Найти тему
Журнал не о платьях

"Десятки людей, в том числе женщин, не могут выдержать взгляд моей скульптуры". Александр Рукавишников

Александр Рукавишников возле своей работы «Микеланджело Буонарроти» © / Сергей Пятаков / РИА Новости
Александр Рукавишников возле своей работы «Микеланджело Буонарроти» © / Сергей Пятаков / РИА Новости

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ

Часто бываю на Цветном бульваре, где напротив цирка стоит ваша скульптура Юрия Никулина. Я постоянно вижу одну и ту же картину, когда дети, да и взрослые, трут рукой на счастье его нос. Как вам такое отношение к вашему детищу?

Памятник Юрию Никулину. Источник фото: advantour.com
Памятник Юрию Никулину. Источник фото: advantour.com

Да нет, это хорошо, главное, чтоб они не убились. А то я как-то увидел, что ребенок вскарабкался на плечи к нему. Мне недавно рассказывали, что в машине живут, постоянно дети в ней играют, особенно после цирковых представлений, там и любовь, и алкоголики с ним чокаются и закусывают на машине. И ночами жизнь в ней не прекращается. Это мне напоминает карикатуру Бидструпа из серии «Скамейка». Правда, есть и свои издержки такой популярности – постоянно отламывают руль в машине, приходится восстанавливать. Этот факт в общении с коллегами я называю «дебилоустойчивость» – скульптура, особенно когда к ней можно вплотную подойти, должна быть рассчитана на идиотов.

Если бы вы взялись за свой скульптурный автопортрет – как бы он выглядел?

Я думаю, что это должна была бы быть одна из моих работ. У многих людей есть суеверие на этот счет. Говорят мне – может, не надо, может, я поживу еще? Темные люди, ведь и Бурдель, и Роден – все лепили друг друга и друзей.

Одна из самых известных ваших скульптур – памятник на могиле Высоцкого на Ваганьковском кладбище. Ваше отношение к кладбищенской скульптуре и конкретно к этому памятнику?

Это достойный вид скульптуры. Если брать истоки искусств, то фьюнеральная скульптура имеет древние корни: взять хоть египетских фараонов – что это как не скульптура? Многими из своих работ я горжусь. К примеру, посмертный памятник Вячеславу Иванкову («Япончик». – Ред.) на Ваганьковском кладбище.

Источник фото: 4etnik.livejournal.com
Источник фото: 4etnik.livejournal.com

Люди, знавшие его лично, говорили мне о его харизме, способности очаровывать людей. Мне хотелось, чтоб в его взгляде было что-то от хищника, когда зверь смотрит внимательно, изучающе, как бы взгляд спокойной мудрости. Это что-то от боевых искусств, и я хотел применить эти свои знания в его фигуре. Меня многие спрашивают: как это у тебя получилось? Он чуть ли не с улыбкой сидит, а хочется уйти. Взгляд от скульптуры очень тяжелый, выдержать трудно. И когда это мне говорят десятки людей, что они не могут выдержать, в том числе и женщины, мне это приятно и лестно.

Вокруг скульптуры Высоцкого было много интриг и противоречивой информации. Можно узнать из первых уст?

Марина Влади была настроена на другой памятник. Она, Любимов и часть актеров театра хотели памятник в виде метеорита, а с другой стороны были родственники – Семен Владимирович (отец) и Евгения Александровна (мачеха), Нина Максимовна (мать), Людмила Абрамова (вторая жена), Вадим Туманов (золотопромышленник). И эта другая линия поддерживала меня. Марина, прилетев в Москву, вихрем влетела в мою мастерскую, и первое, что я услышал: «Во-первых, я сама скульптор». Я молчу. Увидев скульптуру, она не смогла сказать, что это ужасно, она сказала, что ей она нравится, но добавила, что не хотела бы ее на могиле мужа. Она объяснила, что хочет что-то более европейское, более символичное.

Источник фото: dni.ru
Источник фото: dni.ru

Еще был забавный случай около Володиной могилы. Мне не нравилась голова памятника, и я хотел ее спилить и установить новую. И, придя на кладбище, я стал эту тему у могилы обсуждать со своим помощником. Это было семь лет назад. Я ему тихо говорю: «Смотри, мы отпиливаем голову, и у меня уже готова новая». И в этот момент выходят люди из кустов соответствующего вида и, приняв нас за похитителей, словесно набросились на нас, пришлось спешно ретироваться. Но, может, я еще поменяю голову – и уверен, что никто об этом не узнает.

Так возможно менять что-то в скульптуре после того, как она выставлена на всеобщее обозрение?

Ну вот живой пример. Я сделал статую Александра II возле храма Христа Спасителя и увидел, что уши стоят не на месте, пришлось их срезать и передвинуть на несколько сантиметров.

Памятник Жириновскому появился в Москве еще при его жизни – как вы относитесь к прижизненным памятникам современникам?

Да, этот памятник Зураб Церетели сделал. А ко мне обратились знакомые из Донецка с просьбой сделать памятник Кобзону. С Иосифом Давыдовичем мы были знакомы, и он помогал с установкой памятника Высоцкому. Тут такое дело – если у тебя нет антагонизма с человеком, а у меня к нему этого нет, то я берусь за работу. И хотелось, чтоб он пожил подольше, чтоб на этот счет у людей не было предубеждений. Скульптура и надгробия никак не связаны.

Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:

"Мне было бы комфортно с таким человеком, как я". Ирина Безрукова после Безрукова

Беседует Виктор Горячев (с) "Лилит"