Найти в Дзене
autotripster

Что не так во Франции с автолюбителями и законами?

Оглавление

Всем привет!

Многое изменилось за последние месяцы, и с момента прошлой статьи на канале мне удалось переехать во Францию и обустроиться здесь. Поэтому теперь будет много интересного о том, как устроена автоиндустрия и быт автолюбителя в одной из самых бюрократических стран ЕС!

Хочу начать серию рассказов о французских особенностях с некоторых занимательных фактов!

Отечественный автопром

Французы очень патриотичны и 90% автомобилей на улицах - французских брендов. В первую очередь, это конечно Рено и Пежо, который местные называют Пёжо (через ё с ударением на последний слог) - самые популярные во Франции марки машин.

Парковка в аэропорту - и снова почти только французские машины!
Парковка в аэропорту - и снова почти только французские машины!

Два ключевых французских автопроизводителя уже много лет спорят за первенство на рынке, но Пежо пока не удалось выйти на первое место. В то же время, если прибавить к продажам Рено продажи Дача (всем нам хорошо известные модели Логан, Сандеро, Дастер выпускаются в Европе под румынским брендом), а к Пежо - Ситроен (ПСА груп), то ПСА все же будет первым.

Мой Пежо 2008 - автомат, дизель, 2018 год. На заднем плане почти только французы
Мой Пежо 2008 - автомат, дизель, 2018 год. На заднем плане почти только французы

В сумме они закрывают более 60% продаж всех новых автомобилей во Франции уже много лет. АвтоВАЗу есть о чем задуматься, ведь доля автомобилей Lada в России не превышает 25% (следует иметь в виду, что корейского и тем более китайского автопрома в Европе на первых позициях нет - это сильно отстающие и непопулярные бренды)!

Топ 3 модели французского рынка - все отечественные!
Топ 3 модели французского рынка - все отечественные!

Честно говоря, я и сам выбрал себе французскую машину и езжу на Пежо 2008, который меня всем устраивает на текущий момент!

Штрафы за нарушение ПДД

Огромные штрафы за любые нарушения, система баллов, привязанных к водительскому удостоверению и санкции за строгие нарушения всячески настраивают на неукоснительное соблюдение ПДД.

В то же время менталитет необязательности соблюдения законов (сильный во Франции) слабо сочетается с репутацией безупречных водителей Европы. Французы обожают превысить и нарушить там, где за это ничего не будет!

Множество камер нейтрализуется обязательными огромными знаками перед ними - местные превышают почти всегда и везде на 10-20 км/ч, но перед камерами оттармаживаются с запасом. Штрафы при этом немалые - за превышение на 4 км/ч придется заплатить 68 евро, правда при оплате в первые 2 недели удастся сэкономить и отдать 45 евро, но при задержке более 45 дней в оплате штраф вырастает почти до 200 евро! При этом все сроки считаются от момента вынесения постановления, а штрафы приходят письмом по почте (классическая французская история).

Но самая главная на мой взгляд боль здесь - парковка! Несмотря на достаточное количество парковочных мест и платные парковки в центре всех городов, французы постоянно паркуются на тротуарах, газонах, пешеходных переходах и так далее - и их за это никто не наказывает.

ОСАГО и КАСКО

Если кратко - очень дорого! Страховые премии не регламентированы строгими тарифами и стоимость обязательной страховки может отличаться в разы в разных компаниях. На стоимость влияют возраст, пол, стаж, семейное положение, средний пробег, условия эксплуатации, условиях хранения и многое другое - при оформлении заполняешь целый опросник. При этом все данные по самой машине подтягиваются автоматически по VIN-номеру или по номеру свидетельства о регистрации - никаких дополнительных данных предоставлять не нужно.

Я застраховал свою скромную машинку за 80 (!!!) евро в месяц по ОСАГО, хотя за 120 евро уже можно сделать полную КАСКО. Тариф крайне высокий из-за отсутствия истории безаварийного вождения и первый контакт со страховой.

Постепенно накапливаются бонусы и скидки, которые позволяют заметно снизить тариф. Местные с опытом вождения страхуются по 30-40 евро в месяц.

При этом и в ОСАГО и в КАСКО нет необходимости платить сразу за весь период страхования - ты подписываешь договор со страховой, отдаешь свои банковские реквизиты и со счета раз в месяц списывается взнос. Возможности сэкономить, оплатив всю сумму сразу, здесь нет, хотя контракт подписывается на 12 месяцев сразу.

Цены на топливо

В отличие от РФ цены на топливо во Франции очень динамичны и меняются каждый день. За последние 2 месяца, например, стоимость дизеля колебалась на моей любимой заправке от 1,6 евро до 2,1 евро за литр в зависимости от дня недели, погоды и чего угодно еще.

Цены выросли с октября-ноября 2021 года (ранее никогда не были выше 1,5 евро за литр) и уже не опускались с тех пор. Влияние топливного и энергетического кризиса и инфляции очень заметно!

В то же время цены сильно отличаются на разных заправках и в разных регионах. Например, заправки BP сильно дороже других, а самые дешевые - заправки сетей национальных супермаркетов, например, у Carrefour. Еще один фактор, влияющий на цену - господдержка, которая здесь активно применяется с апреля 2022 года - ранее она была 18 центов на литр, сейчас с 3го сентября увеличилась до 30 центов. Она есть не на всех заправках, но там, где применяется, это сильно заметно!

Актуальная цена на 6 сентября 2022 года с учетом господдержки
Актуальная цена на 6 сентября 2022 года с учетом господдержки

Множество приложений (даже Google maps) показывают для каждой заправки текущую стоимость топлива разных видов, что позволяет выбрать наиболее дешевую и заправиться, хотя по факту все мониторят цены и в день, когда цены ниже заправляются. На дешевых заправках - очереди!

Поведение водителей

Французы в целом очень дружелюбные, открытые и приятные ребята, но за рулем зачастую ведут себя странно. Нарушить правила, когда есть такая возможность и нет наказания - святое!

Среди наиболее распространенных моделей поведения и хамства на дороге здесь:

  • паркуются, где и как попало
  • никогда не включают поворотники
  • двухколесные (мото и вело) считают себя повелителями вселенной
  • не пропускают пешеходов на нерегулируемых переходах

В то же время, никогда никто не поедет на красный свет, а ситуацию, когда машина поворачивает вторым рядом или не пропускает спец.транспорт здесь вообще невозможна! Получается, что французы в своей голове разделили нарушения на строгие и нестрогие и допускают только последние. Вероятно, это связано с бальной системой штрафов, о которой я напишу в ближайшие дни - следите за каналом!

Езда с российскими правами

Для езды за рулем по Франции нужны либо местные права (об эпопее их получения я расскажу отдельно), либо российские национальные в совокупности с международными. Никаких особенностей я не встречал - все довольно традиционно.

Правда, мне еще ни разу не довелось мои права кому-либо показывать (только при покупке страховки на машину) - встретить полицию на дороге здесь можно очень редко!

Я буду много писать здесь о том, что работает иначе во Франции и как здесь себя ведут люди. Подписывайтесь, чтобы не пропустить интересное!

На связи!

#франция #автомобили #ценынатопливо #осаго