Температура на полградуса превысила 37, а ваш муж, бойфренд, лучший друг (нужное подчеркнуть) уже лежит в постели со словами «мне плохо» и при этом отказывается пить таблетки, потому что они горькие.
Но если речь заходит о многочасовой болезненной операции по пересадке волос, после которой нужно еще минимум год колоть в скальп плазму или делать мезотерапию, — мужчины на нее немедленно соглашаются.
Только в 2021 году в мире, по данным ISHR (International Sociaty of Hair Restoration Surgery), было сделано 703 183 операции по пересадке волос, причем почти 90% клиентов — мужчины. От алопеции в мире страдают более 35 млн мужчин, в среднем каждый тринадцатый мужчина пробовал пересадку. Мы поговорили с тремя героями, решившимися на эту процедуру.
«Я год делал уколы в скальп»: Алексей Каракулов, 33 года, актер
- Дата операции: 20 июля 2021 года
- Длительность операции: 8 часов
- Клиника: Турецкая академия волос, Турция
У меня генетическая предрасположенность к андрогенной алопеции, первые залысины я заметил еще в 25 лет. Тогда мне казалось, что это даже красиво. А вот после того, как в декабре 2020 года в 31 год я перенес ковид в легкой форме, волосы начали выпадать, их становилось все меньше и меньше.
Я актер, наличие волос для ролей имеет значение, да и с волосами я сам себе больше нравлюсь. Пытался делать мезотерапию, плазмотерапию, втирать масла и перцовый раствор, принимать витамины, делать маски — все без эффекта. Денег в общей сложности потратил как потом на пересадку волос.
Клинику искал долго, выбирал, где все устроит по цене и отзывам. В итоге нашел в Instagram*. Наши клиники не рассматривал, потому что за ту же цену, что и в Турции, в них пересаживают вдвое меньше графтов — так хирурги называют фрагмент кожи с волосистой зоны головы с находящимися внутри фолликулами.
В итоге за операцию я заплатил €1550, в эту сумму вошло проживание в отеле в пяти минутах ходьбы от клиники и трансфер до него. Перелет оплачивал отдельно.
На всю процедуру ушло три дня. В первый день я приехал, заселился в отель и гулял по Стамбулу, во второй день была сама операция, на третий день мне продемонстрировали, как мыть голову, и я вернулся домой в Пермь.
Операции по пересадке волос долгие, моя шла восемь часов. Это зависит от количества графтов и от желания пациента сделать перерыв во время операции. У меня он был минимальный.
О количестве мы договаривались заранее, я присылал врачу свои фотографии. По ним он решил, что пересадить возможно будет до 4,5 тыс. графтов. Но когда я приехал, решил ограничить до 4 тыс., чтобы не испортить эстетический вид донорских зон — затылка и боков.
Голову мне побрили почти под ноль, врач обозначил специальным маркером зоны пересадки, ассистенты поставили местную анестезию в донорскую зону, накачали затылок и бока физраствором, чтобы ткани увеличились и проще было извлекать графты. Я не видел себя со стороны, но думаю, что это не очень приятное зрелище.
Извлекали графты около двух часов, все это время я лежал на животе лицом в кушетку, казалось, что тебя в одно и то же место царапает когтями кошка. В донорской зоне врач делал микроразрезы сапфировым скальпелем, ассистенты в четыре руки извлекали графты и помещали в специальный раствор, в котором обычно хранят донорские органы.
Дальше был небольшой перерыв, я перевернулся на спину, и начался почти шестичасовой процесс пересадки (я бы сказал «всадки») волос в обозначенные врачом зоны.
Для начала в зоны пересадки поставили анестезию, врач сделал надрезы, в которые ассистенты начали всаживать донорские фолликулы ручным методом FUE.
Мне объяснили, что мастерство врача в случае пересадки волос как раз в том, как он делает микроразрезы в реципиентной зоне, от этого зависит тот результат, который будет виден через несколько месяцев. Именно рука врача определяет плотность, направление роста будущих волос.
Иногда было больно, анестезия не всегда работала, к концу операции она уже отходила.
На следующий день ассистент врача снял повязку с донорской зоны. Сильного отека не было, но за ночь на подушку натекло немного сукровицы. Мне показали, как мыть голову.
Сначала для размягчения корки на голове надо наносить пенку с пантенолом, подождать пять-семь минут, пока она подействует, потом очень деликатно смыть теплой водой. Потом наносишь шампунь для восстановления состояния скальпа и волос, так же деликатно смываешь.
Жить после пересадки вообще нужно аккуратно: снимать футболку так, чтобы не задеть голову, носить специальную большую панаму. Отдельная песня — сон. Вот такие напоминалки отправляла мне в мессенджер русскоговорящая менеджер клиники.
«Алексей, вы помните, что вам ровно на спину ложиться нельзя, необходимо спать полусидя, как на фото сверху. Чтобы во сне случайно не повернуться набок и не задеть графты».В течение года после операции я раз в месяц делал уколы в скальп для восстановления и продолжаю колоть плазму у трихолога.
Через месяц после пересадки волосы выпадают, голова выглядит не очень красиво, потом они начинают прорастать, нужно потерпеть три месяца до первого эстетического эффекта. Все это время нужны терпение и соблюдение рекомендаций врача. Например, алкоголь в первые недели лучше не пить, кальян и сигареты не курить. Спортом можно начать заниматься через две-три недели после пересадки, но желательно не слишком потеть, чтобы не раздражать кожу.
