Найти тему
Кот-ученый

Тупиковая ветвь Часть.2. Танки с трансформируемой ходовой частью

Публикуется по многочисленным просьбам трудящихся, которые прозвучали здесь.

Колесно-гусеничные танки типа БТ в бою
Колесно-гусеничные танки типа БТ в бою

В истории появления таких машин особое место занимают работы талантливого американского конструктора Джорджа Уолтера Кристи (1865—1944 гг.). Заказ на свой первый танк Кристи получил 22 ноября 1919 года. Уже в январе 1921-го танк демонстрировался на его заводе, после чего был отправлен на Абердинский полигон для испытаний, которые проводились до 21 апреля 1921 года.

Танк Кристи образца 1919 г.
Танк Кристи образца 1919 г.

Именно в этой машине идея колесно-гусеничного танка, обладающего высокой подвижностью, даже в ущерб другим характеристи­кам, впервые нашла свое воплощение. Его главной особенностью было то, что он, используя одну и туже ходовую часть, мог передвигаться как на колесах, так и на гусеницах. Танк имел всего две колесные пары. На колесном ходу передняя пара управлялась руле­вым колесом, задняя была ведущей.

Чтобы поменять движитель усилиями экипажа, требовалось всего 15 минут. Танк въезжал на гусеничные це­пи, разложенные на земле, ленты цепей охватывали колеса и скреплялись. Каждый трак гусеницы имел внутренний центрирующий гребень. Колеса выполнялись двускатными с внутренним желобом, при этом желоба ведущих колес снабжались специальными выступами для сцепления с гребнями гусеницы. Передняя пара колес блокировалась. Одновременно опускались две расположенные побортно подпружиненные тележки, амортизирующие нижние ветви гусениц. При 120-сильном моторе танк показал 11 км/ч на гусеницах; 21 км/ч на колесах. Но так как колеса были у танка неподрессоренными, его очень сильно трясло при движении. Маневренность, так же как и проходимость, из-за небольшой высоты зацепа гусеницы признали неудовлетворительной. Боевое отделение – тесным и плохо вентилируемым.

Танк Кристи образца 1919 года на испытаниях
Танк Кристи образца 1919 года на испытаниях

В то же время даже эта конструкция содержала немало новых технических решений. Так, 6-цилиндровый двигатель мощностью 120 л. с. Кристи расположил поперек корпуса с приводом на два фрикциона и две бортовые коробки передач. Благодаря этому при повороте можно было отключить соответствующий фрикцион, и ведущее колесо, вращаясь вхолостую, делало меньше оборотов и облегчало поворот танка. Средняя пара опорных катков вместе с верхним поддерживающим роликом могла подниматься и опускаться, что обеспечивало натяжение гусениц. Танк с «треском завалил» испытания.

Однако именно эта «сырая» машина стала основой для дальнейшей работы, в ходе которой главным достижением Кристи яви­лось создание трансформируемого движителя (работающего как с наде­той гусеницей, так и без нее) и вели­колепной свечной индивидуальной подвески. Эти новшества и обусловили успех его лучших конструкций. Кроме того, он успешно решил проблему, заключен­ную в принципиальном различии между танковыми и автомобильными трансмиссиями.

Боковая проекция танка Кристи М.1921 образца 1921 г.
Боковая проекция танка Кристи М.1921 образца 1921 г.

По результатам испытаний было решено переделать машину. Новый танк, получивший обозначение М.1921, хотя и создавался на базе своего предшественника, имел от него множество отличий. Отсутствовала башня, а спаренная пушечно-пулеметная шаровая установка была размещена в лобовом листе корпуса. Два дополнительных пулемета «браунинг» в шаровых установках размещались по углам боевого отделения, из-за чего экипаж танка на одного человека пришлось увеличить. Теперь два стрелка обслуживали пушку и два пулемета, а командир мог вести наблюдения за дорогой, причем механика-водителя посадили слева сзади. Ходовая часть танка использовалась старая, однако теперь передние рулевые колеса получили мощные пружинные рессоры, а бортовые тележки — катки большого диаметра. Все это увеличивало плавность хода, что и было подтверждено на испытаниях.

