В последнее время признаки разрушении технологических цепочек в мире обрели явные и доступные многим подтверждения:
- резкий рост сроков поставки / дефицит комплектующих и продукции различных переделов, да еще на фоне снижения конечного потребления;
- рост цен на десятки процентов на материалы, сырье и те же комплектующие по всему миру;
- массовая остановка производства на предприятиях, пока без банкротств, из-за отсутствия деталей и комплектующих.
Периодически звучат успокаивающие слова – «в мире кризис перепроизводства, ничего страшного, подумаешь, часть обанкротится, у нас избыток мощностей». В реальности, все совсем не так, как кажется на самом деле.
Помимо геостратегии, я более 15 лет работаю корпоративным стратегом. На этот период пришлось более дюжины различных отраслей, работа внутри компаний, в качестве внешнего консультанта, привлеченного эксперта, методолога и советника. Практически везде один из ключевых посылов стратегии был: «Надо создать монополию / олигополию и за счет этого окупить вложенные силы и ресурсы». Все институтские программы, курсы МВА, учебники, книги и лучшие практики тем или иным способом подталкивали к монополизации в конкретной рыночной нише / сегменте. Индивидуальные интересы выше общественных, если есть возможность изменить правила игры и убить конкуренцию - действуем.
В данной парадигме были построены стратегии и программы развития большей части самых агрессивных, энергичных и успешных компаний, сплошное формирования вертикально и/или горизонтально интегрированных холдингов, оптимизация и вынесение на аутсорсинг, ради экономии. В местах, где государство, поставщики, покупатели не могли, не хотели или просто не успевали уследить, довольно быстро возникал небольшой монополист или олигополия с картельным сговором. Если по наиболее крупным и прозрачным отраслям внешние силы еще сдерживали аппетиты владельцев и руководителей компаний, то по менее значимым – беда в масштабах страны и мира.
Смотришь на технологическую цепочку, вроде множество производителей, высокая конкуренция, а как начинаешь по ней идти, то моментально упираешься в небольшого локального монополиста или олигополию, что сожрали в рамках своего сегмента всех, реализовав свои стратегии M&A. Поскольку данная работа велась давно, то производственные мощности основательно оптимизированы, лишние предприятия по миру закрыты. Тишь да гладь.
А теперь наступили проблемы – из-за отсутствия единой координации, каждый выживает сам по себе, зачастую «узкие места» технологических цепочек входят в большие холдинги на правах второстепенных активов, находятся вне основной территории интересов и т.д. Никто не дает таким компаниям приоритет в поставках материалов и продукции предыдущих переделов, приводя к сокращению производства по всей цепочке, а то и её закрытию. Нет в мире силы, что заинтересована в анализе, выкупе и сохранении работы этих предприятий, всем не до того – Долина пирамид качается.
Что будет, когда произойдет обрушение Долины пирамид? По реальному и банковскому секторам пройдут волны 9-ти бальных землетрясений, и окажется, что добрая часть важных предприятий умерла. С точки зрения статистики и финансов все нормально – было 100 производственных компаний, через полгода в живых останется 50, но не выживет всего пара ключевых, что делают бесполезными все остальные…
И, да, из-за того, что ключевые наукоемкий предприятий России собраны в контуры управления госкорпораций и у нас есть кулибины и умельцы собирать на коленке, ситуация будут легче…