Я доволен результатом, макушка еще должна загустеть, как говорит врач. Единственное, там останется застарелый очаг алопеции, он у меня с 12 лет, врач засадил его фолликулами, но там мало что проросло, ткани уже давно зарубцевались. Пересаженные с затылка волосы более кудрявые, так что теперь я обладатель волнистых волос.
Два самых популярных метода пересадки волос: FUE (follicular unit extraction), когда фолликулы извлекают и пересаживают с донорского участка по одному, и FUT (follicular unit transplantation), когда транспортируют кожный лоскут с фолликулами шириной до 1,5 см.
«Я делал, еще когда технология не так развилась»: Тигран Григорян, 34 года, врач-стоматолог
- Дата операции: 2018 год
- Длительность операции: около 10 часов
- Клиника: Unihairclinic Turkey
У меня в семье у всех густые вьющиеся волосы, и когда стал замечать в 25 лет, что мои начали выпадать, начал искать способ это остановить. Но чуда не произошло.
Про трансплантацию волос, конечно, я знал, я же врач. Клинику нашел по рекомендациям коллег, мне пересадили 2,6 тыс. графтов с затылка на лобную долю головы. Хотя операция была всего четыре года назад, но тогда методика еще не позволяла пересадить большее количество: доктора работали скальпелем, а сейчас операции по пересадке волос делают с использованием сапфировых наконечников.
Чтобы перенести собранные волосяные фолликулы, каналы открываются в местах облысения. Частота, степень и направление каналов являются наиболее важными критериями, от них зависит, приживутся ли волосы и насколько естественным будет результат. Когда разрезы делают специальными сапфировыми наконечниками Sapphire FUE, можно пересадить и больше графтов, и добиться максимального эффекта.
В первый день после операции острых болевых ощущений не было, но я пил обезболивающее, которое мне дали в клинике, а потом в течение пяти-семи дней принимал антибиотики и противовоспалительные препараты. Первое мытье головы проходит с утра в клинике — моет голову врач, нельзя, чтобы образовывались засохшие корки. Кожа должна «дышать».
Через неделю после операции я уже вполне прилично выглядел, в течение последующих трех недель все пересаженные волосы выпали, как и обещал врач, а через пару месяцев начали потихонечку расти. Финальный результат стал виден через год, и те волосы, что прижились, уже не подвержены воздействию гормонов, то есть больше у меня не выпадут.
В 2018 году трансплантация волос обошлась мне в $3 тыс. (это без учета стоимости авиабилетов и отеля).
Я доволен эффектом, но хочу сделать еще одну новую совершенную методику, если бы я делал эту операцию сейчас, мне бы пересадили 5,5–6 тыс. графтов.
«Надо очень хотеть волосы, чтобы сделать операцию по пересадке»: Владимир Сарбашев, 37 лет, стилист, основатель академии Airtouch
- Сделал три операции по пересадке волос с разницей в полтора года, первая — в 2017 году
- Длительность каждой операции: около 6 часов
- Где: врач Айхан Чолак, Турция
Волосы у меня начали выпадать в 21–22 года, но я не придавал этому значения. Был период, когда я побрился налысо и мне шло. А потом соскучился по стрижке. Но на операцию не решался, потому что видел много неудачных пересадок у своих клиентов и понимал, что это совсем не такая простая история, как ее представляют в соцсетях.
Потом у меня появился клиент, который сделал неудачную пересадку в Швейцарии у очень крутого доктора и потом доделывал все в Турции. Не потому, что там дешевле, он искал и нашел там хорошего врача. Увидев, что качественная пересадка может быть без шрамов, без негативных последствий, я обратился к тому же специалисту.
Врач предложил мне сделать пересадку, растянув ее во времени, то есть сделать несколько операций. Потому что чем больше за один раз пересаживают волос, тем хуже они приживаются. Чем дальше друг от друга новые графты — так называют фолликулы, которые достают с затылка и пересаживают на верхнюю часть головы, — тем выше вероятность, что они будут расти на новом месте.
Первую операцию я сделал около пяти лет назад, а потом каждые полгода делал еще по одной. Сейчас прошло полтора года с последней, и я собираюсь еще раз повторить, чтобы волосы стали еще гуще. Каждая обошлась мне в среднем в $3,5 тыс.
В 99% случаев операцию по пересадке волос проводят под местной анестезией. Если хирург высокой квалификации, он может забрать волосяные фолликулы с шеи, со спины, но большинство забирают с затылка. Не все умеют забрать фолликулы, не оставив шрамов, это самая большая проблема пересадки.
Полученные волосяные фолликулы по специальной технологии переносят на переднюю часть головы. Официально технологий всего две-три, но на самом деле они отличаются у каждого врача.
Так, мой доктор использует инструменты, похожие на гибрид карандаша со шприцем, и без надрезов «сажает» им графты под кожу. Эффект зависит и от глубины подсадки фолликулов, и от того, насколько они крепкие и жизнеспособные. Часто бывает, чем светлее волосы у пациента, тем менее жизнеспособны фолликулы.
После операции я выглядел хорошо, у меня почти не было отечности, не больше, чем после пары бокалов вина вечером. Но я видел фото пациентов после пересадки у других врачей — они выглядели так, словно их долго били.
Болезненность процедуры зависит от болевого порога. Приятного там ничего нет, даже местная анестезия не всегда спасает. А учитывая количество местной анестезии, важно понимать, что это может сказаться на самочувствии: например, во время второй операции у меня прихватило сердце.
Дам совет: мало кто об этом говорит, но в период после операции нужно пить антигистаминные, потому что безумно зудит голова в процессе заживления. Плюс неудобно спать, нужно очень осторожно мыть голову. Считаю, что надо очень хотеть волосы, чтобы сделать операцию по пересадке.