Публикуется по многочисленным просьбам трудящихся, которые прозвучали здесь.
В истории появления таких машин особое место занимают работы талантливого американского конструктора Джорджа Уолтера Кристи (1865—1944 гг.). Заказ на свой первый танк Кристи получил 22 ноября 1919 года. Уже в январе 1921-го танк демонстрировался на его заводе, после чего был отправлен на Абердинский полигон для испытаний, которые проводились до 21 апреля 1921 года.
Именно в этой машине идея колесно-гусеничного танка, обладающего высокой подвижностью, даже в ущерб другим характеристикам, впервые нашла свое воплощение. Его главной особенностью было то, что он, используя одну и туже ходовую часть, мог передвигаться как на колесах, так и на гусеницах. Танк имел всего две колесные пары. На колесном ходу передняя пара управлялась рулевым колесом, задняя была ведущей.
Чтобы поменять движитель усилиями экипажа, требовалось всего 15 минут. Танк въезжал на гусеничные цепи, разложенные на земле, ленты цепей охватывали колеса и скреплялись. Каждый трак гусеницы имел внутренний центрирующий гребень. Колеса выполнялись двускатными с внутренним желобом, при этом желоба ведущих колес снабжались специальными выступами для сцепления с гребнями гусеницы. Передняя пара колес блокировалась. Одновременно опускались две расположенные побортно подпружиненные тележки, амортизирующие нижние ветви гусениц. При 120-сильном моторе танк показал 11 км/ч на гусеницах; 21 км/ч на колесах. Но так как колеса были у танка неподрессоренными, его очень сильно трясло при движении. Маневренность, так же как и проходимость, из-за небольшой высоты зацепа гусеницы признали неудовлетворительной. Боевое отделение – тесным и плохо вентилируемым.
В то же время даже эта конструкция содержала немало новых технических решений. Так, 6-цилиндровый двигатель мощностью 120 л. с. Кристи расположил поперек корпуса с приводом на два фрикциона и две бортовые коробки передач. Благодаря этому при повороте можно было отключить соответствующий фрикцион, и ведущее колесо, вращаясь вхолостую, делало меньше оборотов и облегчало поворот танка. Средняя пара опорных катков вместе с верхним поддерживающим роликом могла подниматься и опускаться, что обеспечивало натяжение гусениц. Танк с «треском завалил» испытания.
Однако именно эта «сырая» машина стала основой для дальнейшей работы, в ходе которой главным достижением Кристи явилось создание трансформируемого движителя (работающего как с надетой гусеницей, так и без нее) и великолепной свечной индивидуальной подвески. Эти новшества и обусловили успех его лучших конструкций. Кроме того, он успешно решил проблему, заключенную в принципиальном различии между танковыми и автомобильными трансмиссиями.
По результатам испытаний было решено переделать машину. Новый танк, получивший обозначение М.1921, хотя и создавался на базе своего предшественника, имел от него множество отличий. Отсутствовала башня, а спаренная пушечно-пулеметная шаровая установка была размещена в лобовом листе корпуса. Два дополнительных пулемета «браунинг» в шаровых установках размещались по углам боевого отделения, из-за чего экипаж танка на одного человека пришлось увеличить. Теперь два стрелка обслуживали пушку и два пулемета, а командир мог вести наблюдения за дорогой, причем механика-водителя посадили слева сзади. Ходовая часть танка использовалась старая, однако теперь передние рулевые колеса получили мощные пружинные рессоры, а бортовые тележки — катки большого диаметра. Все это увеличивало плавность хода, что и было подтверждено на испытаниях.
Вскоре Кристи основал новую компанию «Уилтрак лейер корпорашн» и начал разработку перспективного танка М.1928. Теперь уже каждый опорный каток на нем имел отличную индивидуальную подвеску, а само шасси состояло из 8 обрезиненных катков большого диаметра. Мощные спиральные пружины, надетые на свечи-толкатели (из-за чего этот тип подвески очень часто так и называли «свечным»), соединялись с катками через качающиеся рычаги и располагались между двумя бортовыми листами корпуса. Как недостаток подобного устройства отмечалось «съедание» подвеской пространства внутри танка. Зато благодаря исключительно плавному ходу танк достигал невиданных раньше скоростей: до 112 км/ч – на колесах и 68 км/ч на гусеницах.
