Привет, меня зовут Ryley Garcia. Я специалист по виздеву (visual development), художник-постановщик и иллюстратор, работающий над анимационными фильмами и шоу.
Мне нравится проводить свободное время, создавая цифровые иллюстрации и акварельные пленэрные этюды. Я стараюсь читать как можно больше книг по анатомии, дизайну персонажей, композиции, а также часто записываюсь на онлайн-курсы, чтобы оттачивать свои художественные навыки. Далее я поделюсь с вами шестью отличными заданиями по композиции, которые мне довелось выполнять во время учёбы на одном из курсов.
1. Локация, локация и ещё раз локация
Первое задание: нужно выбрать три реально существующие и знакомые вам локации и, взяв их за основу, создать три чёрно-белых рисунка. По сравнению с фотографией, построение композиции при рисовании с натуры может ставить перед вами определённые сложные задачи.
Вам придётся делать выбор относительно того, что останется в вашей композиции, а что нет. Вы должны принимать решения, основываясь на том, где вы хотите расположить линию горизонта, и как вы собираетесь построить ритм композиции. Также вам понадобится выбрать точку фокуса и придерживаться её, поскольку нет смысла детализировать каждый элемент изображения.
Для этого задания я решил сделать рисунки, основанные на разных комнатах /углах моей скромной маленькой квартиры.
На первом снимке (А) изображена моя гостиная. Как вы уже могли заметить, слева я добавил огромный прожектор, разместил растение на окне и нарисовал кочерги у камина: так я хотел сделать изображение интереснее и направить взгляд зрителя к мольберту — центральной точке фокуса. Кроме того, сильный источник света из окна не только помогает зрителю найти область фокуса, но и придаёт ей максимальную контрастность.
На втором рисунке (B) изображено моё рабочее место. Я снова добавил в композицию растения, чтобы придать ей ритмичность, а ещё создать контраст между листьями и прямыми краями стола, компьютерных мониторов. Свет потолочной лампы направляет взгляд зрителя в нужную область и создаёт более мрачную и серьёзную атмосферу, а прямоугольные формы (зеркало, дверной проем, проем в стене, мониторы), позволяют зрителю обвести взглядом пространство, считав ритм композиции.
На последнем рисунке (С) - моя спальня. Я попытался передать ощущение по-настоящему обжитого места, включив в композицию маленького пространства множество предметов: гитарный усилитель, часы, комод и т. д. Все эти предметы были расположены так, чтобы направить взгляд зрителя на кровать. Обратите внимание, куда указывает изгибающийся гитарный кабель, как покосились жалюзи или как расположены рюкзак, комод, часы: все эти предметы размещены в пространстве с учётом точки фокуса.
2. Фигуры и окружающая среда
Второе задание: нужно нарисовать три оригинальных чёрно-белых рисунка:
1. Доминирующим элементом композиции должна быть фигура персонажа.
2. Должна доминировать окружающая среда.
3. Нужно найти баланс между фигурами персонажей и окружающей средой.
Обязательное условие задания - использование референсов (которыми могли стать любые скриншоты фильмов, картины, фотографии и т.д.).
На первом рисунке я решил изобразить хитрого гангстера, играющего в карты в баре. Я хотел подчеркнуть острые черты и таинственность его фигуры, и сделал это, придав ей небольшой наклон и поместив персонажа под резкое верхнее освещение. Наклон фигуры в сочетании с извивающейся формой дыма контрастирует с ровными, повторяющимися формами бокалов и бутылок на заднем плане. Сигарный дым и фишки для игры в покер на переднем плане играют роль указателей, направляющих взгляд к персонажу.
Мне пришлось провести довольно тщательное исследование, чтобы создать рисунок с доминирующей окружающей средой. На нём, как мы видим, два мальчика смотрят на скейт-парк. Мне нужно было понять устройство скейт-парка, из каких конструкций он обычно состоит.