Танка Кристи М.1921 на испытаниях
Танка Кристи М.1921 на испытаниях

Вскоре Кристи основал новую компанию «Уилтрак лейер корпорашн» и начал разработку перспективного танка М.1928. Теперь уже каждый опорный каток на нем имел отличную индивидуальную подвеску, а само шасси состояло из 8 обрезиненных катков большого диаметра. Мощные спиральные пружины, надетые на свечи-толкатели (из-за чего этот тип подвески очень часто так и называли «свечным»), соединялись с катками через качающиеся рычаги и располагались между двумя бортовыми листами корпуса. Как недостаток подобного устройства отмечалось «съедание» подвеской пространства внутри танка. Зато благодаря исключительно плавному ходу танк достигал невиданных раньше скоростей: до 112 км/ч – на колесах и 68 км/ч на гусеницах.

Конструкция ходовой части танка Кристи М.1928. (рис. из патента)
Конструкция ходовой части танка Кристи М.1928. (рис. из патента)

В окончательном варианте (модель 1931 г.) машина имела: вес – 11 т, длину – 5,8 м, экипаж – 3 человека, вооружение – 37-мм пушка и 2 пулемета, броню – до 16 мм). При выходе танка на оперативный простор и появлении возможности совершить марш-бросок по хорошей дороге два танкиста могли за 30 минут снять гусеницы и подготовить машину к движению на колесах. В этом случае передние катки становились направляю­щими колесами, две пары средних приподни­мались, а задние превращались в веду­щие колеса.

Чертеж  танка Кристи М.1928
Чертеж танка Кристи М.1928

Вооружение опытного образца состояло из двух пулеметов, один из которых закреплялся в лобовом листе корпуса, но танк можно было оборудовать башней, а значит, установить на нем и более мощное вооружение. Испытания танка начались в октябре 1930 года и проводились в Форт–Майерсе. В июне 1930 года с танком У. Кристи смогла познакомиться советская комиссия И. Халепского, направленная за границу покупать современные танки для СССР. Вначале Халепский особого интереса к танку не проявил, но в июне 1930-го выяснилось, что ничего лучшего у американцев нет, и сделка по его продаже все-таки состоялась.

Дж. У. Кристи в своем танке (Фото 1931 г.)
Дж. У. Кристи в своем танке (Фото 1931 г.)

С октября 1931 года по май 1932 года ком­пания Кристи произвела девять танков М.1931 под обозначением «средний ТЗ» Три из них предназначались для кавале­рии и в целях соответствия положениям «Акта о национальной обороне» получили обозначение «боевая ма­шина Т1» (впрочем, в армии им сразу дали собственные имена – «Торнадо», «Харрикейн» и «Циклон»), два других первоначально предназначались для польской армии, но американское военное ведомство при­брало их к рукам присвоив обозначение ТЗЕ1. Два последних (без башен и вооружения) были проданы Со­ветскому Союзу, где им предстояло дать начало семейству быстроходных танков БТ.

Танк «Харрикейн» со снятыми гусеницами, которые уложены на специальные полки
Танк «Харрикейн» со снятыми гусеницами, которые уложены на специальные полки

Корпус среднего танка ТЗ или М.1931 изготовлялся из 12,7-мм броневых лис­тов. Восемь опорных обрезиненных колес имели ди­аметр 68,6 см и устанавливались на качающихся рычагах с длинными пружинами, обеспечивавшими колесу вертикальный ход до 40,65 см. Та­ким образом, каждое колесо могло подни­маться почти до уровня днища танка, что обес­печивало ему очень высокую проходи­мость. Гусеницы у ТЗ состояли из стальных пластин площадью около 645 см2. Трак такого размера подвергался сильным уг­ловым нагрузкам и изнашивался очень быстро. Два человека могли за 30 минут снять гусеницы и подготовить ма­шину к движению на колесах.