В окончательном варианте (модель 1931 г.) машина имела: вес – 11 т, длину – 5,8 м, экипаж – 3 человека, вооружение – 37-мм пушка и 2 пулемета, броню – до 16 мм). При выходе танка на оперативный простор и появлении возможности совершить марш-бросок по хорошей дороге два танкиста могли за 30 минут снять гусеницы и подготовить машину к движению на колесах. В этом случае передние катки становились направляющими колесами, две пары средних приподнимались, а задние превращались в ведущие колеса.
Вооружение опытного образца состояло из двух пулеметов, один из которых закреплялся в лобовом листе корпуса, но танк можно было оборудовать башней, а значит, установить на нем и более мощное вооружение. Испытания танка начались в октябре 1930 года и проводились в Форт–Майерсе. В июне 1930 года с танком У. Кристи смогла познакомиться советская комиссия И. Халепского, направленная за границу покупать современные танки для СССР. Вначале Халепский особого интереса к танку не проявил, но в июне 1930-го выяснилось, что ничего лучшего у американцев нет, и сделка по его продаже все-таки состоялась.
С октября 1931 года по май 1932 года компания Кристи произвела девять танков М.1931 под обозначением «средний ТЗ» Три из них предназначались для кавалерии и в целях соответствия положениям «Акта о национальной обороне» получили обозначение «боевая машина Т1» (впрочем, в армии им сразу дали собственные имена – «Торнадо», «Харрикейн» и «Циклон»), два других первоначально предназначались для польской армии, но американское военное ведомство прибрало их к рукам присвоив обозначение ТЗЕ1. Два последних (без башен и вооружения) были проданы Советскому Союзу, где им предстояло дать начало семейству быстроходных танков БТ.
Корпус среднего танка ТЗ или М.1931 изготовлялся из 12,7-мм броневых листов. Восемь опорных обрезиненных колес имели диаметр 68,6 см и устанавливались на качающихся рычагах с длинными пружинами, обеспечивавшими колесу вертикальный ход до 40,65 см. Таким образом, каждое колесо могло подниматься почти до уровня днища танка, что обеспечивало ему очень высокую проходимость. Гусеницы у ТЗ состояли из стальных пластин площадью около 645 см2. Трак такого размера подвергался сильным угловым нагрузкам и изнашивался очень быстро. Два человека могли за 30 минут снять гусеницы и подготовить машину к движению на колесах.
Корпус имел хороший баллистический профиль в его остром носе – характерная особенность танка Кристи – размещались пружины подвески передних колес. В цилиндрической башне кругового вращения размещалась 37-мм короткоствольная пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет.
Кристи не остановился на достигнутом, создав безбашенную машину М.1932, выполненную из дюралюминия и стали с применением сварки. Удельная мощность силовой установки была доведена до 152—169 л.с./т. В печати замелькали сенсационные цифры 156—160 и даже 193 км/ч на колесах и 96 км/ч на гусеницах! Танк окрестили «прыгающим» (см. выпус Музея «Летающие танки»). На таких скоростях он действительно должен был буквально перелетать по инерции через рвы весьма значительной ширины. Кристи уверял, что танки должны иметь скорости позволяющие уклоняться от атак штурмовой авиации. Весь 1932 год для конструктора был наполнен всевозможными тяжбами, дебатами рекламными акциями и выступлениями во славу М.1932. Увы, Департамент вооружений США проигнорировал его безбашенную модель.
