену в этом спектакле согласился выйти сам Станиславский, к тому моменту уже отказавшийся от новых ролей. Он играл верховного воеводу Ивана Петровича Шуйского.

Константин Станиславский - Иван Шуйский. "Царь Федор Иоаннович", 1923 г.
Константин Станиславский - Иван Шуйский. "Царь Федор Иоаннович", 1923 г.

В образе царя Федора в пьесе А.К. Толстого, кроме Москвина, выходили Василий Качалов, Николай Хмелев, Борис Добронравов. Каждый играл по-своему, все – глубоко.

В 1949 году долгую жизнь легендарного спектакля оборвала трагедия. 27 октября прямо во время действия умер Борис Добронравов. Молодой актер Владлен Давыдов (будущий народный артист РСФСР и директор Музея МХАТ) в тот вечер находился на сцене: он изображал охранника в массовке. Процитируем его рассказ, включенный в книгу Киры Головко «Адмиральша»:

«Борис Георгиевич отыграл шестую картину, ту, где он гневался. "Пусть посадят в тюрьму!" – кричал он и бил рукой по столу. Отыграл, ушел со сцены. Он должен был переодеться в гримуборной, чтобы выйти на восьмую, финальную - "Архангельский собор". Уходил всегда со свечой в руках. В тот раз свеча плохо "горела", то есть контакт от лампочки отходил. Он ворчал и на ходу бросил помрежу: "Больше я при таких свечах играть не буду!" Эту ничего не значащую фразу будут через несколько минут трактовать в театре как роковую или провидческую. Затем Добронравов подошел к двери, ведущей в гримерные, толкнул ее... и рухнул. До приезда скорой Бориса Георгиевича положили в аванложу на тот самый диван, где умирал Хмелев. Там он и скончался».
Борис Добронравов - царь Федор. "Царь Федор Иоаннович", 1940 г.
Борис Добронравов - царь Федор. "Царь Федор Иоаннович", 1940 г.

Это было 920-е представление «Царя Федора Иоанновича».

«Удивительная пьеса! Это Бог нам послал ее», – писал Немирович-Данченко в 1898 году. И правда удивительная, и встреча ее с новым театром была не случайна. Эта встреча во многом определила его судьбу.

Фото из фондов Музея МХАТ

#мхт #культура #история #царь федор #москвин #добронравов