Признавайтесь, задавались когда-нибудь вопросом – как замотивировать ребенка учиться?
У меня есть ответ на него. И этот ответ – никак.
Но не спишите расстраиваться, что все безнадежно. Давайте разбираться.
Мотивация бывает двух видов – внешняя и внутренняя. Когда учеба сама по себе не интересна, взрослые вынуждены придумывать какие-то внешние стимулы: оценки, награды или наказания. И дети начинают учиться не потому, что им хочется узнать что-то новое, а для того, чтобы порадовать маму или чтобы папа купил новый IPhone. Это внешняя мотивация. «Уехать» на ней далеко вряд ли получится. Нужно все время придумывать более яркие стимулы. Альтернативой этому является внутренняя мотивация.
«Мотивация – это процесс, который рождается изнутри. Это то, чего Я хочу» – Людмила Петрановская.
Внутренняя мотивация рождается тогда, когда у человека появляется свой персональный интерес или ему становится понятно, для чего учиться. Тогда обучение и деятельность приобретают смысл, становятся более продуктивными и радостными. За внутренней мотивацией стоит удовлетворение своих потребностей.
Потребности - это фундамент нашего поведения. Учеба сама по себе - это всего лишь способ получить то, что для нас действительно важно и нужно. Это инструмент для удовлетворения наших потребностей. И если мы осознаем, как связаны учеба и наши потребности, то мы будем учиться. Например, если ребенок рассказывает вам о том, что он хотел бы получать высшее образование за рубежом и после обучения остаться там жить, то самое время подсветить ему необходимость знать иностранный язык для этого. После такого разговора вряд ли у вас будет необходимость «заставлять» свое чадо изучать английский. Скорее всего, он или она сами запишутся на курсы.
Я предлагаю 5 шагов, пройдя которые, вы навсегда перестанете задаваться вопросом – как мне замотивировать ребенка учиться. Готовы?
1. Первое, что необходимо сделать – это помочь детям раскрыть их таланты. То, что увлекает, вызывает интерес и дается достаточно легко не будет требовать никаких дополнительных воздействий или стимулов из «вне».
2. Помогите детям найти ответ на вопрос – зачем? Выпишите или проговорите с ребенком, какие у него на данном этапе его жизни есть потребности. Помогите ему найти или создать связь между удовлетворением этих его потребностей и учебой.
3. Предложите помощь в случае, если он или она столкнутся с трудностями. Не навязывайте помощь, просто дайте понять, что вы рядом, вы поддерживаете во всем, и если возникнут трудности, то вы готовы помочь.
4. Поощряйте за достижения. Рефлексировать не просто. Для этого важно уметь анализировать, оценивать результаты, брать на себя ответственность и принимать решения. Поэтому, когда вы это сделаете за ребенка – подсветите ему то, что у него сегодня получилось то, что не получалось еще вчера, он будет вам благодарен.
5. Научите детей визуализировать результаты. Когда перед глазами будет стоять красивый образ того, к чему ребенок стремится, то он будет его манить и притягивать. Держа этот образ в фокусе своего внимания, ему или ей будет проще выстраивать последовательные шаги по достижению цели.
Если у вас тоже есть идеи по данному вопросу, делитесь в комментариях.