Композиция предполагает, что зритель в первую очередь обратит внимание на двух мальчиков, а затем начнёт созерцать виды парка так, как если бы он переживал этот момент вместе с персонажами рисунка. Я ограничился двумя фигурами, чтобы создать спокойное и величественное настроение.
Больше всего мне понравилась работа над рисунком 3. Что касается сюжета, то я решил изобразить детей, играющих в «Планету обезьян» на пляже в солнечный день. Только истинные фанаты «Планеты обезьян» смогут по достоинству оценить это произведение, ведь я даже не забыл добавить на задний план разрушенную статую Свободы из знаменитой сцены фильма!
Большое количество элементов направляет взгляд зрителя на мальчика на бочке: он находится в области фокуса внимания. Жест статуи Свободы находит своё отражение в жесте мальчика. Он стоит на бочке, поэтому контрастирует с другими детьми, играющими на песке. Пальмы и окружающая среда создают V-образную форму, действующую как композиционный указатель. Кроме того, с помощью окружающей среды и объектов я стремился добавить в композицию как можно больше ритма и динамики.
3. Композиция и тон
Для выполнения третьего задания я взял работу из второго задания - «Планету обезьян». От меня требовалось подобрать для неё три разных варианта освещения.
Первый вариант (A) демонстрирует резкий прямой солнечный свет, падающий справа. Поначалу это был мой любимый вариант, так как он создавал сильный контраст между основной фигурой и светлым фоном. Такое освещение позволяло нанести тень справа и затенить деревья, чтобы зритель считывал композицию сверху вниз. Расположив фигуры в тени, я смог продемонстрировать и подчеркнуть их силуэты, противопоставив их менее выраженному фону.
Во втором варианте (B) тоже применён резкий прямой солнечный свет, только на этот раз он расположен слева. Для такого освещения тоже характерен контраст между мальчиком и светлым фоном. Разница между этим вариантом и вариантом А заключается в том, что дети и статуя Свободы на заднем плане находятся в одной тоновой группе, что помогает упростить распределение тонов. Несмотря на то, что подобный вариант освещения допустим, я чувствую, что из-за него теряется лёгкое, задорное настроение рисунка. Кажется, что тёмная статуя мрачно наблюдает за весёлыми детьми.
Наверное, третий вариант (C) - мой самый любимый. В этом случае освещение тоже дневное, но более пасмурное, поэтому тени не такие тёмные и чёткие. Так как распределение тонов не столь резкое, эта работа должна сильнее опираться на базовые принципы композиции, что не является проблемой, поскольку эти принципы были соблюдены ранее, до этапа нанесения тонов. Повторюсь, я чувствую, что этот вариант освещения наиболее удачный: он соответствует весёлому настроению изображения. Это задание демонстрирует, насколько важным может быть освещение для создания атмосферы произведения.
4. Освещение и цвет
Выполнив четвёртое задание, я приступил к заданию по рендерингу, чтобы добавить в работу «Планета обезьян» цвет и придать ей законченный вид. Чтобы подобрать цветовую палитру, я использовал много референсов из фильма «Моана». Я обнаружил, что экзотические и насыщенные цвета этого фильма действительно способны передать настроение, которого я стремился достичь при создании своей работы. Также я обратился к творчеству художника Эрика Гуильона (концепт-художник фильмов «Гадкий я», «Гринч» и т. д.), чтобы изучить его подход к визуализации линий, текстур, окружения и даже фигур.
5. Камера и перспектива
В следующем задании требовалось придумать и раскрыть сюжет короткой сцены за шесть кадров, следующих один за другим. Это было сложное задание, поскольку кадры должны были не только складно переходить из одного в другой, но и демонстрировать успешные композиционные решения по отдельности. В моей сценке я решил рассказать о мальчике, который случайно обнаруживает, что дверь в комнату его старшего брата открыта. Он заходит в комнату и видит, что на стене висит “Святой Грааль”: гитара с автографом Джими Хендрикса. Затем он подходит к гитаре, тянется к ней и берёт её в руки, но старший брат застаёт его врасплох.
