Всем привет!
Многое изменилось за последние месяцы, и с момента прошлой статьи на канале мне удалось переехать во Францию и обустроиться здесь. Поэтому теперь будет много интересного о том, как устроена автоиндустрия и быт автолюбителя в одной из самых бюрократических стран ЕС!
Хочу начать серию рассказов о французских особенностях с некоторых занимательных фактов!
Отечественный автопром
Французы очень патриотичны и 90% автомобилей на улицах - французских брендов. В первую очередь, это конечно Рено и Пежо, который местные называют Пёжо (через ё с ударением на последний слог) - самые популярные во Франции марки машин.
Два ключевых французских автопроизводителя уже много лет спорят за первенство на рынке, но Пежо пока не удалось выйти на первое место. В то же время, если прибавить к продажам Рено продажи Дача (всем нам хорошо известные модели Логан, Сандеро, Дастер выпускаются в Европе под румынским брендом), а к Пежо - Ситроен (ПСА груп), то ПСА все же будет первым.
В сумме они закрывают более 60% продаж всех новых автомобилей во Франции уже много лет. АвтоВАЗу есть о чем задуматься, ведь доля автомобилей Lada в России не превышает 25% (следует иметь в виду, что корейского и тем более китайского автопрома в Европе на первых позициях нет - это сильно отстающие и непопулярные бренды)!
Честно говоря, я и сам выбрал себе французскую машину и езжу на Пежо 2008, который меня всем устраивает на текущий момент!
Штрафы за нарушение ПДД
Огромные штрафы за любые нарушения, система баллов, привязанных к водительскому удостоверению и санкции за строгие нарушения всячески настраивают на неукоснительное соблюдение ПДД.
В то же время менталитет необязательности соблюдения законов (сильный во Франции) слабо сочетается с репутацией безупречных водителей Европы. Французы обожают превысить и нарушить там, где за это ничего не будет!
Множество камер нейтрализуется обязательными огромными знаками перед ними - местные превышают почти всегда и везде на 10-20 км/ч, но перед камерами оттармаживаются с запасом. Штрафы при этом немалые - за превышение на 4 км/ч придется заплатить 68 евро, правда при оплате в первые 2 недели удастся сэкономить и отдать 45 евро, но при задержке более 45 дней в оплате штраф вырастает почти до 200 евро! При этом все сроки считаются от момента вынесения постановления, а штрафы приходят письмом по почте (классическая французская история).
Но самая главная на мой взгляд боль здесь - парковка! Несмотря на достаточное количество парковочных мест и платные парковки в центре всех городов, французы постоянно паркуются на тротуарах, газонах, пешеходных переходах и так далее - и их за это никто не наказывает.
ОСАГО и КАСКО
Если кратко - очень дорого! Страховые премии не регламентированы строгими тарифами и стоимость обязательной страховки может отличаться в разы в разных компаниях. На стоимость влияют возраст, пол, стаж, семейное положение, средний пробег, условия эксплуатации, условиях хранения и многое другое - при оформлении заполняешь целый опросник. При этом все данные по самой машине подтягиваются автоматически по VIN-номеру или по номеру свидетельства о регистрации - никаких дополнительных данных предоставлять не нужно.
Я застраховал свою скромную машинку за 80 (!!!) евро в месяц по ОСАГО, хотя за 120 евро уже можно сделать полную КАСКО. Тариф крайне высокий из-за отсутствия истории безаварийного вождения и первый контакт со страховой.
Постепенно накапливаются бонусы и скидки, которые позволяют заметно снизить тариф. Местные с опытом вождения страхуются по 30-40 евро в месяц.
При этом и в ОСАГО и в КАСКО нет необходимости платить сразу за весь период страхования - ты подписываешь договор со страховой, отдаешь свои банковские реквизиты и со счета раз в месяц списывается взнос. Возможности сэкономить, оплатив всю сумму сразу, здесь нет, хотя контракт подписывается на 12 месяцев сразу.
Цены на топливо
В отличие от РФ цены на топливо во Франции очень динамичны и меняются каждый день. За последние 2 месяца, например, стоимость дизеля колебалась на моей любимой заправке от 1,6 евро до 2,1 евро за литр в зависимости от дня недели, погоды и чего угодно еще.
Цены выросли с октября-ноября 2021 года (ранее никогда не были выше 1,5 евро за литр) и уже не опускались с тех пор. Влияние топливного и энергетического кризиса и инфляции очень заметно!
В то же время цены сильно отличаются на разных заправках и в разных регионах. Например, заправки BP сильно дороже других, а самые дешевые - заправки сетей национальных супермаркетов, например, у Carrefour. Еще один фактор, влияющий на цену - господдержка, которая здесь активно применяется с апреля 2022 года - ранее она была 18 центов на литр, сейчас с 3го сентября увеличилась до 30 центов. Она есть не на всех заправках, но там, где применяется, это сильно заметно!
Множество приложений (даже Google maps) показывают для каждой заправки текущую стоимость топлива разных видов, что позволяет выбрать наиболее дешевую и заправиться, хотя по факту все мониторят цены и в день, когда цены ниже заправляются. На дешевых заправках - очереди!
Поведение водителей
Французы в целом очень дружелюбные, открытые и приятные ребята, но за рулем зачастую ведут себя странно. Нарушить правила, когда есть такая возможность и нет наказания - святое!
Среди наиболее распространенных моделей поведения и хамства на дороге здесь:
- паркуются, где и как попало
- никогда не включают поворотники
- двухколесные (мото и вело) считают себя повелителями вселенной
- не пропускают пешеходов на нерегулируемых переходах
В то же время, никогда никто не поедет на красный свет, а ситуацию, когда машина поворачивает вторым рядом или не пропускает спец.транспорт здесь вообще невозможна! Получается, что французы в своей голове разделили нарушения на строгие и нестрогие и допускают только последние. Вероятно, это связано с бальной системой штрафов, о которой я напишу в ближайшие дни - следите за каналом!
Езда с российскими правами
Для езды за рулем по Франции нужны либо местные права (об эпопее их получения я расскажу отдельно), либо российские национальные в совокупности с международными. Никаких особенностей я не встречал - все довольно традиционно.
Правда, мне еще ни разу не довелось мои права кому-либо показывать (только при покупке страховки на машину) - встретить полицию на дороге здесь можно очень редко!
Я буду много писать здесь о том, что работает иначе во Франции и как здесь себя ведут люди. Подписывайтесь, чтобы не пропустить интересное!
На связи!
#франция #автомобили #ценынатопливо #осаго