Корпус имел хороший баллис­тический профиль в его остром носе – характерная особенность танка Кристи – размещались пружины подвески перед­них колес. В цилиндрической башне кру­гового вращения размещалась 37-мм короткоствольная пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет.

Сборка танка Кристи М.1932 образца 1932 г.
Сборка танка Кристи М.1932 образца 1932 г.

Кристи не остановился на достигнутом, создав безбашенную машину М.1932, выполненную из дюралюминия и стали с применением сварки. Удельная мощность силовой установки была доведена до 152—169 л.с./т. В печати замелькали сенсаци­онные цифры 156—160 и даже 193 км/ч на колесах и 96 км/ч на гусеницах! Танк окрестили «прыгающим» (см. выпус Музея «Летающие танки»). На таких ско­ростях он действительно должен был буквально перелетать по инерции через рвы весьма значительной ширины. Кристи уверял, что танки должны иметь скоро­сти позволяющие уклоняться от атак штурмовой авиации. Весь 1932 год для конструктора был наполнен всевозможными тяж­бами, дебатами рекламными акциями и выступлениями во славу М.1932. Увы, Департамент вооружений США проигнори­ровал его безбашенную модель.

Устав от постоянной войны с эксцентричным конструктором, Департамент вооружений решил самостоятельно построить подобную машину, которой присвоили обозначение Т.2. Ведущей на Т.2 была все та же задняя пара катков, а передача к ним от ведущих колес гусенично­го хода осуществлялась цепями Галля. При переходе на колесный ход верхняя ветвь гусеницы оставалась на своем месте, фиксируясь над колесами. Мотор располагался спере­ди, что по сути дела превращало машину в легкий колесно-гусеничный бронеавтомо­биль. Им был 7-цилиндровый авиационный двигатель «Continental» A-70 объемом 8,9 литров, который развивал мощность 165 л.с. Вооружение поместили в башне, куда воткнули два пулемета – крупнокалиберный «Browning» M2HB и спаренный с ним «Browning» M1919. Второй M1919 находился на зенитном вертлюге. Экипаж состоял из 3 человек – впереди размещались механик-водитель и его помощник, стрелок в башне. Броневая защита в лобовой части достигала толщины 12,7 мм, такая же броня была у башни, борта имели толщину 9,5 мм.

Опытный танк Департамента вооружения Т.2
Опытный танк Департамента вооружения Т.2

Проект еще как-то смотрелся на бумаге, но на практике оказался вовсе ни­куда не годным. Помесь бронемашины с танком была не только страшной на вид, но еще и ездила под стать внешнему виду. Желая любой ценой спасти честь мундира, военные переделывали Т.2 целых два года, но положительных результатов так и не добились, а танк Кристи превзойти не смогли. Было построено несколько модификаций, последней из которых стал танк T4E2. Боевая масса выросла до почти 9 тонн, а вместо башни появилась массивная рубка, правда, при этом толщина брони составляла всего 9,5 мм по периметру. Число пулеметов выросло до 5, также появилась командирская башенка. Совсем непохожей на исходную была ходовая часть. Опорные катки, ленивцы и ведущие колёса были сконструированы заново, иную конструкцию имели и траки. Укладка гусеничных лент при движении на колёсах была выполнена довольно оригинально: половина ленты крепилась на надгусеничной полке, а вторая половина – под ней, причём концы ленты покоились на ведущем колесе и ленивце. Все эти экспериментальные образцы обошлись казне в $175 000, а по тем временам это была весьма солидная сумма.

Опытный танк Департамента вооружения Т.4Е2
Опытный танк Департамента вооружения Т.4Е2

Тем временем, сам американский конструктор отправился в Англию, где оказался 11 ноября 1936 года. Ибо британское прави­тельство решило купить у Кристи его танк, что оно практически тут же и сделало, заплатив за модель 1932 года 8000 фунтов стерлингов. Английские специалисты подвергли шасси очень серьезным испытаниям — достаточно сказать, что пробег составил 600 миль, из них 327 — по бездорожью после чего за рекордно кроткий срок в 10 месяцев приняли машину на вооружение, но, увы, в чисто гусеничном варианте под маркой А.13.Е2, причислив к так называемым крейсерским танкам.

