Плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом. Плох тот музыкант, кто не мечтает полностью взять под свой контроль процесс не только создания музыки, но и её реализации. И если процесс создания музыки в основном контролируют сами музыканты, то дальше они нередко отходят на второй, а то и на третий план и в дело вступают менеджеры, продюсеры и звукозаписывающие компании. Для которых главной задачей является получение максимальной прибыли, ради чего они способны пойти на многое. В том числе нагло обмануть своих подопечных, нередко заставляя музыкантов работать чуть ли не за похлебку. История знает немало таких примеров, когда музыканты трудились годами и оставались у разбитого корыта. Вот почему рано или поздно многие музыканты приходят к неизбежному выводу о необходимости самим заниматься не только музыкой, но и продвижением своего продукта. Из-за чего приходится избавляться от грабительской опеки рекорд-лейблов и создавать свои звукозаписывающие фирмы. Рассмотрим некоторых известных рок-музыкантов, кто в разные годы и десятилетия попробовал стать полностью независимым и основал свои компании.
Джордж Харрисон и Dark Horse Records.
Нельзя сказать, что гитарист BEATLES Джордж Харрисон имел основания жаловаться на обман со стороны рекорд-лейблов, но в 1974 году он решил попробовать себя в новой ипостаси и основал звукозаписывающую компания Dark Horse Records. Эта фирма выпускала не только его сольные работы, но и издавала диски других музыкантов. Например, Билли Айдола. В качестве босса рекорд-лейбла Харрисон сотрудничал с некоторыми индийскими музыкантами, но всерьез раскруткой своей фирмы не занимался, рассматривая её скорее как дополнение к своему творчеству. И не более того. Вот почему он не гонялся за известными музыкантами и не издавал новые, перспективные (и не очень) группы. Поэтому не стоит удивляться, что фирма Dark Horse Records умерла вместе со своим создателем в 2001 году. Так как кроме Харрисона заниматься ей больше было некому.
Джерри Брон и Bronze Records.
В отличие от Джорджа Харрисона английский музыкант Джерри Брон не отметился участием в супергруппах. Его музыкальная карьера была достаточно скромной - несколько лет он отыграл на фортепьяно в оркестре, но музыкой был одержим не меньше (если не больше) чем Харрисон. Кроме того, будучи ещё достаточно молодым человеком, он продемонстрировал незаурядную деловую хватку и в 28 лет переквалифицировался из музыкантов в менеджеры и продюсеры, начав опекать URIAH HEEP. А в 1971 году стал владельцем собственного рекорд-лейбла Bronze Records - название фирмы придумал барабанщик URIAH HEEP Иэн Кларк. Джерри Брон имел хороший нюх на перспективные группы и вскоре подписал на Bronze Records такие команды как MANFRED MANN'S EARTH BAND, MOTORHEAD и GIRLSCOOL. Но потом деловая хватка Брону изменила, дела пошли у него неважно и в 1986 году он фирму закрыл. Однако не окончательно. Собравшись с силами и изучив рынок, в 2003 году он возродил свой рекорд-лейбл. Правда, прежних успехов достичь не удалось, что неудивительно: в нулевые годы в мировой аудиоиндустрии всем заправляли такие монстры как Sony, Warner и EMI.
Джин Симмонс и Simmons Records.
Американский вокалист и басист Хаим Витц (сценический псевдоним - Джин Симмонс) никогда не скрывал, что в музыке ему больше всего нравились хорошие гонорары. Именно поэтому он несколько десятилетий выступал в полуклоунском гриме в составе группы KISS, привлекая таким незатейливым кичем жадную до зрелищ и нехитрой музыки публику.
И хотя KISS была коммерчески успешной группой, Витцу-Симмонсу хотелось иметь и другие источники дохода. Вот почему в 1988 году он основал рекорд-лейбл Simmons Records с характерным логотипом - мешком долларов. Правда, особых успехов как босс звукозаписывающей компании он не добился, даже несмотря на присущую ему деловую хватку и хорошие связи в мире звукоиндустрии. Помимо собственных сольников, он выпустил на Simmons Records пластинки таких групп как GIUFFRIA, HOUSE OF LORDS, SILENT RAGE и KOBRA AND THE LOTUS. Как видно, с такими широко известными в узких кругах коллективами на сверхдоходы рассчитывать не приходилось и вскоре фирма фактически прекратила существование. Мешку долларов и истории конец? Как бы не так - в 2008 году Симмонс продал свою компанию Universal Music, сумев при этом сохранить за собой пост одного из управляющих.
Трент Резнор и Nothing Records.
Американского мультиинструменталиста и вокалиста Трента Резнора (NINE INCH NAILS) так достали всевозможные нечистые на руку дельцы от аудиоиндустрии, что в 1992 году он послал их по известному адресу и основал собственную фирму звукозаписи Nothing Records. "Теперь ни один сукин сын не получит от меня ни цента!" заявил Резнор и, разумеется, принялся издавать на собственном рекорд-лейбле собственную группу NINE INCH NAILS. Так как среди его знакомых было много любителей экстремальных жанров, то недостатка в претендентах подписаться на Notning Records не было. Но абы кого Резнор приглашать не хотел и очень долго присматривался к тем музыкантам, в кого имело смысл вкладывать деньги и время. Одним из таких оказался Мэрилин Мэнсон, который подписал контракт с Nothing Records. Да не просто подписал, а стал очень популярен как в США, так и в мире. Разумеется, на него обратили внимание очень серьезные рекорд-лейблы, тягаться с которыми Резнор не мог. Кроме того у него начались разногласия с деловыми партнерами, вот почему в 2004 году Nothing Records была закрыта.
