Найти тему
Юрий Салатов

Back to the salt mines. Часть 2

экскурсия в шахте Величка
экскурсия в шахте Величка

В предыдущей статье «Back to the salt mines. Часть 1» я остановился на том, что в составе группы с англоязычным гидом приехал из Кракова в расположенный неподалеку городок Величка, чтобы осмотреть бывшую соляную шахту, в которой был создан музей.

Зашли мы в здание, которое является верхней частью так называемого шахтного ствола Даниловича, через который поднимали соль на поверхность, а также поднимались рабочие и туристы.

При входе мы сразу видим лифт или он правильно называется шахтный подъем. Но это для тех, кто поднимается наверх.

шахтный подъем ствола Даниловича
шахтный подъем ствола Даниловича

А те, кто спускаются вниз, те, как у Высоцкого, «выбирают трудный путь, опасный как военная тропа». Сейчас это не так, но когда-то действительно было опасно, на тебя могло что-нибудь обрушиться.

Вспомнилась мне грустная эпитафия польского поэта Аполониуша Циолкевича «Эпитафия шахтера»:

«Привычно внизу, но это не забой

И с этой смены уже не вернется домой...»

По пути видим следы народного творчества, многим хочется оставить о себе память.

Народное творчество на память. Шахта Величка
Народное творчество на память. Шахта Величка

Начинаем спускаться вниз.

спуск в стволе Даниловича шахты Величка
спуск в стволе Даниловича шахты Величка

Глядя на эту штольню, я вспомнил строки из Высоцкого, куда же без него, «коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет».

штольня шахты Величка
штольня шахты Величка

А это образец вала, с помощью которого поднимали наверх соль.

вал для подъема соли
вал для подъема соли

А это фигуры тех, кто эту соль поднимал в середине восемнадцатого века.

подъем соли с помощью валов
подъем соли с помощью валов

Сама шахта состоит из нескольких десятков выработок, или как они называются камер. И многие камеры носят имя какого-то известного человека в Польше, Австрии или в других странах. Вот, например, камера Николая Коперника, и памятник ему, из соли.

памятник Николаю Копернику в шахте Величка
памятник Николаю Копернику в шахте Величка

Вот ракурс получше.

композиция из соли, посвященная Николаю Копернику
композиция из соли, посвященная Николаю Копернику

Не сразу понятно, что символизирует этот памятник. Видимо, Коперник поднимает Солнце на недосягаемую, должную ему высоту, дескать: «Руки прочь от источника света!» Всегда найдется кто-нибудь, кто протянет руки.

у памятника Николаю Копернику
у памятника Николаю Копернику

Николай Коперник был в числе первых туристов, посетивших это место.

Подвернулось мне из памяти шуточное стихотворение поэта Адама Децовского «Маловер»:

«Когда голова пошла кругом

похмелье ему предвещая

поверил Копернику,

что земля вращается».

Ну как же удержаться от того, чтобы не запечатлеть себя в чреве земном.

В шахте Величка
В шахте Величка

В камере Яновицы установлена скульптурная композиция из соли, посвященная святой Кинге.

Композиция из соли, посвященная святой Кинге
Композиция из соли, посвященная святой Кинге

Жившая в тринадцатом веке святая Кинга или Кунигунда Венгерская была дочерью венгерского короля Белы IV и никейской принцессы Марии Ласкарины, всего в семье было десять детей.

Интересно, что помимо Кинги к лику католических святых была причислена также её сестра Маргарита Венгерская. Родители дали обет, что отдадут её в дар, если Венгрия будет избавлена от монголо-татарского нашествия, что и произошло. Девочка приняла монашеский постриг в 18 лет, а умерла в 28 лет, успев до этого, по преданию, остановить разлив реки Дунай, угрожавший её монастырю.

А сестра Кунигунды и Маргариты по имени Иоланда, которая вместе с Кунигундой приехала в Краков и вышла замуж за великопольского герцога Болеслава Набожного, а после его смерти стала аббатисой монастыря, была причислена к лику блаженных.

Кинга или Кунигунда в 15 лет вышла замуж за тринадцатилетнего Болеслава, сандомирского князя, впоследствии польского короля Болеслава V по прозвищу Стыдливый. Это прозвище он получил потому, что Кунигунда, вступив с ним в брак, осталась при этом девицей. Официальная история утверждает, что так захотели они оба. Не захотели они нормального брака или не смогли, история об этом умалчивает, ведь, как поется в известной песне, «всё могут короли».

Прежде чем, продолжить рассказ о святой Кинге, сделаем паузу, задумаемся над причудливостью династических браков и над тем, насколько наш моральный облик соответствует таким высоким стандартам. А затем продолжим в статье «Back to the salt mines. Часть 3».

Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов.

Лайки и комментарии способствуют развитию канала.

#путешествия #польша #солянаяшахтавеличка