Советский танк БТ-2 с пулеметным вооружением (схема)
Советский танк БТ-2 с пулеметным вооружением (схема)
Танк БТ-2 с пушечным вооружением совершает прыжок
Танк БТ-2 с пушечным вооружением совершает прыжок

Зато танкам типа БТ довелось занять в Красной Армии весьма достойное место именно в колесно-гусеничном варианте, хотя их освоение промышленностью проходило тяжело. Первый танк БТ-2 не слишком отличался от своего американского прототипа (все «усовершенствования» свелись к разработке башни и вооружения), однако даже в таком виде его изготовление оказалось очень трудным делом. Предназначавшихся для этой машины штатных 37-мм пушек Б-3 постоянно не хватало из-за полукустарного характера их производства, а военпреды часто браковали выпускавшиеся башни. Пришлось на многие танки ставить одни пулеметы. Пушечный БТ-2 имел следующие характеристики: вес – 11,3 т, экипаж – 2 человека, скорость – 52 км/ч на гусеницах и 72 км/ч на колесах, вооружение – 37-мм пушка и 1 пулемет, броня – 10–13 мм. Всего построено около 600 танков БТ-2.

Танк БТ-5 совершает марш на колесах, при этом гусеницы закреплены на корпусе (макет)
Танк БТ-5 совершает марш на колесах, при этом гусеницы закреплены на корпусе (макет)

Проблема была решена унификацией башен для Т-26 и БТ. С новой башней танк, получивший обозначение БТ-5, стал несколько тяжелее (11,5 т), добавился еще один член экипажа, но скорость и бронирование у него не изменились. Всего в 1933—1934 годах было выпущено 1884 БТ-5.

В 1935 году начали выпуск улучшенного танка, получившего обозначение БТ-7. Тактико-техническими ус­ловиями на новую машину предусматри­вались: установка на нем двигателя М-17 (более надежного, чем применявшийся ранее М-5), полностью сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя, увеличенная емкость топливных баков. Характерными особенностями первых прототипов БТ-7 было наличие курсового пулемета справа от механика-водителя и башни оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей. Танки прошли обширную программу испытаний летом и осенью 1934 года. В итоге для машины с экипажем из 3 человек курсовой пуле­мет был признан ненужным, а башню забраковали из-за раздельной установки пушки и пулемета. Ходовая часть состояла из восьми опор­ных, двух направляющих и двух ведущих колес. При движение на колесном ходу ведущей становилась задняя пара опорных катков, а управляемыми — передняя. Средние колеса не поднимались. На гусеничном ходу, руль снимался и уклады­вался в отделении управления.

Первые образцы строили с цилиндрической башней, которую в 1937 году заменили конической, боекомплект танка зависел от того, была ли на нем установлена радиостанция. Механизм наведения пушки в 1938 году усовершенствовали, введя стабилизацию линии прицеливания в вертикальной плоскости. По сравнению с БТ-5 новая машина обладала улучшенной формой корпуса, утолщенной броней, большим запасом топлива и, следовательно, дальностью хода. Вес – 13 т, экипаж – 3 человека, скорость – 53 км/ч на гусеницах и 73 км/ч на колесах, вооружение – 45-мм пушка и 2 пулемета, броня – 13–15 мм. Всего построено 4600 таких танков. Танки БТ-7 поступали преимущественно на вооружение бригад танко­вых корпусов, а также в отдельные тан­ковые бригады.