Я попытался противопоставить динамичные и более спокойные ракурсы, чтобы лучше передать моменты истории.
Первый кадр — обычный вид с одноточечной перспективой, который я использовал, чтобы представить персонажа и контекст повествования.
Широкий план на следующем кадре демонстрирует цель персонажа (гитару, которую ему трогать нельзя), формирует окружающую среду и основное место действия сцены.
Крупный план третьего кадра, на котором мы видим автограф и отражение мальчика на гитаре, подчёркивает значимость гитары для мальчика.
Следующий кадр с динамичной съёмкой сверху показывает, что мальчик принял решение подойти к гитаре. Гитара расположена высоко, что подчёркивает её недостижимость для мальчика.
На пятом кадре мы видим кульминацию сцены: мальчик пытается дотянуться до гитары. Я изобразил этот кадр под небольшим углом, наклонив стул вперед. Использование углов помогло мне усилить момент, показанный в кадре. Также такая композиция изолирует мальчика на противоположной стороне комнаты, вдали от безопасной отправной точки.
На последнем кадре мальчик показан крупным планом, а на заднем плане изображен старший брат, который мешает ему насладиться мгновением триумфа. Камера направлена на мальчика снизу вверх, поскольку такой ракурс позволяет передать горько-сладкую атмосферу момента: показать торжествующее выражение на лице мальчика и придать “устрашающий” вид его старшему брату.
6. Композиция и формат иллюстрации
Задание, о котором пойдёт речь, предоставляло мне большую степень свободы. Я должен был создать полностью законченную иллюстрацию в любом из следующих форматов: страница комикса, разворот детской книги, обложка книги или постер. Поскольку я большой поклонник музыки, то решил нарисовать постер тура одной из моих любимых групп: «Ghost» («Призрак»). Изучив постеры нескольких групп, я заметил, что у них нет каких-либо ограничений с точки зрения тематики и композиции.
Прежде чем приступить к рисованию, мне требовалось рассмотреть главные темы и чувства, ассоциируемые с группой. Также в поисках вдохновения я посмотрел обложки альбомов группы, её постеры, тексты песен, клипы. Группа «Ghost» использует множество театральных элементов в своём творчестве: костюмы, грим и мрачные сатанинские образы. Особенности группы предоставили мне много материалов для дальнейшей работы.
Одна из песен группы «Ring Around the Rosie» имеет весьма мрачную предысторию. Эта детская песенка-считалочка появилась в разгар эпидемии чумы в Англии. Я подумал, что было бы интересно изобразить как дети поют её, встав в круг. Лица детей скрыты страшными масками – такие же маски участники группы «Ghost» носят на своих концертах.
Фигуры на витражах на заднем плане также вдохновлены образами группы: я использовал их для создания жуткого источника света. Цветовой диапазон палитры этой работы составляют в основном зелёный и красный цвета. Чтобы подобрать его, я обратился к постерам классических фильмов ужасов и заметил, что палитра с ограниченным количеством цветов создает интересный визуальный эффект. А ещё, красный и зеленый отлично сочетаются!
Сама композиция построена в форме круга, поэтому взгляд зрителя может непрерывно перемещаться между названием группы в верхней части постера и информацией о туре внизу. Изогнутая форма витражей также усиливает ритм композиции.
В целом, главный урок, который я извлёк из этого задания, заключался в том, что простое распределение тонов и элементов на рисунке являются ключом к созданию эффективной композиции. Не забывайте, что без композиционной основы ваша работа получится слабой, и детализация и рендеринг её, увы, не спасут.
Ссылка на источник: https://blog.cgmasteracademy.com/6-steps-to-master-illustration-composition-from-apartment-scenes-to-ghoulish-posters/