В этот раз я хотел бы затронуть более глобальную проблему, а если точнее, то момент игнорирования проблем.
Ситуация касается не только владельцев бизнеса, но и в большинства людей в таких сферах жизни как отношения с противоположным полом, здоровье и прочее. Однако, раз уж этот блог посвящен бизнесу, давайте и эти ситуации разбирать на уровне бизнеса.
Почему игнорируются проблемы
Говоря о жизни компаний часто сравниваю ее с работой сердца. Сделав кардиограмму, становятся видны взлеты и падения, потом опять взлеты и т.д. Такие периоды символизируют удачные и неудачные периоды компании, а если линия прямая, то можно смело предположить, что пациент скорее мертв, чем жив.
Итак, для начала давайте попробуем определить симптоматику, а почему же мы поступаем так, как поступаем.
1. Стремление к спокойствию
Бизнес – это бесконечный бег с препятствиями, но люди считают, что один раз потрудившись сверх меры и на износ, получишь награду на оставшуюся жизнь.
Как итог такого мышления, получаем компании, которые проделали работу на старте, а потом едут по накатанным рельсам.
2. Страх перед проблемами
И тут вспоминаются русская пословицы: «Не так страшен чёрт, как его малюют» и «Волков бояться – в лес не ходить». Как правило руководство игнорирует проблему или даже отмахивается от нее, хоть сотрудники и пытаются привлечь внимание, так как не могут сходу придумать решение или же напротив понимают, что для решения потребуется затратить слишком много ресурсов, отсюда и страх.
Как итог такого мышления, получаем проблемы, пущенные на самотек, в надежде что они самоликвидируются или рассосутся со временем.
3. Непонимание масштаба проблемы
Другая сторона предыдущего пункта – это непонимание серьезности возникшей проблемы, что приводит к такому же игнорированию несмотря на существование этой проблемы.
Как итог такого мышления, получаем запущенные проблемы, решить которые становится в разы сложнее, а то и того хуже, проблемы становятся нерешаемыми.
К чему приводи игнорирование проблем
В предыдущем пункте уже частично затронули этот вопрос, давайте проговорим последствия игнорирования проблем подробно:
1. Отсутствие развития компании
Если компания привыкла к решению одних и тех же задач и игнорирует новые потребности рынка, закончиться такой сценарий слабой конкурентностью. Мы живем не в вакууме, а проблемы окружают нас со всех сторон, поэтому недостаточно единожды продумать алгоритм действий и в последствии не редактировать.
Такая политика приводит к тому, что решения перестают быть гибкими, а результат тянет компанию ко дну.
2. Потеря контроля над ситуацией
Игнорирование препятствий, возникающих на пути ведет к тому, что маршрут не такой уж и идеальный, как бы вам этого хотелось, а решение даже самых банальных задач приводит к обратному результату.
При формировании стратегии помните, что проблемы бывают трех типов: на которые можем повлиять, про которые знаем, но не влияем и о которых даже не знаем.
Подробнее проговорим этот момент чуть позже.
3. Увеличение затрат
Планирование действий без учета возможных проблем приводит к тому, что затраты для получения конечного результата возрастает многократно.
Это касается и корректировки выстроенной стратегии и запущенной в работу, так как учесть всех проблем на старте просто невозможно. Всегда появятся обстоятельства, которые не фигурировали на старте работ, а теперь они носят определяющий характер.
Игнорировать эти проблемы – тоже самое, что расписаться в своей беспомощности, как специалист.
4. Подмена проблемы на мнимую
Это один из вариантов развития события, когда с одной стороны осознаем проблему и её важность для нас, но решать не хотим или боимся. Чтобы этого не делать, придумываем для себя мнимую проблему, чтобы перекинуть на неё все ресурсы, в том числе и временные.
Что получаем в этом случае? Мы честны перед своей совестью. Время и ресурсы были потрачены не просто так , мы решали действительно «важную» проблему. Мы молодцы, а тот факт, что действительно важная задача не была решена, отходит уже на другой план.
Какие плюсы в том, чтобы выявлять и решать проблемы заранее
Все мы люди и все мы в той или иной степени испытываем страх перед всем новым, а проблемы как раз можно отнести к таковым. Согласитесь, если вы уже столкнулись с той или иной проблемой ранее и решили ее, то плюс минус алгоритм действий у вас уже есть, а каждое последующее появление этой проблемы будет даваться вам проще.
Это лишь один из возможных плюсов того, когда проблемы не игнорируются, а решаются, но давайте проговорим и другие:
1. Развитие компании и рост специалистов
Как уже было сказано выше, именно проблемы, с которыми сталкиваемся в процессе работы заставляют нас, при должном подходе к ним, развиваться не только как конкретный специалист, но и в формате компании в целом.
2. Поиск новых направлений для бизнеса
Появление проблем может носить не только локальный характер. Согласитесь, если вы смогли помочь одному своему клиенту, то вам под силу помочь и другим со схожей проблемой, а это отличный вариант для проработки нового направления в вашем бизнесе.
3. Контроль над ситуацией
Эмоции – плохой советчик в делах, с этим сложно не согласиться. Воспринимая проблемы, как возможность узнать что-то новое и чему-то научиться, в дальнейшем добавите эти знания в свой арсенал, что позволит еще лучше контролировать текущую ситуацию и быстро находить решения при возникновении проблем.
4. Эффективное распределение ресурсов
Если постоянно анализировать ситуацию и предвидеть проблемы, то и ресурсы не будут расходоваться впустую. Перекидывайте имеющиеся резервы туда, где это действительно нужно, тогда и результат не заставит себя ждать.
Какие типы проблем можно выделить
1. Проблемы, на которые можем повлиять
Любой специалист оперирует теми знаниями, которые он наработал, решая те или иные проблемы. То есть это та категория, про существование которых мы знаем, отслеживаем их возникновение и можем повлиять.
2. Проблемы, о которых знаем, но повлиять не можем
Помимо проблем, которые можем решить своими силами, есть еще и те, на которые мы со своей стороны напрямую повлиять не можем. На помощь могут прийти костыльные решения, но отчасти это или неполное решение, или оно носить временный характер.
В данном случае, задача специалиста мониторить эти проблемы и своевременно отреагировать, скорректировав текущую стратегию.
3. Проблемы, о которых не знаем
Самая опасная категория и работа с ней определяет истинного специалиста от человека, который работает только руками по заранее составленному алгоритму.
Основная сложность заключается в том, что об этих проблемах нам не известно, и вот как раз с ними то и возникает чаще всего проблема. Проблемы из этой категории чаще всего принято игнорировать, так как непонятно, что с ними вообще делать и насколько они критичные.
Хороший специалист большую часть своего времени должен тратить на выявление именно этих проблем, чтобы в дальнейшем распределить их по первым двум пунктам.
Подведем итог всего выше сказано
Признание проблемы – это первый шаг к ее решению. И это первое, что необходимо запомнить, а второе – не стоит бояться проблем, пусть они делают вас лучше.
И раз уж вы дочитали эту статьи до самого конца, то вот вам небольшой бонус, так сказать для тех, кто решил сделать свою компанию лучше: «Чеклист: как усилить отдачу от сайта и рекламы»
Если же от слов готовы приступить к делу или просто не знаете с какого конца браться за проблему, приходите в гости. Рассмотрим ваш случай и посоветует оптимальный вариант решения проблемы.