В статье эксперт журнала «Госзакупки.ру» разобрал свежее дело, в котором поставщик из-за роста цен не смог выполнить контракт — нередкая ситуация для весны 2022 года. И обычно заказчики идут навстречу поставщикам. Но, во-первых, рост цен надо доказать документально. А во-вторых, нельзя изменять условия настолько кардинально, что они станут противоположными изначальным. Например, просить 100-процентный аванс вместо нулевого и при этом не совершать никаких действий, которые покажут заказчику добросовестность и реальные намерения исполнить обязательства. Смотрите, почему, несмотря на разрешение менять существенные условия, контролеры встали на сторону заказчика, а поставщика отправили в РНП на два года.
Что закупал заказчик и почему решил расторгнуть контракт
Заказчик провел электронный аукцион на монтаж быстровозводимых модульных конструкций: мобильных фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). Закупку проводили в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения Кузбасса», а сумма контракта составила 171 млн руб. Также по контракту поставщик должен обучить специалистов заказчика правилам эксплуатации фельдшерско-акушерских пунктов. Контракт заключили на строительство 29 мобильных пунктов. Контракт предполагал поэтапное строительство ФАПов.
Контракт заключили 31 января 2022 года, но уже в мае заказчик расторг контракт в одностороннем порядке и направил сведения о поставщике контролерам для включения в РНП. Заказчик обосновал свое решение тем, что на момент расторжения контракта ни один из модулей не был смонтирован и установлен. Заказчик действовал в рамках ГК и Закона № 44-ФЗ. Для него стало очевидным, что работы в срок не выполнят, и он предложил поставщику исправить недостатки в разумный срок (ч. 3 ст. 715 ГК).
Как поставщик защищался и какие новые условия предлагал
Поставщик заявил, что санкции помешали исполнить контракт. Санкции спровоцировали нестабильную экономическую обстановку в регионе, и его контрагенты резко повысили цены на строительные материалы. Об этом поставщик письменно сообщил заказчику, но подтверждающих документов не представил.
Первый этап контракта предполагал строительство 5 из 29 медицинских мобильных пунктов. После того как заказчик потребовал сообщить дату монтажа и ввода в эксплуатацию пяти ФАП, поставщик предложил полностью изменить условия контракта. Он предложил 100-процентное авансирование и продлить срок строительства. Заказчик не согласился и разъяснил, что для поставщика возможны негативные последствия из-за неисполнения контракта: серьезное нарушения срока исполнения работ. На претензию заказчика поставщик ответил, что возобновил проведение работ.
Заказчик провел осмотр места построек 11 апреля. После заказчик отметил, что кое-где ввинчены сваи фундамента, однако дальнейшая стройка не ведется, рабочие поставщика отсутствуют — никаких подтверждений работ по контракту. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Он разместил решение в ЕИС, а также направил поставщику по почте. Позднее поставщик сообщил, что почтовое сообщение не получал. Однако сроки направления сведений в ФАС заказчик выждал правильно и прав поставщика не нарушил. Если бы поставщик захотел, он бы смог увидеть решение о расторжении и в ЕИС.
Почему контролеры решили, что поставщик недобросовестный
Во время проверки контролеры установили, что поставщик лишь подготовил площадку, за три месяца кое-где забил сваи, но работы по строительству не начал. К этому времени по условиям контракта поставщик уже должен был закончить строительство пяти первых медицинских пунктов. Контролеры расценили это как факт умышленного уклонения поставщика от исполнения контракта. Документальных доказательств своей добросовестности поставщик не представил. Поставщик совершил как минимум две ошибки, которые и привели его в РНП.
Первая ошибка поставщика: отсутствие доказательств роста цен. Контролеры из Кемеровского УФАС отметили, что поставщик не представил никаких документов, подтверждающих рост цен на материалы. То есть поставщик не смог доказать, что его контрагенты действительно подняли цены на материалы. В качестве доказательств подошли бы распечатка переписки с контрагентом до и после повышения цен или скриншоты расценок с сайта производителя, но ничего подобного поставщик не представил.
Вторая ошибка поставщика: отсутствие намерений исполнить контракт. Решение о включение в РНП принимают не сразу. Сначала заказчик должен дать поставщику последний шанс исправить недочеты. Именно в это время поставщик должен показать свою добросовестность и намерения исполнить контракт, несмотря на проблемы.
Например, если нет материалов на постройку всех сооружений по контракту — поставщику следует построить хотя бы одно. Вместо этого поставщик просто ждал. Не только ничего не делал, а просил 100-процентное авансирование и перенос сроков строительства и монтажа конструкций. Поставщик понимал, что его действия серьезно нарушают условия контракта, но не предпринял мер для устранения недостатков — лишь требовал совершенно новые условия исполнения. Кроме того, поставщик сам подтвердил, что не производил работы в период, когда заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
Решение контролеров. Контрольный орган пришел к выводу, что поставщик ненадлежащим образом исполнил свои обязательства. Контролеры решили включить сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков на два года.
Что действительно можно изменить в контракте из-за санкций и в каких пределах
В этой истории поставщик будто делал все, чтобы с ним расторгли контракт. Даже когда ему предоставили немного времени, чтобы попробовать хотя бы исправить ситуацию, показать свою добросовестность — поставщик действия не предпринимал. Получилась антиинструкция для поставщиков, которые очень хотят попасть в РНП на два года. Нельзя просто сослаться на санкции и поменять в контракте то, что захочется. Далее напомним новые правила изменения существенных условий и предельные размеры авансирования, которые действуют до конца года.
Если поставщик готов исполнить обязательства по контракту, но по более высокой цене или в более продолжительный срок, можно изменить существенные условия. Изменять существенные условия разрешили с 8 марта и до конца 2022 года. Это специальная норма поддержки заказчиков и поставщиков в условиях санкций и нестабильной экономической ситуации в стране (ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Изменить существенные условия из-за санкций можно по соглашению сторон, если контракт был заключен до 1 января 2023 года. Резкий рост цен, как в этом деле, подходит для изменения условий. Сторонам контракта достаточно составить дополнительное соглашение. Но все эти неблагоприятные изменения нужно доказывать документально — на слово ни контролеры, ни суд не поверят.
Норма разрешает менять любые существенные условия, в том числе и условия авансирования. Однако изменить размер аванса можно до новых предельных размеров. Эти правила действуют для контрактов, которые оплачиваются из федерального бюджета, в том числе для строительных контрактов.
Документ: решение Кемеровского УФАС от 26.05.2022 по делу № 042/06/104-634/2022
#фас #госзакупки #поставщику #рнп