Устав от постоянной войны с эксцентричным конструктором, Департамент вооружений решил самостоятельно построить подобную машину, которой присвоили обозначение Т.2. Ведущей на Т.2 была все та же задняя пара катков, а передача к ним от ведущих колес гусеничного хода осуществлялась цепями Галля. При переходе на колесный ход верхняя ветвь гусеницы оставалась на своем месте, фиксируясь над колесами. Мотор располагался спереди, что по сути дела превращало машину в легкий колесно-гусеничный бронеавтомобиль. Им был 7-цилиндровый авиационный двигатель «Continental» A-70 объемом 8,9 литров, который развивал мощность 165 л.с. Вооружение поместили в башне, куда воткнули два пулемета – крупнокалиберный «Browning» M2HB и спаренный с ним «Browning» M1919. Второй M1919 находился на зенитном вертлюге. Экипаж состоял из 3 человек – впереди размещались механик-водитель и его помощник, стрелок в башне. Броневая защита в лобовой части достигала толщины 12,7 мм, такая же броня была у башни, борта имели толщину 9,5 мм.
Проект еще как-то смотрелся на бумаге, но на практике оказался вовсе никуда не годным. Помесь бронемашины с танком была не только страшной на вид, но еще и ездила под стать внешнему виду. Желая любой ценой спасти честь мундира, военные переделывали Т.2 целых два года, но положительных результатов так и не добились, а танк Кристи превзойти не смогли. Было построено несколько модификаций, последней из которых стал танк T4E2. Боевая масса выросла до почти 9 тонн, а вместо башни появилась массивная рубка, правда, при этом толщина брони составляла всего 9,5 мм по периметру. Число пулеметов выросло до 5, также появилась командирская башенка. Совсем непохожей на исходную была ходовая часть. Опорные катки, ленивцы и ведущие колёса были сконструированы заново, иную конструкцию имели и траки. Укладка гусеничных лент при движении на колёсах была выполнена довольно оригинально: половина ленты крепилась на надгусеничной полке, а вторая половина – под ней, причём концы ленты покоились на ведущем колесе и ленивце. Все эти экспериментальные образцы обошлись казне в $175 000, а по тем временам это была весьма солидная сумма.
Тем временем, сам американский конструктор отправился в Англию, где оказался 11 ноября 1936 года. Ибо британское правительство решило купить у Кристи его танк, что оно практически тут же и сделало, заплатив за модель 1932 года 8000 фунтов стерлингов. Английские специалисты подвергли шасси очень серьезным испытаниям — достаточно сказать, что пробег составил 600 миль, из них 327 — по бездорожью после чего за рекордно кроткий срок в 10 месяцев приняли машину на вооружение, но, увы, в чисто гусеничном варианте под маркой А.13.Е2, причислив к так называемым крейсерским танкам.
Зато танкам типа БТ довелось занять в Красной Армии весьма достойное место именно в колесно-гусеничном варианте, хотя их освоение промышленностью проходило тяжело. Первый танк БТ-2 не слишком отличался от своего американского прототипа (все «усовершенствования» свелись к разработке башни и вооружения), однако даже в таком виде его изготовление оказалось очень трудным делом. Предназначавшихся для этой машины штатных 37-мм пушек Б-3 постоянно не хватало из-за полукустарного характера их производства, а военпреды часто браковали выпускавшиеся башни. Пришлось на многие танки ставить одни пулеметы. Пушечный БТ-2 имел следующие характеристики: вес – 11,3 т, экипаж – 2 человека, скорость – 52 км/ч на гусеницах и 72 км/ч на колесах, вооружение – 37-мм пушка и 1 пулемет, броня – 10–13 мм. Всего построено около 600 танков БТ-2.
Проблема была решена унификацией башен для Т-26 и БТ. С новой башней танк, получивший обозначение БТ-5, стал несколько тяжелее (11,5 т), добавился еще один член экипажа, но скорость и бронирование у него не изменились. Всего в 1933—1934 годах было выпущено 1884 БТ-5.
В 1935 году начали выпуск улучшенного танка, получившего обозначение БТ-7. Тактико-техническими условиями на новую машину предусматривались: установка на нем двигателя М-17 (более надежного, чем применявшийся ранее М-5), полностью сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя, увеличенная емкость топливных баков. Характерными особенностями первых прототипов БТ-7 было наличие курсового пулемета справа от механика-водителя и башни оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей. Танки прошли обширную программу испытаний летом и осенью 1934 года. В итоге для машины с экипажем из 3 человек курсовой пулемет был признан ненужным, а башню забраковали из-за раздельной установки пушки и пулемета. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих и двух ведущих колес. При движение на колесном ходу ведущей становилась задняя пара опорных катков, а управляемыми — передняя. Средние колеса не поднимались. На гусеничном ходу, руль снимался и укладывался в отделении управления.