Советский танк БТ-7 образца 1935 года
Советский танк БТ-7 образца 1935 года
Чертеж советского танка БТ-7 образца 1937 года
Чертеж советского танка БТ-7 образца 1937 года

Большим недостатком БТ-7 можно считать сложность привода колесного хода, который к тому же приходилось возить бесполезным грузом при движении на гу­сеницах. Кстати, испытания на полигоне выявили, что переход с гусениц на колеса и обратно у обычных армейских экипажей занимает больше часа, в то время как в руководстве службы значились 25—30 минут. Оставляли желать лучшего и авиационные моторы М-17, отработавшие на самолетах летный ресурс и устанавливаемые в танки после капремонта. Жалобы из войск на их низкую надежность были частым явлением.

Техническая надежность машин серии БТ существенно выросла после установки в 1939 году на танке последней модификации БТ-7М 500-сильного дизельного двигателя В-2. Сразу же увеличилась скорость и запас хода, поскольку дизель экономичнее бензинового мотора. Вес – 14,65 т, экипаж – 3 человека, скорость – 62 км/ч на гусеницах и 86 км/ч на колесах, вооружение – 45-мм пушка и 2 пулемета, броня – 15–20 мм. Жесткость корпуса БТ-7М повыси­ли за счет установки раскосов, в днище появился люк-лаз, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра. Эта модель значительно превосходила все немецкие легкие танки и была вполне способна потягаться даже и с вариантом среднего PzKp-III, вооруженного 37-мм пушкой.

Производство БТ-7М, после выпуска 700 машин, прекратили в связи с переходом на Т-34 весной 1940 года, а всего в СССР было построено более 8 000 танков БТ разных модификаций!

Советский танк БТ-7М образца 1939 года
Советский танк БТ-7М образца 1939 года

Танки БТ, и главным образом БТ-7, вместе с Т-26 были основой бронетанковых войск РККА в предвоенный период. Боевое крещение БТ-7 получили на Халхин-Голе в составе 6-й и 11-й танковых бригад. Причем, последняя совершила поч­ти 500-км марш к месту боевых действий на колесах. Такую способность советских БТ не учли в японском генштабе, когда считывали возможности Красной Армии по переброске подкреплений. В целом танки заслужили хорошие отзывы, однако отмечались сложность в управлении, требовавшая вы­сокого уровня подготовки механиков-во­дителей, недостаточность броневой защи­ты и неудовлетворительная оснащенность средствами связи. Все эти недостатки подтвердились во время польской кам­пании в сентябре 1939 года и войны с Финляндией. Танки типа БТ также широко использовались в самом начале Великой Отечественной войны.

В 1939 году был построен опытный образец танка Т-25 на базе узлов и агрегатов танков Т-26 и БТ. Передняя часть корпуса имела рациональные углы наклона брони с увеличенной толщиной (24 мм), кормовая часть аналогично танку Т-26. В башне размещались 45-мм пушка и спаренный с ней пулемет. Ходовая часть состояла из 4 катков, поддерживающего ролика и ведущего колеса на каждый борт. Подвеску вынесли за пределы корпуса. При движении на колесах ведущими были по два опорных катка побортно. Ввиду сложности и ненадежности танк на вооружение принят не был.

Опытный советский танк Т-25
Опытный советский танк Т-25

Уважаемые читатели, я специально так подробно рассказал вам об истории появления в СССР танков БТ, чтобы развеять ту завесу лжи, которую напустил некто Резун в своей книге «Ледокол». Этот с позволения сказать «знаток» утверждает, что танки серии БТ создавались именно для нанесения первыми удара по фашистской Германии. Как видите, эти машины были приняты на вооружение еще до прихода к власти Гитлера и сконструированы не в СССР, поэтому никоим образом не могли специально разрабатываться для осуществления «советской агрессии против Германии».

