Речь о «Первом учителе», полнометражном дебюте Андрея Кончаловского, уже тогда проявившего недюжинную смекалку и постановочное чутье. По сюжету молодой учитель, в начале 20-х напитавшийся идеологией коммунистической партии, приезжает в киргизский аул – и сталкивается с чуждыми прогрессу архаичными социальными ритуалами.
Вся штука в том, что и сам учитель – тёмный человек, импульсивный, раздражительный фанатик с промытыми мозгами: на вопрос ребёнка о том, умрём ли мы все, он отвечает «да», на предположение о смерти Ленина – выставляет вопрошающего за дверь.
Тем не менее Кончаловский наглядно демонстрирует, что свет знаний может исходить даже от человека, стоящего на службе у кондовой пропаганды – и желание открыть перед детьми необразованных киргизов новые перспективы перевешивает в нём идеологические интересы, заставляя ставить на кон не только собственные убеждения, но и жизнь.
Кино, поражающее своей внутренней энергетикой даже сейчас.