Доброго времени друзья. Хотелось бы сегодня поговорить о "психосоматике" и её воздействии на опорно-двигательную систему.
"Все болезни от нервов" - миф или реальность?
Психосоматика - направление в медицинской психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение, течение, исход соматических (телесных) заболеваний. Психические факторы не только провоцируют некоторые заболевания, но также влияют на протекание множества болезней.
Опорно-двигательная система - функциональная совокупность костей скелета, их соединений (суставов и синартрозов) и соматической (телесной) мускулатуры со вспомогательными приспособлениями, осуществляющих посредством нервной регуляции локомоции поддержание позы, мимики и других двигательных действий наряду с другими системами органов, образует человеческое тело.
Функции опорно-двигательной системы:
1. Опорная - фиксация внутренних органов и мышц
2. Защитная - защита жизненно важных органов (сердце, головной мозг, спинной мозг и т.д.)
3. Двигательная - обеспечение простых движений, двигательных действий.
4. Рессорная - смягчение толчков и сотрясений
5. Функция кроветворения - образование крови в красном костном мозге
6. Метаболическая функция - участие в обмене кальция, фосфора, железа и меди.
7. Биологическая - участие в обеспечении жизненно важных процессов (минеральный обмен, кроветворение, кровообращение).
Так как же эмоции влияют на наш организм?
Окунёмся немного в историю и эволюцию человека.
Человеческий организм - это совершенный продукт нескольких миллионов эволюции. И эти миллионы лет, человеческий организм адаптировался под другие условия жизни, по сравнению с нынешними. А именно для выживания в дикой природе. К комфортным условиям мы привыкаем лишь несколько столетий.
В дикой природе наши эмоции имеют значение для выживания, быстро подготовить организм к драке, побегу, спрятаться и т.д. Допустим, человек встретил дикого медведя в лесу, первым делом человек испытает сильное чувство страха за свою жизнь, так как надпочечники начинают выделять повышенную дозу гормонов стресса, чтобы быстро подготовить человека к выбору "драться или бежать?" спасать свою жизнь. Эти гормоны начинает вызывать некую трясучку, что бы быстро разогреть мышцы, вырабатывают больше сахара в крови, что бы дать организму больше энергии. Так же повышается тонус кровеносных сосудов и приток крови к мышцам, что бы в момент драки или побега, мышцы как можно больше наполнялись кровью.
Хорошо, здесь разобрались, в моменты стресса, гормоны вырабатываются сильнее и обеспечивают условия в организма для выживания.
Переходим в наше время. На гормональном уровне, организм не отличает стресс вызванный нападением медведя от обстоятельств например таких как крик вашего начальника или скандала с кем то из наших близких. И при таком стрессе организм точно так же начинает вырабатывать гормоны как при нападении медведя. Может повысится кровеносное давление, могут сузиться кровеносные сосуды, повысится сахар, увеличиться сердцебиение, происходит спазм и зажатость мышц в особенности в области шейного отдела и всё это может привести к развитию различных заболеваний.
Влияние эмоций на опорно-двигательную систему.
С самого момента нашего рождения мы уже можем испытывать эмоции, как естественные такие как: злость, ярость, ревность, радость, гнев, раздражение. Это эмоции, которые помогают нам выжить.
И неестественные эмоции такие как: чувство вины, обиды и т.п. такие эмоции наоборот, мешают нам выжить.
Все эти эмоции в переизбытке, в частоте их ощущений или если эти эмоции слишком сильны и не имеют разрядки, то в этом случае они начинают пагубно влиять на наш организм в целом.
Давайте рассмотрим пример, начнём с самого детства.
Ваня 7 лет, пошёл в школу в первый класс, он не слишком сильный и не слишком слабый, растёт в полной семье, папа строгий и иногда может воспользоваться ремнём в воспитательных целях, мама добрее и не бьёт Ваню ремнём, а лишь если что, может припугнуть Ваню тем, что она расскажет папе, о том, что Ваня не слушается. И вот в школе Ваня нахулиганил вместе с одноклассниками, разбили окно в классе, маму вызывают в школу и начинают рассказывать какой Ваня плохой. А он итак уже напуган, что во-первых они разбили окно, во-вторых, сейчас мама узнает, расстроится (появляется чувство вины и страха), а мама расскажет об этом папе (чувство страха усиливается). Ваня начинает плакать (выплёскивает свои эмоции, потому что ему не нужно сейчас убегать от медведя, тем самым проводить разгрузку эмоций), а мама ему говорит, что бы он не плакал, ведь он мальчик, а мальчики не плачут и он пытается подавить свои эмоции, что бы не плакать, начинается спазм мышц в шейном отделе, ведь именно этот отдел позвоночника принимает на себя нагрузку от стресса(так как, когда мы боимся и т.п. мы поджимаем плечи).