Первые образцы строили с цилиндрической башней, которую в 1937 году заменили конической, боекомплект танка зависел от того, была ли на нем установлена радиостанция. Механизм наведения пушки в 1938 году усовершенствовали, введя стабилизацию линии прицеливания в вертикальной плоскости. По сравнению с БТ-5 новая машина обладала улучшенной формой корпуса, утолщенной броней, большим запасом топлива и, следовательно, дальностью хода. Вес – 13 т, экипаж – 3 человека, скорость – 53 км/ч на гусеницах и 73 км/ч на колесах, вооружение – 45-мм пушка и 2 пулемета, броня – 13–15 мм. Всего построено 4600 таких танков. Танки БТ-7 поступали преимущественно на вооружение бригад танковых корпусов, а также в отдельные танковые бригады.
Большим недостатком БТ-7 можно считать сложность привода колесного хода, который к тому же приходилось возить бесполезным грузом при движении на гусеницах. Кстати, испытания на полигоне выявили, что переход с гусениц на колеса и обратно у обычных армейских экипажей занимает больше часа, в то время как в руководстве службы значились 25—30 минут. Оставляли желать лучшего и авиационные моторы М-17, отработавшие на самолетах летный ресурс и устанавливаемые в танки после капремонта. Жалобы из войск на их низкую надежность были частым явлением.
Техническая надежность машин серии БТ существенно выросла после установки в 1939 году на танке последней модификации БТ-7М 500-сильного дизельного двигателя В-2. Сразу же увеличилась скорость и запас хода, поскольку дизель экономичнее бензинового мотора. Вес – 14,65 т, экипаж – 3 человека, скорость – 62 км/ч на гусеницах и 86 км/ч на колесах, вооружение – 45-мм пушка и 2 пулемета, броня – 15–20 мм. Жесткость корпуса БТ-7М повысили за счет установки раскосов, в днище появился люк-лаз, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра. Эта модель значительно превосходила все немецкие легкие танки и была вполне способна потягаться даже и с вариантом среднего PzKp-III, вооруженного 37-мм пушкой.
Производство БТ-7М, после выпуска 700 машин, прекратили в связи с переходом на Т-34 весной 1940 года, а всего в СССР было построено более 8 000 танков БТ разных модификаций!
Танки БТ, и главным образом БТ-7, вместе с Т-26 были основой бронетанковых войск РККА в предвоенный период. Боевое крещение БТ-7 получили на Халхин-Голе в составе 6-й и 11-й танковых бригад. Причем, последняя совершила почти 500-км марш к месту боевых действий на колесах. Такую способность советских БТ не учли в японском генштабе, когда считывали возможности Красной Армии по переброске подкреплений. В целом танки заслужили хорошие отзывы, однако отмечались сложность в управлении, требовавшая высокого уровня подготовки механиков-водителей, недостаточность броневой защиты и неудовлетворительная оснащенность средствами связи. Все эти недостатки подтвердились во время польской кампании в сентябре 1939 года и войны с Финляндией. Танки типа БТ также широко использовались в самом начале Великой Отечественной войны.
В 1939 году был построен опытный образец танка Т-25 на базе узлов и агрегатов танков Т-26 и БТ. Передняя часть корпуса имела рациональные углы наклона брони с увеличенной толщиной (24 мм), кормовая часть аналогично танку Т-26. В башне размещались 45-мм пушка и спаренный с ней пулемет. Ходовая часть состояла из 4 катков, поддерживающего ролика и ведущего колеса на каждый борт. Подвеску вынесли за пределы корпуса. При движении на колесах ведущими были по два опорных катка побортно. Ввиду сложности и ненадежности танк на вооружение принят не был.
