Найти в Дзене

Обычаи при начинании и окончании разных полевых работ и занятий

Всем здравствуйте.

Продолжаем )) Книга «Этнографические описания крестьян Киевской губернии, а в особенности состоящих в Государственных имуществах, и разные местные исторические памятники, древности и рисунки».

Обычаи при начинании и окончании разных полевых работ и занятий.

Поселяне вообще не любят начинать с понедельника никаких важных работ, как то: построек дома, обработки полей, жатвы и тому подобных, а также не отправляются в далекий путь, называя этот день тяжелым. Некоторые из них считают таким же днем и субботу.

В апреле месяце в день святого Георгия поселяне целыми семействами отправляются каждый на свое поле, где посеяны их рожь и пшеница, берут с собою водку и гуляют там до вечера. Это их весенний праздник.

Когда рожь или пшеница созреют, кто из хозяев заметить на поле в своей ржи или пшенице горсть свернутых и связанных колосьев, то считают это чьим-нибудь колдовством, угрожающим ему каким несчастием. Хозяин тот находится в большом беспокойстве и просит священника, чтобы молитвами и свяченой водою уничтожил это колдовство и вырвал эти колоски, сам же дотронуться к ним не смеет, и пока это есть – не начнет жать той нивы.

По окончании озимой жатвы, женщины сплетают два венца, один из колосьев ржи, а другой с пшеницы, кладут на головы молодых девушек и идут толпою к тому, кому принадлежит поле и поздравляя его с окончанием жатвы, отдают эти венцы, за то их угощают.

Перед начатием постройки жилищ, поселяне на предположенном для постройки месте насыпают на ночь в четырех местах небольшие кучки ржи, если на другой день застанут их не тронутыми. То это есть знак, что место благополучное, и на нем складывают дом, а если кучки ржи тронуты, то на нем не строят, а ищут таким образом другого места. По этой же причине жилища крестьян большей частью построены не по плану и в беспорядке.

При начинании других работ, тоже есть у них разные обычаи, например: зажигание смольного костра при выделке или дегтя или смолы сопровождается следующей церемонией. По уложении из березовой коры или лучины смольного костра над ямою в роде кургана, работники стают по четырем сторонам оного с зажженными факелами, а один из них, именуемый ими атаманом, имея завязанную полотенцем голову с хлебом и солью в руках обходит костер три раза кругом, ударяя по нескольку поклонов, по четырем сторонам оного, то есть крестообразно, потом выбегает на вершину костра и стает лицем к востоку, держа хлеб и соль в руках, в это время стоящие с факелами работники бросаются и в одну минуту зажигают костер со всех сторон. Атаман же стоит на костре до тех пор, пока пламень и дым не увеличится до того, чтобы сделает его не видимым для окружающих, тогда он опрометью бросается сквозь дым и пламя не землю, а костер в минуту весь объят пламенем, после сего работники запивают могоричь.

Пожары. Только в селениях, принадлежащих государственным имуществам имеют пожарные снаряды и инструменты и учрежден на сей случай порядок… но в имениях помещичьих нет вовсе на сей предмет никаких учреждений. Крестьяне же вообще верят, что пожар остановить можно какими-то магическими словами и есть между ними так называемые знахари, которые их уверяют, что они в состоянии сделать это. Некоторые из них надеются остановить действие огня, обходя с иконами в руках и говоря молитвы.

Причиненного же от удара молнии пожара они почти никогда не гасят, думая, что это было бы противно воле Божией и загоревшиеся строения оставляют на жертву огня.

Не урожай. Во время продолжительного безводья, крестьяне во многих местах святят колодцы, но при этом делают и разные суеверия, как например: закапывают на поле живого рака, утверждая, то этот рак до тринадцати дней будет жив в земле и в продолжении этого времени выпросит у Бога дождя. В некоторых местах, где в селении похоронен утопленник, крестьяне верят, что если каждый из жителей того селения обоего пола, имеющий от 15 до 16 лет выльет на гроб утопленника по ведру воды, то непременно последует дождь. Когда случится, что в одном месте идет несколько раз дождь, а в другом нет, то та где не было дождя крестьяне уверенны, что это произошло от того, что у них есть в селе ведьмы.

-2

Падение скота: во время падежа скота, крестьяне не прибегают ни к каким ветеринарным средством, кроме пускания крови, которое по их мнению есть средством против всех болезней скота. После этой пытки, делаемой ими только при самом появлении эпидемии, уже более ничего не предпринимают, приписывая все это гневу Божию. Некоторые из них обметают загоны венчаным маком, окуривают скот свяченным зельем, заговаривают словами.

-3

Вообще, услышав появление заразы, в некоторых селениях в отвращение оно ставят при въезде в селение над дорогой от той стороны небольшой крест осинового дерева, что делают тоже и во время холеры.