И вот Ваня приходит домой, мама рассказывает папе, тот берёт ремень и начинается "воспитание". (данная ситуация лишь пример, я обеими руками против такого воспитания и с детьми нужно разговаривать и объяснять им). Ваня испытал сильный стресс, страх, чувство вины и обиды, представляете сколько гормонов и все они не выплеснулись наружу, а всё осталось внутри, ведь он же мальчик и плакать ему нельзя. На следующий день Ваня приходит в школу, в плохом настроении, не выспавшийся, тут ещё Петя подходит, который не разбивал окно и напоминает Ване о том, что он сделал. Образовался триггер, который напоминает Ване о пережитом стрессе и это он запомнит теперь на долго. А мышцы то в шейном отделе находятся в статической нагрузке, плечи поджаты и так постоянно, потому что чувство обиды так и не ушло. И вот эти мышцы начинают постепенно утягивать позвонки в шейном отделе, что приводят к их искривлению. Но так сложилось, что наш организм, работает компенсацией, то есть, если искривлён шейный отдел позвоночника, то со временем начнут искривляться и остальные, так как голова всегда должна находится вертикально. И тут спустя несколько лет у Вани начинаются проблемы с осанкой и на очередной диспансеризации выявляют, что у Вани сколиоз. Родители думают, откуда же взялся этот сколиоз и тут им приходит гениальная идея, виноват в этом только Ваня, он сидит непрямо, осанку не держит, а ещё этот его компьютер, он целыми днями за ним сидит и не вылазит. (Однозначно, долгое сидение за компьютером приводят к ухудшению зрения, осанки, но это если только сидеть за ним более 2ух часов, без отдыха и разминки своего тела. Но на работе в офисе вы же тоже долго сидите не так ли, работая водителем, вы тоже много сидите разве не так?). И опять Ване начинают причитать "я же тебе говорил(а), не сиди так криво, не играй долго за компьютером". И всё это доносится в не очень хорошем эмоциональном формате. А почему ребёнок сидит криво и почему ему так нравится уходить от реальности проводя своё время за компьютерными играми об этом не подумали. Что воспитание в семье, внешние факторы и постоянные стрессы оказали такое воздействие на организм, в частности на опорно-двигательную систему и не только.
Во взрослой жизни, всё абсолютно то же самое, стрессы на работе, ссоры в семье, с друзьями, вынужденные переезды, потеря хорошей работы и т.д. Всё это пагубно влияет на наш организм и опорно-двигательную систему в том числе. Начинают развиваться различные заболевания, головные боли. головокружения, невралгии, артриты, онкологии и т.д. Появляются функциональные блоки, сдавливаются сосуды, головной мозг меньше снабжается питательными веществами из-за слабой проходимости кровеносных сосудов. Ухудшается внимание, концентрация, память, сон, общее самочувствие.
Как избежать пагубного воздействия эмоций на опорно-двигательную систему?
Во-первых, всё начинается с детства как мы это выяснили. Если у вас была похожая история своей жизни с "Ваней", то в данном случае моя рекомендация это работа с психологом, что бы проработать внутреннего папу и маму и уйти уже от этого чувства вины и обиды.
Во-вторых, научиться расслабляться, да именно расслабляться по настоящему и хороший отдых. Не тот отдых которому нас научили Советские фильмы (против Советского кино ничего против не имею, но там было много пропаганды алкоголя), пойти взять пивка и шашлычка и посидеть хорошенько в бане. А настоящий отдых, заняться каким то любимым делом, хобби, прогуляться по парку с семьёй или друзьями, провести психологическую разгрузку, отвлечься от всех дел и просто провести время с удовольствием без интоксикаций организма алкоголем или ещё какими - то веществами.
В-третьих, оздоровительные практики, такие как массаж, иглотерапия, герудотерапия(пиявки), посетить мануального терапевта, если есть показания, костоправа (если нет противопоказаний), сходить на профилактический сеанс хиропрактики (ручная правка позвоночника).
В-четвертых, укреплять своё тело и дух. Делать ЛФК, зарядку, заниматься спортом, без фанатизма и рекордов(за исключением если вы профессиональный спортсмен). Заниматься практикой медитации и йогой.
Когда всем этим заниматься, у меня нет времени?
Уважаемые друзья, давайте будем реалистами. На самом деле, времени у всех нас достаточно, зачастую мы его не видим или растрачиваем на пустоту. Поиграть в компьютерные игры, попить пивка с друзьями, посмотреть сериалы, кино, азартные игры или просто поболтать с другом(подругой) по телефону, на это всё, времени у нас находится, а уделить своему организму 1 час в день, вы не сможете найти? Лично я, в это не поверю.
Надеюсь, что статья не оказалась, скучной и показалась вам полезной. Всем добра и будьте здоровы!