Уважаемые читатели, я специально так подробно рассказал вам об истории появления в СССР танков БТ, чтобы развеять ту завесу лжи, которую напустил некто Резун в своей книге «Ледокол». Этот с позволения сказать «знаток» утверждает, что танки серии БТ создавались именно для нанесения первыми удара по фашистской Германии. Как видите, эти машины были приняты на вооружение еще до прихода к власти Гитлера и сконструированы не в СССР, поэтому никоим образом не могли специально разрабатываться для осуществления «советской агрессии против Германии».
В 1933 году начались работы по созданию колесно-гусеничного варианта среднего танка Т-28, получившего наименование Т-29. Опытные образцы Т-29-4 и Т-29-5 были изготовлены в 1934 году. Корпус, двигатель и вооружение были позаимствованы у прототипа, только на 35 см увеличили ширину, из-за размещения элементов подвески под броней. Ходовая же часть была совершенно иной: 8 опорных катков большого диаметра, причем ведущими были сразу три пары. В качестве силовой установки на танке Т-29 использовался двигатель М-17Ф. Механическая силовая передача состояла из дискового главного фрикциона пятискоростной коробки передач двух бортовых фрикционов двух бортовых передач и ленточных тормозов. При движении на колесном ходу три пары задних опорных катков были ведущими, а передние катки — управляемыми. В ходовой части применялась индивидуальная подвеска со спиральными пружинами.
В 1936 году танк приняли на вооружение, но из-за очень высокой сложности эксплуатации, серийное производство было прекращено после выпуска в 1937 году всего 2 машин. Вес – 28,5 т, экипаж – 5 человек, броня – 20–30 мм, вооружение – 76,2-мм пушка и 5 пулеметов, скорость – 56 км/ч на гусеницах и 80 км/ч на колесах.
Последние из известных конструктивных разработок среднего трехбашенного танка с колесно-гусеничным ходом относятся к периоду 1937–1938 годов, когда были сделаны эскизы, а затем выполнен проект танка с противоснарядным бронированием — «Изделие 115». Основные проектные параметры этой машины были следующими: боевая масса — 32—33 т, экипаж — 6 человек, бронирование — 50 и 40 мм, вооружение в трех башнях — 76,2-мм пушка Л-10 с углом возвышения 70° (боекомплект — 76 выстрелов), два крупнокалиберных и три обычных танковых пулемета. Максимальная скорость по шоссе — 50 км/ч. Ходовая часть пятикатковая с передними управляемыми и тремя задними ведущими опорными катками. В металле танк построен так и не был.
В 1936 году Михаил Ильич Кошкин (1898–1940 гг.) возглавил конструкторское бюро, которое в октябре 1937 года начало работы над проектом колесно-гусеничного танка А-20 (вес – 18 т, экипаж – 4 человека, скорость – 65 км/ч, вооружение – 45-мм пушка и 2 пулемета, броня – 20–25 мм). В первой половине1939 года танк А-20 изготовили в металле. Он имел полностью сварной корпус из гомогенной брони Толщина листов корпуса колебалась от 10 до 20 мм, причем верхний лобовой лист располагался под углом 53°. Башня сварная, в ней были размещены пушка и спаренный пулемет. Второй пулемет размещался на лобовом листе корпуса в шаровой установке. Ряд узлов и агрегатов А-20 позаимствовали от БТ-7. Кое-что частично переработали другие сделали заново. Привод колесного хода осуществлялся на 6 колес. Ширина гусениц при том же что у БТ-7 диаметре опорных катков была увеличена до 400 мм, поскольку масса танка возросла до 18 т.
Параллельно с А-20 создавался гусеничный танк А-32, который по результатам испытаний был признан лучшим и после доработок передан в серийное производство под индексом Т-34.
Совершенствование конструкции гусеничного движителя привели к тому, что от идеи смены ходовой части полностью отказались, а описанные нами образцы остались в истории, как яркий пример не совсем удачной попытки решения весьма оригинальным образом сложной технической задачи.
Автор: Юрий Каторин
Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.
#история #техника #танки #бронетехника