Доброго Вам времени суток, уважаемые! В 2003 году на территории Казанского кремля рядом с Благовещенским собором был открыт памятник зодчим Казанского кремля, символизирующий преемственность и взаимопроникновение двух культур: татарской и русской.
В скульптурной композиции изображены два человека. Фигура стоящего человека в традиционной одежде времен Казанского ханства со свитком в левой руке, причем свернутым, изображает татарского зодчего. А сидящий человек с развернутым свитком на колене – это русский зодчий, видимо времен после взятия Казани войсками Ивана IV и падения Казанского ханства. Казалось бы, эти люди не могут быть вместе, но так сложилось, что именно русские зодчие, после сильного разрушения Казани в 1552 году, восстанавливали и заново отстраивали кремль именно в тех чертах и пределах, на которых раньше были постройки татарских зодчих. И создатели этого памятника (скульпторы А.В. Головачев и В.А. Демченко, и архитектор Р.М. Забиров) даже подчеркнули тот момент, как будто татарский зодчий поощряет и направляет русского на созидание, прикоснувшись ладонью правой руки к его спине.
А кто мог быть прообразом этих зодчих. К сожалению, про имена строителей Казани в период Волжской Булгарии и Казанского ханства не осталось никаких сведений. А вот имена первых русских зодчих, чьи творения дошли и до наших дней, нам известны. Но тут есть спорные моменты, у разных историков, как всегда, разные точки зрения. Официальная историческая наука утверждает, что по приказу Ивана IV, названного впоследствии Грозным, в Казань были направлены Постник Яковлев и Иван Ширяй, вместе с другими псковскими строителями, для постройки новых стен и башен кремля. И многие отождествляют Постника Яковлева с создателем другого архитектурного шедевра – Собора Василия Блаженного или Собора Покрова на рву в Москве на Красной площади, который был построен совместно с другим зодчим по имени (или кличке) Барма примерно в то же время.
Некоторые еще предполагают, что Иван Ширяй и есть тот самый Барма. Но тут возникает логичный вопрос: как они могли одновременно быть в двух разных местах в почти тысяче километров друг от друга? В связи с этим выдвигаются различные версии: одни утверждают, что Постника было два и это совершенно разные люди, а кто-то вообще утверждает, что никакой Постник и Барма не причастны к строительству Собора Василия Блаженного и это дело рук иностранных мастеров (несмотря на упоминания в летописях). А мне ближе третья версия: Постник и Барма вместе начинали строительство храма в Москве в 1555 году, а в 1556 году Постник был направлен в Казань, а Барма, который совсем не Иван Ширяй, в это время достраивал московский храм. Тогда все сходится! Конечно, такие споры происходят из-за отсутствия или скудности достоверных исторических свидетельств.
Еще больше вопросов по личности вышеупомянутого Ивана Ширяя, кто он такой и откуда взялся – достоверных сведений нет. Может быть это кто-то из местных, возможно даже и крещеный татарин, как Вам такая версия? Ну а что такого построили те самые Постник и Иван в Казани? Да вот этот собор и построили в 1562 году, рядом с которым установлен памятник зодчим, – Благовещенский! Правда он впоследствии достраивался и перестраивался, даже купола поменяли со шлемовидных на луковичные, но основа и архитектурный стиль остались прежними.
Кроме собора, к работам этих зодчих относят постройку стен и башен Казанского кремля, включая Спасскую Башню. Некоторые историки еще приписывают им постройку трех храмов в Свияжске, но другие с этим не согласны, поэтому оставим этот вопрос открытым.
Подытоживая мой небольшой рассказ, хочу отметить, что кто бы не был, и как бы их не звали, слава богу, хоть какие-то творения их рук и ума дошли до наших дней, а наша задача и задача наших потомков – не разрушать, а сохранять и приумножать богатство нашей необъятной и многонациональной Родины!
На сегодня – все! Надеюсь, было интересно!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самое интересное!