Далёкое будущее. Разрушенный безымянный город. Девушка по имени Рахиль живёт вместе со своим другом и любовником Виком в убежище под названием Балконные Утёсы (скорее всего, это гигантская полуразвалившаяся многоэтажка), промышляя поисками в грудах мусора и отходов того, что может пригодиться паре для выживания. Надо сказать, что мусор в этом «городе будущего» – непростой, в нём при некотором везении можно найти разнообразнейших «биотехов», жизненно необходимых Вику для его деятельности. Особенная достопримечательность, гордость и ужас мусорщиков и прочих обитателей этого апокалиптигенетического хаоса – огромный летающий медведь Морд. И Морд, и многие другие артефакты и квазиживые существа придуманного Вандермеером пространства являются продуктами биотехнологических изысканий Компании – научно-исследовательского предприятия на окраине города, пришедшего в упадок и уже давно не функционирующего. На Компанию когда-то работал и Вик…
Сумасшедший деспотичный Морд, перемещаясь по окрестностям, терроризирует местное «население» и ведёт себя совершенно непредсказуемо. Он настолько огромен, что в его мехе может запутаться что угодно. Мусорщики, рискуя жизнью, иногда забираются на спящего медведя и «прочёсывают» его в поисках всяких полезных штук. Однажды Рахиль извлекает из шерсти Морда странное существо, похожее на гибрид анемона и кальмара. Проникаясь к нему сочувствием и нежностью, девушка нарекает существо Борном и приносит его в Балконные Утёсы. Несмотря на протесты Вика, который считает существо потенциально опасным и хотел бы исследовать (на самом деле – элементарно разрезать, посмотреть, что у Борна внутри), Рахиль оставляет Борна в Балконных Утёсах. А Борн тем временем растёт с невероятной скоростью и обнаруживает способность разговаривать и перемещаться…
Это короткий пересказ самого начала романа Джеффа Вандермеера "Борн". Далее будет ещё много интересного. Автор, ловко пользуясь замечательными особенностями созданного им оригинального мира, развивает действие (иногда достаточно непредсказуемо), загадывает загадки и даёт на них ответы (но не на все и не всегда), а также умело подвигает читателя на философские размышления (настолько глубокие, насколько ум читателя позволит). Кстати, в романе нет чёткой морали и явных ответов, а вот вопросов хватает…
© Владимир Ларионов
#вандермеер #отзывы ВЛ #зарубежная фантастика