Появление Чайки ГАЗ-13 совпало с невероятным подъемом СССР во всех областях. Кроме постоянных побед в космосе, началось масштабное домостроение. Миллионы советских граждан переезжали из деревянных бараков в отдельные квартиры. Телевизор уже не считался роскошью, хотя собственный автомобиль, пока был практически недоступен.
Серийное производство ГАЗ-13 стартовало в 1959-ом и продолжалось, аж до 1981 года. За это время было выпущено более 3-ех тысяч машин и совсем небольшое количество редчайших модификаций, которых сегодня практически не осталось. Но мне повезло, почти все виды "Чаек" я подробно исследовал в Музее техники Вадима Задорожного.
Здесь целый этаж советских легенд автопрома. Чайка оказалась уникальной во всем, автомобиль радовал глаз трудящихся и вызывал уважение. Машину нельзя было ни купить, ни продать. Её можно было только заслужить. Даже ценника на машину никогда не существовало.
Причем все Чайки на заводе окрашивали в черный цвет. Служебная машина не предполагала разнообразия цветовой палитры. Однажды, на Горьковском автозаводе сделали исключение (по личному распоряжению Никиты Хрущева) и окрасили один из кузовов в белый. Белая "Чайка" была подарена Валентине Терешковой, которая триумфально вернулась из космоса. Больше исключений не делали, ни для кого. Кстати, позывной Терешковой в космосе был как раз "Чайка".
Чуть не забыл про предсерийные Чайки, которые были окрашены по последней моде в двухцветный колер. Одну из таких машин в 1958 году отправили в Брюссель на выставку. Машина с двухцветным кузовом, веселеньким салоном и золотистой решеткой радиатора была показана всем желающим на всемирной выставке.
Все модификации ГАЗ-13 имели соответствующую букву в названии. Например, лимузин с мощной перегородкой между водителем и задней частью салона назывался ГАЗ-13А.
А вот версия с открытым верхом именовалась ГАЗ-13Б. Найти аутентичный кабриолет Чайка сегодня практически невозможно. В основном, это новодельный колхоз. Причина банальна, кабриолетов было сделано очень мало. Машины производили, только по спецзаказу Министерства Обороны для проведения парадов. Точное количество кабриолетов ГАЗ-13Б, выпущенное на горьковском автозаводе, точно неизвестно. Скорей всего не более 20-ти машин. До сегодняшнего момента сохранились единицы.
Следующая модификация ГАЗ-13С с кузовом универсал. Эти машины производили на Рижской автобусной фабрике. Точнее там переделывали серийный кузов в санитарный вариант. Такие версии производились для нужд 4-го Главного управления Минздрава, гаража особого назначения (ГОН), а также Министерства обороны СССР. Собрали их всего несколько десятков штук.
До наших дней дожили всего 10 машин. Причем несколько универсалов были сделаны в ГДР, по собственной технологии. Отличить рижский универсал от немецкого можно довольно просто. Заднее боковое стекло у ГДР-овской версии квадратное, а у рижской версии РАФ имеет треугольную форму.
Довольно много Чаек попали к советским киношникам. Киностудиям нужен был транспорт для съемок динамичных сцен на ходу. Мягкая подвеска, отличная динамика и возможность установить громоздкое съемочное оборудование делало Чайку идеальным помощником операторов. Но новых машин киношникам практически никогда не давали. А вот списанные Чайки пожалуйста. Киностудиям самим приходилось искать варианты переоборудования ГАЗ-13 под свои нужды. В одном случае делали в крыше огромный люк, где устанавливали камеру.
Или как здесь на фото, киношники превратили Чайку в полноразмерный пикап. Для перевозки киносъемочного оборудования, дополнительного света, это вообще идеальный вариант.
Самое интересное, что на списанных Чайках коробка автомат почти всегда была в "убитом" состоянии. Новую АКПП купить было нельзя, поэтому в автомастерских киностудий решали вопрос радикально. Устанавливали механическую коробку передач от грузовичков ГАЗ. То есть в салоне появлялось три педали и рычаг переключения механической коробки, торчащий из пола.
Были и специальные чайки для спецслужб. Часть машин делали для КГБ. Эскортный лимузин, с широкими подножками и поручнями на крыше имел спецсвязь и массу дополнений. Сотрудники охраны находились на таких машинах снаружи, иногда прикрывая своими телами охраняемое лицо.
Зачастую, такие машины использовали заграницей, с неспокойной криминогенной обстановкой. С каждой стороны стояли по три сотрудника охраны.
В сети можно встретить еще одну необычную Чайку ГАЗ-13. Скорей всего, это попытка рестайлинга машины. Модное 4-ех фарное "лицо", другая решетка радиатора, бампера и салон. Прототип в серию не пошел. Его предположительно утилизировали, сведений о нем не осталось.
Специально для своих подписчиков сделал видео сюжет по теме.
Была и еще одна версия машины , прозванная "ослобык", это дикий гибрид ГАЗ-12 и ГАЗ-13. Довольно забавный автомобиль.
Не забываем подписываться, чтобы не пропустить интересный контент про наш отечественный автопром.
#отечественныйавтопром #газ-13 #авто #ретро #машиныссср #автомобильная россия