Театр-студия «Зеркало», основной целью которого является приобщение студентов Тверского государственного университета и других вузов к театральным ценностям, существует в университете с 2004 года. Изначально театр был создан на базе театральной студии «Премьер», и первая постановка по пьесе польского драматурга С. Мрожека «В открытом море» появилась в тесном сотрудничестве с «Премьером». Но уже через год театр «Зеркало» заявил о себе как о самостоятельном театре литературным скетчем «Этюды о любви». Первым режиссёром и основателем театра был заслуженный артист России и Литвы Вячеслав Анатольевич Гунин. С 2007 года и по сей день режиссёром и художественным руководителем студии является артист Тверского академического театра драмы, кандидат философских наук, выпускник режиссёрского факультета РАТИ ГИТИС Алексей Михайлович Великотный.
В копилке театра большое количество наград: так, в 2015 году театр-студия «Зеркало» с постановкой «Билокси-Блюз» по пьесе Н. Саймона принял участие во Всероссийском фестивале любительских театров «Успех», на котором получил Гран-при за лучший спектакль. В 2016 году коллективу было присуждено звание «Народный самодеятельный коллектив».
О репертуаре театра рассказал директор культурно-досугового центра ТвГУ, руководитель театра Александр Сергеевич Рамзин:
«Наш театр всегда старался совмещать в своём репертуаре современную и классическую драматургию. Конечно, весёлые комедии нравятся зрителям больше, но всё же не стоит забывать, что театр существует в классическом университете. Из современных драматургов нам очень полюбился Нил Саймон, у нас два спектакля по его пьесам, в перспективе может появиться ещё один. По пьесе Михаила Зощенко мы играем капустник «Свадьба». Спектакль короткий, в одном действии, но он неизменно вызывает улыбку и смех зрителя.
Из классики сегодня мы играем «Обыкновенную историю» Гончарова — это самая основательная работа театра, и Чеховского «Дядю Ваню». Последний спектакль, кстати, вышел совсем недавно, поэтому работа над ним продолжается. Думаю, те, кто был на премьере, в следующий раз придут уже на другой спектакль: все же, Чехов очень глубок и не так однозначен. Самая последняя премьера — это одна из «Маленьких трагедий» Пушкина. Надеемся, что наш «Моцарт и Сальери» понравится думающему тверскому зрителю».
Среди действующих актёров театра как студенты, обучающиеся сейчас по программам бакалавриата и магистратуры, так и выпускники Тверского государственного университета. Выпускник института педагогического образования и социальных технологий направления «Психолого-педагогическое образование» Александр Громов на данный момент является одним из ведущих актёров театра. Зритель может помнить его как исполнителя главной роли в постановках «Обыкновенная история», «Леди Макбет Мценского уезда», «Дядя Ваня» и т. д.
«Я играю в труппе театра уже около пяти лет, — вспоминает Александр. — Как ни странно, в школьное время я ужасно боялся сцены. Я не участвовал ни в каких мероприятиях, даже читать стихи при зрителях было некомфортно, неприятно. Поэтому моё решение пройти обучение в студии «Зеркало», действующей при театре, это во многом вызов самому себе. И мой страх достаточно быстро исчез, поскольку обучение в студии оказалось для меня захватывающим и не таким уж сложным. Освоив основы актёрского мастерства, я начал принимать активное участие в спектаклях театра. Самым любимым своим спектаклем нашего театра считаю «Обыкновенную историю» по роману Гончарова. Это первая постановка, в которой мне удалось сыграть, и она до сих пор остаётся фундаментальной для меня. Прошло уже четыре года с его премьеры, а я всё равно каждый раз, когда мы его играем, нахожу в нём что-то новое, чем можно поделиться со зрителем».
Студия, действующая на базе театра «Зеркало», пользуется популярностью у студентов: каждый год на прослушивание, которое проводится традиционно в октябре, приходит больше 50 человек. Конечно, не все хотят стать актёрами. Кто-то приходит, чтобы стать увереннее в собственных силах, что-то себе доказать, кто-то хочет научиться правильно и красиво говорить. И тем, и другим в студии рады. На данный момент преподаются не только теоретические основы, но и многие прикладные театральные дисциплины, среди которых актёрское мастерство, сценическая речь, работа с текстом.
«Когда я увидела, что открыт набор в «Зеркало», сразу записалась. Выбрала эту студию, потому что была на некоторых спектаклях театра, знала, какой там уровень преподавания и театральной подготовки, — делится Адель Нечаева, студентка факультета иностранных языков и международной коммуникации направления «Лингвистика». — Занятия в студии мне очень нравятся, мы быстро нашли общий язык с преподавателями, благодаря этому чувствую себя на занятиях спокойно и уверенно. После окончания студии очень хочу попасть в труппу театра, ведь театр — это не на год-два, а навсегда».
Конечно, мы не могли не спросить о планах театра на ближайшее время, и Александр Сергеевич Рамзин слегка приоткрыл завесу тайны: «Сейчас коллектив понемногу восстанавливается после тех изменений, которые внесла пандемия коронавируса. Планируется и премьера новой работы. Её название и пьесу, по которой ведётся постановка, мы пока держим в секрете, но могу сказать, что это будет трогательная и лирическая комедийная история».
Спектакли театра-студии «Зеркало» посещают и студенты, для которых при предъявлении на входе студенческого билета действует скидка 50%, и взрослые, даже пожилые люди, заинтересованные взглядом молодёжи на классическую драматургию. На вопрос о том, для чего нужно посещать театр, Александр Сергеевич отвечает так:
«Во-первых, главная цель посещения театра — это досуг. Можно провести свободное время по-разному, и, на мой взгляд, театр — не самое скучное времяпрепровождение. Во-вторых, это знакомство с драматургией. Вспомните, как вас заставляли читать книги в школе. Чтение театральных пьес, даже великих, было мучением. Всё-таки, они написаны немного другим языком, на котором нужно уметь разговаривать. А в театре на такие тексты смотришь совсем иначе. И затрачиваешься не на чтение, поиск реплик в тексте и не на визуализацию образов, а ищешь смысл в том, что произносят стоящие на сцене актёры. Последние — это помощники, проводники в тексте. Они — то третье, зачем нужно идти в театр. Каждый актёр проводит массу времени, работая над собой и воплощая роль. Результат этой работы всегда интересен и непредсказуем, в отличие, кстати, от кино, где снятый дубль ложится в картину и остаётся в ней, как картина на холсте. А каждый спектакль — это живой организм, грандиозный труд целого коллектива единомышленников».