«Надо, наконец, понять, что из всех капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры», - фраза, произнесенная И.В. Сталиным еще в 1935 году во время выступления перед выпускниками военных академий, и ставшая впоследствии лозунгом «Кадры решают всё», сохраняет свою актуальность и сегодня - в период специальной военной операции, проводимой на Украине, и в условиях беспрецедентного политического и санкционного давления на Россию со стороны стран Запада.
31 августа 2022 г. глава Министерства науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков на совещании Президента России с Правительством заявил, что «С учётом того, что мы увеличиваем количество бюджетных мест, в этом году есть некий дефицит по инженерно-техническим специальностям и направлениям. И по тем специальностям, где есть биология и химия». Также Министр отметил, что «… в этом году мы ещё видим, что поменьше выпускников школ сдали математику, физику, биологию, химию. Это тоже сыграло свою роль».
IT-индустрии в России не хватает около 1 млн специалистов, еще в начале года на совещании с Председателем Правительства М.В. Мишустиным докладывал Заместитель Председателя Правительства Д.Н. Чернышенко. По его словам, этот дефицит планируется закрыть до 2030 года. При этом, нехватка кадров ощущается уже давно, а сегодня этот вопрос стоит на повестке дня особенно остро.
Почему это происходит? Ответ напрашивается сам собой. Российская система образования несовершенна и не способна соответствовать реалиям времени. Здесь можно обозначить ряд причин:
1. Отсутствие четкой структуры и слаженности в системе российского образования. Элементы советской системы образования реализуются в рамках Болонского процесса.
2. Тотальный контроль образовательных организаций всех уровней со стороны государства. Надзорными органами пристальное внимание уделяется выполнению формальных требований, при этом, упускаются из виду реальные проблемы образовательных организаций.
3. Низкий уровень оплаты труда учителей и преподавателей. Этот вопрос также решается формально.
4. Несовершенство системы Единого государственного экзамена. В рамках школьной программы ученику практически невозможно подготовиться к ЕГЭ не обращаясь за помощью к репетиторам.
И это только ключевые проблемы. Отечественное образование ежедневно подвергается критике, однако проблемы не решаются, или решаются формально. Хотя невооруженным взглядом видно, что система образования требует серьезных реформ. Но эти реформы должны проводиться комплексно, поэтапно и осторожно, т.к. любые непродуманные и неаккуратные действия могут окончательно разрушить и без того расшатанную систему российского образования.
А какие еще проблемы есть в нашем образовании?
© Михаил Восканов, доктор экономических наук, доцент
Спасибо, что прочитали данную статью. Это - лучшая благодарность для автора. Свое мнение вы можете выразить в комментариях или поставив «нравится». Подписывайтесь на Блог «ЭкономистЪ», чтобы не пропустить следующий материал.
#экономика #политика #общество #образование