Конструкция ходовой части и вид сбоку советского танка Т-29
Конструкция ходовой части и вид сбоку советского танка Т-29

В 1933 году начались работы по созданию колесно-гусеничного варианта среднего танка Т-28, получившего наименование Т-29. Опытные образцы Т-29-4 и Т-29-5 были изготовлены в 1934 году. Корпус, двигатель и вооружение были позаимствованы у прототипа, только на 35 см увеличили ширину, из-за размещения элементов подвески под броней. Ходовая же часть была совершенно иной: 8 опорных катков большого диаметра, причем ведущими были сразу три пары. В качестве силовой установки на тан­ке Т-29 использовался двигатель М-17Ф. Механическая силовая передача состо­яла из дискового главного фрикциона пятискоростной коробки передач двух бортовых фрикционов двух бортовых передач и ленточных тормозов. При движении на колесном ходу три пары задних опорных катков были веду­щими, а передние катки — управляемыми. В ходовой части применялась индивиду­альная подвеска со спиральными пружи­нами.

Экипаж осматривает колеса Т-29, после совершения марша по снегу
Экипаж осматривает колеса Т-29, после совершения марша по снегу

В 1936 году танк приняли на вооружение, но из-за очень высокой сложности эксплуатации, серийное производство было прекращено после выпуска в 1937 году всего 2 машин. Вес – 28,5 т, экипаж – 5 человек, броня – 20–30 мм, вооружение – 76,2-мм пушка и 5 пулеметов, скорость – 56 км/ч на гусеницах и 80 км/ч на колесах.

Последние из известных конструк­тивных разработок среднего трехбашен­ного танка с колесно-гусеничным ходом относятся к периоду 1937–1938 годов, когда были сделаны эски­зы, а затем выполнен проект танка с противоснарядным бронированием — «Изделие 115». Основные проектные параме­тры этой машины были следующими: бо­евая масса — 32—33 т, экипаж — 6 чело­век, бронирование — 50 и 40 мм, воору­жение в трех башнях — 76,2-мм пушка Л-10 с углом возвышения 70° (боекомп­лект — 76 выстрелов), два крупнокали­берных и три обычных танковых пулеме­та. Максимальная скорость по шоссе — 50 км/ч. Ходовая часть пятикатковая с передними управляемыми и тремя задними ведущими опорными катками. В ме­талле танк построен так и не был.

Опытный колесно-гусеничный танк А-20 (1938 г.)
Опытный колесно-гусеничный танк А-20 (1938 г.)

В 1936 году Михаил Ильич Кошкин (1898–1940 гг.) возглавил конструкторское бюро, которое в октябре 1937 года начало работы над проектом колесно-гусеничного танка А-20 (вес – 18 т, экипаж – 4 человека, скорость – 65 км/ч, вооружение – 45-мм пушка и 2 пулемета, броня – 20–25 мм). В первой половине1939 года танк А-20 изготовили в металле. Он имел полностью сварной корпус из гомогенной брони Толщина листов кор­пуса колебалась от 10 до 20 мм, причем верхний лобовой лист располагался под углом 53°. Башня сварная, в ней были размещены пушка и спаренный пулемет. Второй пулемет размещался на лобовом листе корпуса в шаровой установке. Ряд узлов и агрегатов А-20 позаим­ствовали от БТ-7. Кое-что частично пе­реработали другие сделали заново. Привод колесного хода осуществ­лялся на 6 колес. Ширина гусениц при том же что у БТ-7 диаметре опорных катков была увеличена до 400 мм, поскольку масса танка воз­росла до 18 т.

Легендарный Т-34 (образца 1940 г.) – мало кто знает, что его ходовая часть сделана на основе идей Кристи, но без приводов колесного хода
Легендарный Т-34 (образца 1940 г.) – мало кто знает, что его ходовая часть сделана на основе идей Кристи, но без приводов колесного хода

Параллельно с А-20 создавался гусеничный танк А-32, который по результатам испытаний был признан лучшим и после доработок передан в серийное производство под индексом Т-34.

Совершенствование конструкции гусеничного движителя привели к тому, что от идеи смены ходовой части полностью отказались, а описанные нами образцы остались в истории, как яркий пример не совсем удачной попытки решения весьма оригинальным образом сложной технической задачи.

Автор: Юрий Каторин

Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.

#история #техника #танки #бронетехника