Игви Малмстин и Rising Force Records.
Если почитать мемуары Маэстро Ингви Йоханновича, то выяснится его крайне негативное отношение ко всем своим бывшим менеджерам, о которых он отзывается крайне резко, прямо обвиняя их в воровстве у него нескольких миллионов долларов. Но после того как его женой стала интеллектуалка и бизнес-вумен Эйприл, Ингви решил полностью отказаться от услуг как менеджеров, а затем и музыкантов.
Он не только стал человеком-оркестром, нередко единолично записывающим все партии на своих альбомах, но в 2008 году вместе с Эйприл основал звукозаписывающую фирму Rising Force Records. К сожалению, время он выбрал не самое удачное. Маленьким независимым компаниям выживать с каждым годом было всё сложнее, к тому же фирма Малмстина была целиком ориентирована на его творчество. Интерес к которому в те годы заметно снизился. Выпустив несколько собственных сольных альбомов и пару дисков своего клавишника Ника Марино, с 2017 года Rising Force Records перестала подавать признаки жизни. Хотя это неудивительно - самоизоляция, как творческая, так и деловая, ещё никому на пользу не шла.
Ричи Блэкмор и Minstrel Hall Music.
Впрочем, бывают исключения. Кумир Ингви Малмстина - Ричи Блэкмор тоже обзавелся женой-единомышленником - Кэндис Найт. И в 1997 году, специально для проекта Blackmore's Night, была создана звукозаписывающая компания Minstrel Hall Musiс. Достаточно успешная, стоит отметить. Блэкмор не планировал подписывать других музыкантов и группы на этот рекрд-лейбл, который предназначался исключительно для "обслуживания" самого Блэкмора. Вот почему за все время существования на Minstrel Hall Music выпускались только диски Blackmore's Night, сольники Кэндис Найт, а когда Блэкмор ненадолго решил воскресить RAINBOW, то и этого коллектива. А всем "посторонним" вход на Minstrel Hall был заказан. Хорошо это или плохо - решать Блэкмору, как говорится: хозяин-барин.
Удо Диркшнайдер и Breaker Records.
Покинув ACCEPT, Удо Диркшнайдер решил обзавестись не только собственной группой, но и собственным рекорд-лейблом. Который и был основан в 1999 году и назван в честь альбома ACCEPT 1981 года - Breaker. Удо переиздал на этом лейбле не только ранние альбмы ACCEPT, но и перевыпустил все альбомы своего сольного проекта U.D.O. вплоть до альбома "Man and machine". Не забывал он и о поиске перспективных команд и сумел подписать на Breaker Records такие немецкие коллективы как ROUGH SILK и VANIZE. Но как и прочим маленьким независимым фирмам выживать Breaker Records было непросто, поэтому с годами Удо все больше охладевал к своей фирме и к середине нулевых годов Breaker Records явно не находился в числе приоритетов Удо.
Дэвид Честэйн и Leviathan Records.
Американский гитарист Дэвид. Т. Честэйн с самого начала своей карьеры не собирался пускать её на самотек и решил полностью контролировать процесс, что называется, от А до Я. В 1985 году он основал звукозаписывающую фирму Leviathan Records, на которой не только выпускал свои сольные альбомы, но и приглашал к сотрудничеству других музыкантов. Среди них были такие коллективы как MANILLA ROAD, американский гитарист-виртуоз Джо Стамп, его греческий коллега Гас Джи (Gus G.) и его группа FIREWIND, а также финская группа KENZINER. Честэйн не то чтобы добился больших успехов как музыкант и босс рекорд-лейбла, но свою нишу, безусловно, занял. Его фирма существует достаточно долго, что позволяет говорить о её финансовой устойчивости и стабильности. Вопрос, правда, в другом - а насколько успешее была бы его музыкальная карьера, если бы за его раскрутку взялись серьезные люди и рекорд-лейблы? Но ответа на этот вопрос не знает никто. А Leviathan Records показывает и доказывает, что даже среди акул-монстров звукоиндустрии можно выжить такой мелкой рыбешке, как детище Честэйна.
Разумеется, в данном обзоре были упомянуты далеко не все рок-музыканты основавшие собственные звукозаписывающие компании. Но основной посыл до читателя, надеемся, был донесен: стремление держаться подальше от нахрапистых и беспринципных дельцов от музыки присуще как суперзвездам типа Джорджа Харрисона и Ричи Блэкмора, так и не таким известным музыкантам. К сожалению, выживать в современном мире независимым рекорд-лейблам очень тяжело и шансов на раскрутку у них практически нет. Слишком уж сильно влияние глобальных мега-корпораций, которым по силам переманить любого, подающего надежду музыканта или группу. Единственно, что остается маленьким фирмам, так это либо сгинуть в безвестности, либо продать свою независимость, как это сделал Джин Симмонс. Хотя есть и третий путь - можно существовать десятилетиями, перебиваясь с хлеба на воду, как Leviathan Records Дэвида Честэйна.