Сейчас в обществе, читающем и смотрящем кино, сложилось мнение, что самый лучший детектив не английский, как в былые годы, а скандинавский. Поскольку я не смог читать не Стига Ларрсона, ни Ю Несбё, но весьма высоко оцениваю шведско-датский сериал «Мост», такая точка зрения для меня остается спорной.
Но я не оставляю попыток ее окончательно подтвердить или опровергнуть.
Детектив 2013 года, названный для наших экранов «Мистериум. Начало» (в оригинале – довольно спойлерное название «Женщина в клетке»), является началом цикла из пяти фильмов. Так что его просмотр был весьма внимательным – а стоит ли влезать в это все или не стоит? И, традиционно для данного жанра, однозначное мнение составить я не смог.
Довольно банальный сюжет о детективе, переведенном за отличное поведение в архив и нашедшем там «глухарь», оборачивается довольно интересным, хоть и лишенным особого экшна его расследованием. Актеры особо в наших широтах не известные (если только Фарес Фарес, похожий на ближневосточную версию Александра Лыкова, и засветившийся в десятке приличных фильмов на второстепенных ролях), но играют неплохо. Дополняют общую картину музыка, которая не осталась в памяти, и характерные дождливые пейзажи при соответствующим светокоре (а, может, там и правда всегда серо).
Фильм довольно средний даже по меркам детективов настоящего времени, и уж тем более – на фоне довольно качественных детективов десятилетней давности, ведь тогда был на них бум. Так что смотреть, или нет данный фильм, я четко сказать не могу. С одной стороны, желания выключить не появлялось на всем протяжении просмотра. С другой стороны, ничего в этом фильме сверхъестественного нет – ни интриги, как в детективах того времени, ни картинки, как сейчас.
Но одном могу сказать четко – если вам нравится именно «скандинавский» детектив, вам зайдет. Этого у него не отнять. Серый, депрессивный и неторопливый, он практически в этом смысле эталонен.
Так что решать вам.