Найти тему

Памятник русскому и татарскому зодчим в Казанском кремле. А кто они такие – эти зодчие? Попробуем разобраться.

Антон и Настя Бочкаревы в Казанском кремле.
Антон и Настя Бочкаревы в Казанском кремле.

Доброго Вам времени суток, уважаемые! В 2003 году на территории Казанского кремля рядом с Благовещенским собором был открыт памятник зодчим Казанского кремля, символизирующий преемственность и взаимопроникновение двух культур: татарской и русской.

Памятник зодчим Казанского кремля. Фото из Яндекс Картинки.
Памятник зодчим Казанского кремля. Фото из Яндекс Картинки.

В скульптурной композиции изображены два человека. Фигура стоящего человека в традиционной одежде времен Казанского ханства со свитком в левой руке, причем свернутым, изображает татарского зодчего. А сидящий человек с развернутым свитком на колене – это русский зодчий, видимо времен после взятия Казани войсками Ивана IV и падения Казанского ханства. Казалось бы, эти люди не могут быть вместе, но так сложилось, что именно русские зодчие, после сильного разрушения Казани в 1552 году, восстанавливали и заново отстраивали кремль именно в тех чертах и пределах, на которых раньше были постройки татарских зодчих. И создатели этого памятника (скульпторы А.В. Головачев и В.А. Демченко, и архитектор Р.М. Забиров) даже подчеркнули тот момент, как будто татарский зодчий поощряет и направляет русского на созидание, прикоснувшись ладонью правой руки к его спине.

Памятник зодчим Казанского кремля. Фото из Яндекс Картинки.
Памятник зодчим Казанского кремля. Фото из Яндекс Картинки.

А кто мог быть прообразом этих зодчих. К сожалению, про имена строителей Казани в период Волжской Булгарии и Казанского ханства не осталось никаких сведений. А вот имена первых русских зодчих, чьи творения дошли и до наших дней, нам известны. Но тут есть спорные моменты, у разных историков, как всегда, разные точки зрения. Официальная историческая наука утверждает, что по приказу Ивана IV, названного впоследствии Грозным, в Казань были направлены Постник Яковлев и Иван Ширяй, вместе с другими псковскими строителями, для постройки новых стен и башен кремля. И многие отождествляют Постника Яковлева с создателем другого архитектурного шедевра – Собора Василия Блаженного или Собора Покрова на рву в Москве на Красной площади, который был построен совместно с другим зодчим по имени (или кличке) Барма примерно в то же время.

Павел, Ирина и Настя Бочкаревы на фоне Собора Василия Блаженного в Москве.
Павел, Ирина и Настя Бочкаревы на фоне Собора Василия Блаженного в Москве.

Некоторые еще предполагают, что Иван Ширяй и есть тот самый Барма. Но тут возникает логичный вопрос: как они могли одновременно быть в двух разных местах в почти тысяче километров друг от друга? В связи с этим выдвигаются различные версии: одни утверждают, что Постника было два и это совершенно разные люди, а кто-то вообще утверждает, что никакой Постник и Барма не причастны к строительству Собора Василия Блаженного и это дело рук иностранных мастеров (несмотря на упоминания в летописях). А мне ближе третья версия: Постник и Барма вместе начинали строительство храма в Москве в 1555 году, а в 1556 году Постник был направлен в Казань, а Барма, который совсем не Иван Ширяй, в это время достраивал московский храм. Тогда все сходится! Конечно, такие споры происходят из-за отсутствия или скудности достоверных исторических свидетельств.

Тайницкая башня Казанского кремля. Это тоже дело рук тех самых зодчих.
Тайницкая башня Казанского кремля. Это тоже дело рук тех самых зодчих.

Еще больше вопросов по личности вышеупомянутого Ивана Ширяя, кто он такой и откуда взялся – достоверных сведений нет. Может быть это кто-то из местных, возможно даже и крещеный татарин, как Вам такая версия? Ну а что такого построили те самые Постник и Иван в Казани? Да вот этот собор и построили в 1562 году, рядом с которым установлен памятник зодчим, – Благовещенский! Правда он впоследствии достраивался и перестраивался, даже купола поменяли со шлемовидных на луковичные, но основа и архитектурный стиль остались прежними.

Благовещенский собор и памятник зодчим.
Благовещенский собор и памятник зодчим.

Кроме собора, к работам этих зодчих относят постройку стен и башен Казанского кремля, включая Спасскую Башню. Некоторые историки еще приписывают им постройку трех храмов в Свияжске, но другие с этим не согласны, поэтому оставим этот вопрос открытым.

Подытоживая мой небольшой рассказ, хочу отметить, что кто бы не был, и как бы их не звали, слава богу, хоть какие-то творения их рук и ума дошли до наших дней, а наша задача и задача наших потомков – не разрушать, а сохранять и приумножать богатство нашей необъятной и многонациональной Родины!

На сегодня – все! Надеюсь, было интересно!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самое интересное!